Тест

Поворотный момент военной реформы: что такое СОБ, и почему он так важен

Читатели, которые интересуются реформированием армии, наверняка слышали о принятии нового документа под названием Стратегический оборонный бюллетень (СОБ).

Вместе с тем, его принятие СНБО, как и последующее подписание Президентом, прошли сравнительно тихо.

Возможно, так сложилось потому, что оба эти события происходили в пятницу вечером с разницей в неделю, либо потому, что обществу не до конца понятно, что это за документ, и зачем он вообще нужен.

Бюллетень стоит в одном ряду с другими военно-политическими документами, такими как Военная доктрина и Концепция развития национальной безопасности и обороны, которые были приняты до СОБа, а также Национальная программа развития Вооруженные сил до 2020 года, которая будет принята после него.

Что же в нем особенного?

В нем новое практически все. Я уверен, когда историки будут вспоминать реформирование Вооруженных сил Украины, их история будет делиться на "до" и "после" принятия СОБа.

Он проводит невидимую границу между периодом реформ, когда мы брались за все, что казалось важным, и пытались справиться с частными проблемами, и периодом всеобщей тотальной планомерной реформы армии.

СОБ – это план действий по изменению всех звеньев вооруженных сил, который предлагает четкие задачи, выстраивает приоритеты и определяет сроки. Это происходит впервые, поскольку ни одна из предыдущих попыток реформирования не касалась всего комплекса вопросов. Впервые всеобщая реформа подчинена определенному единому плану.

Как все начиналось?

Процесс стартовал в начале 2015 года. Руководство и активисты определяли самые сложные вопросы, брались за их решение и начинали изменения.

Выявили коррупцию в закупках – установили ProZorro (первые из всех государственных органов), сменили руководство департаментов (часто приходилось это делать повторно), установили новые системы, изменили многие процессы.

Они применяли пожарные методы на самых неблагополучных участках.

Подход был фрагментарным, словно сшитым из разных частей, с огромными пробелами в тех местах, которыми никто не занимался, поскольку не хватало времени и ресурсов.

Фрагментарность усиливалась за счет того, что многие начинания проводились в виде пилотных экспериментальных проектов. Они охватывали только определенную часть общей картины, например, в рамках нескольких подразделений, с надеждой в будущем масштабировать наработки и достижения на вооруженные силы в целом.

Как обстояли дела с системной реформой Вооруженных сил?

Необходимо было ее готовить и продумывать с самого начала. К сегодняшнему СОБу подбирались издалека.

В начале 2015 года в Украине начала работать американская корпорация "Ренд", которая осенью подготовила многостраничный перечень рекомендаций относительно изменений в армии.

Одновременно, эксперты НАТО готовили свои отчеты, в частности объемный анализ закупок и логистики.

В конце сентября 2015 года президент подписал Военную доктрину, которая целью реформы официально определяла переход на стандарты НАТО к 2020 году.

По схеме за ней должны были следовать остальные военно-политические документы, предусмотренные законодательством: СОБ, Концепция, Программа и т.д. Однако все видели, что реформа нуждается в едином плане и единой дорожной карте. Совместно с НАТО руководство Министерства обороны решило определить СОБ как документ, который будет основным планом строительства новой армии.

Процесс создания документа нельзя назвать простым.

Уникальность в том, что это первый документ такого уровня, составленный представителями организаций, которые ранее совместно не работали над созданием подобных проектов.

СОБ разрабатывали эксперты Министерства обороны, Генерального штаба Вооруженных сил, Совета национальной безопасности и обороны, НАТО, а также ряд советников стран НАТО, в первую очередь США и Великобритании, местные эксперты, в том числе специалисты и волонтеры Проектного офиса реформ.

Утверждался он одновременно Минобороны, Генштабом и НАТО, а после был передан на подписание президенту.

Сторонам часто не удавалось согласовать определенные концепции. Шли споры, были трудности с пониманием, некоторые нюансы терялись при переводе. Текст бюллетеня несколько раз переписывался. Подготовка такого, казалось бы, общего документа происходила с удивительным количеством неожиданных поворотов и событий.

Неудивительно, поскольку полностью менялся облик будущих сил обороны, и именно этот документ определял, каким образом должен пройти процесс перезагрузки.

Первое заседание, посвященное созданию документа, состоялось сразу после новогодних праздников, но окончательный текст был передан в СНБО только в середине мая.

Что получилось в результате?

Получилась надежная целевая модель, единая для всех сил обороны, покрывающая все приоритетные направления. Вырисовалась своеобразная картинка, при рассмотрении которой становится понятно, как оборонный сектор должен быть организован до 2020 года.

Интересно, что планирование впервые осуществлялось не на основе существующей структуры военной организации, а именно на основе приоритетов. Во главу угла ставили основные результаты, понимая, что все структуры должны меняться для достижения поставленных целей.

Приоритетов всего пять:

1) новая структура управления силами обороны, эффективная и соответствующая стандартам НАТО;

2) четкое и ясное планирование и управление ресурсами;

3) построение боевых возможностей достаточных для решения задач;

4) построение современной и надежной системы обеспечения (логистики) и военной медицины, соответствующей стандартам НАТО;

5) развитие профессионализма сил обороны и создание достаточного военного резерва.

Каждая из этих целей разбита на подцели и так далее.

Пересказывать СОБ нет смысла, он есть в открытом доступе. Главное, что выполнение всех целей, заложенных в СОБе, приведет к созданию новой, современной армии, готовой воевать на уровне ведущих стран мира.

Главный вопрос: чего ожидать дальше? Является ли СОБ гарантией реформы?

Безусловно, нет. Гарантией будет исключительно выполнение всех поставленных целей. Это возможно только, если работать дальше не покладая рук. 2020 год близок, а сделать нужно невероятно много.

На данном этапе необходимы детальные программы для каждой подцели, а таких больше 20, а также четкие задачи и критерии их выполнения. Более того, следует неукоснительно соблюдать все требования, определенные для успешной реализации поставленных задач.

Недавно созданный Комитет реформ Министерства обороны прописан в СОБе как главная площадка для выработки решений. В ближайшее время он должен заработать в полную силу.

Дополнительно, в СОБе четко прописан гражданский контроль. Я очень надеюсь, что многие читатели – люди не военные, потому что мы, гражданские, несем такую же, если не бóльшую, ответственность за нашу армию.

В этом и заключается еще одна революционность новой стратегии. Если раньше гражданский контроль был весьма условным, и армия, фактически, была предоставлена сама себе, то сегодня стоит задача многократно усилить такой контроль, что является целью гражданского общества.

Чрезвычайно важно понимать, что армия зависит от воли гражданского общества, а не наоборот. Поэтому общество не должно ждать, пока армия измениться и будет готова его защищать. Задача общества – консолидироваться и задать необходимую траекторию для таких изменений. Так происходит во всех, без исключения, странах НАТО; так должно быть у нас.

Защита нашей страны – задача профессиональных сил обороны, а их реформа – задача каждого из нас.