Исчезновение иллюзий. Пропагандистский душок и вторая свежесть фотопроекта "Другой Крым"
Сейчас мне приходится смотреть много фотографий начинающих молодых украинских фотографов. Они показывают свои работы с неизменным вопросом: "Хорошо ли я снимаю?"
Сплошной поток рассветов-закатов, цветочков, котиков, селфи, голубей и воробьёв. Реже попадаются виды городов, и совсем большая редкость – съёмка на улице. Авторы всегда работают хорошей цифровой фотоаппаратурой, которая устраняет технические проблемы и позволяет переключиться на смысл снимаемого.
Чаще всего я тоже задаю им один и тот же вопрос: "Вот вы живёте на Оболони (Троещине, Печерске, в Вышгороде…)... Почему вы не снимаете свою жизнь?"
И слышу типичный ответ: "А что в моей жизни интересного? Она однообразна, окружение серое. Я в фотографиях показываю тот идеальный мир, каким мне бы хотелось его видеть".
Вроде бы правильный ответ, если бы не одно "но". В своей основе предметом фотографии всегда является реальность.
Посмотрите на съёмки Гражданской войны в США (1861-1865) Мэттью Брэди. Его батальные фото потрясают своей правдивостью. И именно отсюда идет отношение к фотоизображению как к документу. Всё дальнейшее развитие американской фотографии только подтверждает это.
Сражение при Энтитеме, 1862. Фото Мэттью Брэди |
Наше же представление о том, что такое светопись, имеет советское происхождение. Когда вся жизнь строилась по тройным стандартам: думали одно, говорили другое, делали третье. Фотограф должен был изображать иллюзию прекрасной жизни. А хочешь показывать реальность, значит, ты – очернитель действительности и враг народа.
Прошла почти четверть века с развала Советского Союза, но у огромного числа людей отношение к действительности не изменилось. Живём в мире иллюзорных представлений. И своих лидеров мы выбираем, пребывая в иллюзии, что вот именно этот человек сделает нас счастливыми. Крушение иллюзий приходит быстро, как и следующее за ним обретение новых.
Недавно одно из занятий группы "Пространство темы" школы фотографии Виктора Марущенко было посвящено нашумевшему фотопроекту "Другой Крым". Он снят шестью мировыми звездами фотографии (Георгий Пинхасов, Оливия Артур, Франческо Зизола, Пеп Бонет, Кристофер Моррис и Юрий Козырев), которые работают в трёх конкурирующих агентствах Magnum, VII и Noor. Источники финансирования проекта не разглашаются.
Скриншот с сайта, посвященного проекту "Другой Крым" |
У слушателей группы было задание самостоятельно проанализировать все работы и постараться выразить в небольшом тексте своё отношение к этому проекту.
Сложно быть объективным, когда на тебя давит авторитет знаменитостей. Да и критически относиться к изображению, сделанному мастерами, в принципе, невозможно. У каждого своя неповторимая манера съёмки, свои профессиональные приемы, все фотографии высокого уровня исполнения. И даже похожий на советский подход в выборе героев фотоисторий можно с натяжкой объяснить авторским видением темы.
Несуразности появляются, когда начинается разбор названия проекта – "Другой Крым". Каждый автор снимал в оккупированном Россией Крыму на протяжении 10 дней весной-летом 2014 года. А выпущен фотопродукт в свет в 2016 году – накануне второй годовщины оккупации.
[L]Такие вот фотографии второй свежести, иллюзия свежих документальных съёмок. С душком пропагандисткой акции.
Журналистская и документальная фотография держатся на одном незыблемом правиле – честности рассказчика. Если это правило нарушается, исчезает доверие к источнику информации. Так, в принципе, исчезает профессия.
Помните, в документальном фильме War Photographer (2001) известный американский военный фотограф Джеймс Нахтвей говорит, рассказывая о съёмке в Косово после уничтожения там сербами албанцев, что он был единственным голосом этих обиженных людей, у которых не было права даже высказаться.
А теперь что – исчезает и этот единственный голос?
Такой вопрос мы задали нашей знаменитой гостье – лауреату премии World Press Photo (1991), автору книги "Мандривка, или Путешествие фейсбучного червя по Украине" (2014), российскому фотографу Виктории Ивлевой.
Виктория снимает сейчас большой проект об Украине, всё время в разъездах, но нашла время для встречи с учениками фотошколы. Само собой разумеется, зашла речь и о проекте "Другой Крым".
Российский фотограф Виктория Ивлева. Фото: Zubec Andrey |
Ивлева доброжелательно и детально рассмотрела темы всех авторов, находя в них новые и новые смысловые противоречия. И завершила свой разбор словами: "Братцы, этот проект – большое лукавство".
Напоследок поговорили и о её новой украинской съёмке. Учитывая, что работа ещё идет, рассказывать о подробностях пока рано. Остановлюсь на одном только эпизоде из разговора. Когда встреча уже заканчивалась, Виктория вдруг озадачила всех вопросом: "А почему вы не спрашиваете о главном?" – "Так, кажется, обо всём спросили..." – "Не спросили. Главное – откуда у меня деньги на реализацию моих идей? А мне скрывать нечего".
И рассказала такую историю. В швейцарском Берне была у неё встреча с читателями, во время которой Виктория обмолвилась, что есть вот такая задумка, связанная с сегодняшней ситуацией в Украине, но средств на её реализацию нет. Организаторам встречи идея понравилась, в Швейцарии был объявлен сбор денег, и вскоре необходимая сумма была собрана.
А мне в связи с этим вспомнился совсем недавний случай.
Молодые киевские фотографы Роман Пашковский и Виталий Павленко на своём автомобиле и за свои деньги поехали в начале марта этого года на съёмки в оккупированный Крым.
За несколько дней до этого мы с Романом говорили об этой поездке. Он сказал, что едут снимать пейзажи, в планах никакой другой съёмки нет. А вернулись с великолепными крымскими путевыми фотозаметками. Честными снимками сегодняшнего Крыма, которым веришь больше, чем лукавой работе признанных фотомастеров.
Да, всемирная сеть изменила журналистику и фотографию. Раньше, в доинтернетовские времена, были профессиональные авторитеты, которые принимали решение допускать или не допускать фотографа в свой круг, делясь с ним частью пирога.
Сейчас же фотограф просто создаёт свой сайт, свою страничку в фейсбуке, зарабатывает коммерческими заказами или собирает на краудфандинге средства на свой проект. И становится независимым творцом.
Конечно, большая часть населения, пребывая в иллюзии, что ей кто-то что-то должен, продолжает жить в советской Украине. Но мы всё-таки живём в интересное время. Время избавления от иллюзий.
Меня порадовала отрицательная реакция киевского фотосообщества на пропагандистский проект шестерки фотомэтров. Многие фотографы отнеслись к этому, как к удару в спину. Что ж – время избавляться и от иллюзий профессиональных.
И попытаться сделать свой всеукраинский независимый фотопроект. Без оглядки на авторитеты и занятое своими делами государство. Благо, молодых состоявшихся талантливых фотографов, живущих в реальном, а не иллюзорном мире, в Украине предостаточно.