Тест

Master of CORRUPTION administration или типичный коррупционер

В бизнесе диплом МВА (master of business administration) является показателем наличия определенных управленческих компетенций и знаний, показателем уровня развития менеджера.

В госсекторе такой диплом, к сожалению, мало, что значит.

Прошлый закон о госслужбе долгие годы выстраивал искусственный барьер, который не позволял попасть в ряды государственных служащих действительно успешным управленцам из бизнеса.

Ключевые показатели успеха (KPI - key performance indicator) в бизнесе и на госслужбе настолько не сопоставимы, что кажется, существуют в параллельных мирах.

В бизнесе критерий успешного менеджера – насколько удалось увеличить оборот его компании.

В госсекторе показатель успеха – это ранг. Чиновник, проработавший полгода на госслужбе, будет иметь приоритет перед управленцем, увеличившим, например, оборот компании на $1 млн.

[L]Таким образом, закон о госслужбе ограждал чиновников от естественной конкуренции.

В советское время их довольно презрительно называли "номенклатура", сейчас просто "чиновник" - но это, по-прежнему, представитель того закрытого сообщества, которое допускает в свои ряды только на основании своих же критериев, а не на основании объективных показателей.

Поэтому даже те менеджеры, которые имея знания и опыт, могли бы реформировать госинституты или, например, эффективнее управлять госимуществом, скорее всего на эти должности не попадут.

Система, читай – номенклатура – сама отберет кого надо: детей, внуков, соседей. Они попадут туда без проблем, даже если полные идиоты, не имеющие никакого существенного опыта и позитивной репутации.

Вторая проблема госслужбы – унизительная нерыночная зарплата.

Представим, чиновника, у которого в ведении материально-технические комплексы стоимостью в полмиллиарда гривен, а у него при этом зарплата 3 400 гривен.

И ни у кого из его патронов не возникает вопрос – если он работает "не за зарплату", на что он живет?

Вообще, такие низкие зарплаты, на мой взгляд, это опять же способ номенклатуры привить коррупционные ценности молодым специалистам.

Когда человек в молодые годы приходит на госслужбу (как раз в тот период, люди обзаводятся семьями и удовлетворяют свои базовые потребности), низкая зарплата вынуждает его идти на сделку с совестью.

Он смотрит вокруг, начинает понимать, как и с чего живут его коллеги. И если не пытается спастись бегством, то ему приходится принимать правила игры. Сначала, конечно, давит и жмет, но чувство дискомфорта быстро проходит, новая модель поведения становится нормой.

Начальство нередко делает вид, что не видит, когда сотрудник берет деньги, за те услуги, которые он должен предоставлять населению бесплатно, в рамках своих служебных обязанностей.

Такое попустительство – это тоже часть тактики.

Он не будет меня обвинять, потому что тоже берет, – думает начальник. Такой вот акт круговой поруки.

Какое оправдание может придумать молодой человек: "Те вот еще больше берут. А я так себе немного".

Закон о госслужбе долгие годы был главным законодательно закрепленным "инструментом" коррумпировано-неэффективной системы.

Система, которая не формулирует критерии KPIs и не дает удовлетворительного денежного вознаграждения, порождает только коррупционеров.

Чтобы обезопасить свое "племя" от открытой конкуренции, они придумали звания, регалии, которые опять же присваивают не в результате каких-то достижений, а по а субъективным показателям в результате субъективных решений. Так вышестоящие чиновники поощряют тех, кто работает с ними в связке.

Таким образом, молодой специалист к 35 годам обрастает кучей имущества и массой потенциальных статей за взятничесвто. Чем дальше это заходит, тем маловероятнее, что чиновник вернется к нормальной работе.

Как считал известный грузинский реформатор Каха Бендукидзе, иногда государственный институт проще полностью расформировать. А потом создать заново, набирав новый штат по другим критериям.

Самый простой вариант понять, чего стоит госчиновник, отправить его на собеседование в международную компанию. Пусть он там попробует удивить кого-то своими регалиями.

Регалии – одно из защитных свойств системы.

Я не говорю, что не должно быть системы оценки. Просто она должна быть максимально простой и объективной.

Например, экономия бюджета при выполнении всех задач. За такое надо не только ранг или грамоту давать, а процент от сэкономленных средств.

Например, руководитель департамента призвал врачей сортировать мусор в своих больницах. Косвенно, если посчитать, он сэкономил 10 млн. гривен за полтора года. Это экономия? Руководитель, принявший эффективное управленческое решение, по логике сэкономил наш общий бюджет и должен рассчитывать на абсолютно легальную премию.

Master or corruption administration мотивирован совсем другими бонусами.

Он не ждет и не просит официальную премию. Он готов работать за 2 тысячи гривен, при этом носить часы Breguet и ездить на автомобиле S-класса, паркуя его подальше от главного входа.

Есть и другой тип чиновников-коррупционеров. Они похожи на гражданина Корейко: не носят дорогие часы, едят в столовой, ездят на служебной машине, но последние 20 лет работают на одной и той же должности. По внешнему виду вы никогда не догадаетесь, что это житель Конча-Заспы.

Такой представитель "среднего звена" точно понимает, как работают процедуры, и остается на плаву при всех сменах вышестоящего руководства.

Такие люди зачастую могут все решать, но при этом даже не подписывать документы. Они виртуозно выживают при любых сменах курса. И это ключевой, как говорят в бизнесе, skill.

Подобных специалистов в министерствах гораздо больше, чем тех, кто готов, хочет и умеет осуществлять реформы.

Максим Нефедов, замминистра экономического развития и торговли, внедрил систему госзакупок Prozzoro, благодаря которой государство за несколько лет сэкономит 100 млн гривен.

Почему бы ему и его команде не выплатить 1 миллион гривен? Это всего лишь 1% от суммы сэкономленного.

Но никто на такой шаг пока не осмелится. И знаете почему?

Наше общество пока инфантильно и не готово платить за эффективность.

Мы в массе своей пока еще не осознали, как много теряем из-за неэффективного и коррумпированного чиновничьего аппарата.

Творец сингапурского чуда Ли Куан Ю дает очень простой рецепт борьбы с коррупцией:

Начните с того, что посадите трёх своих друзей.

Мы должны хотя бы начать осуждать коррупционеров, даже если это наши друзья или родственники.

Коррупция должна перестать быть модным занятием.

Надеюсь, что новый закон о госслужбе, наконец, создаст конкурентные условия при приеме на работу в госорганы.

Работать на государство должны лучшие и успешные, способные построить государственные процессы с учетом современных IT и бизнес технологий.

В конце концов, государство – это сервис, который мы с вами оплачиваем своими налогами.