Будущее сельских школ: цифровые дороги вместо асфальтовых?

Будущее сельских школ: цифровые дороги вместо асфальтовых?

В эти дни украинские выпускники сдают Внешнее независимое оценивание (ВНО).

Результаты пока неизвестны. Между тем, итоги прошлых кампаний позволяют говорить об одной негативной закономерности: оценки учеников сельских школ ниже, чем у их городских сверстников.

Два года назад аналитический центр CEDOS провёл масштабное исследование.

Если коротко: на результаты ВНО главным образом влияет так называемый "культурный капитал" родителей ученика.

А это не только наличие высшего образования или "престижная должность" (читай –материальный достаток), но и книги в доме, дополнительные занятия, мотивация будущего абитуриента…

В Украине 65% школ находятся в сельской местности. Согласно принципам устойчивого развития, одна из главных задач современной образовательной политики – минимизировать влияние социально-экономических условий на успеваемость школьников.

РЕКЛАМА:

Другими словами, создать равные стартовые возможности. Для нас это сверхсложная, но очень актуальная задача.

Именно сельские школы "делают видимыми" те проблемы, которые уже стали для Украины "хроническими".

К примеру, как показало то же исследование CEDOS, если кто-то из родителей ученика работает за границей, результаты выпускных тестов оказываются значительно хуже, хотя в среднем такая семья более зажиточная.

Большинство украинских "заробитчан" – из сёл или небольших городков. Вот и ещё один фактор "неравенства". Понятно, что усилиями Минобразования его не преодолеть.

Справедливости ради, министерство и так делает всё, что может. В рамках реформы школьного образования в Украине создаются так называемые "опорные школы". Сельские школы, где учится меньше 25 детей (кроме начальных!), постепенно будут ликвидированы.

В пример часто ставят Финляндию, где за 20 лет количество сельских школ сократилось с 2093 до 660, а показатели уровня школьного образования выросли.

Тем не менее, Украина – не Финляндия. Даже если предположить, что 100% детей будут централизовано довозить до опорных школ автобусами, качество наших дорог обязательно внесёт свои коррективы в это благое дело. Особенно – в непогоду или зимой.

Дорога туда и обратно может занимать несколько часов в день. А это – то самое время, которое ученик мог бы потратить на дополнительные занятия, чтение, спорт...

Всё это не означает, что "выхода нет". Наоборот. Мы можем попробовать превратить недостатки в достоинства. Рецепты хорошо известны и даже уже апробированы.

Школа может не только учить, но и быть неким центром притяжения для сельской громады.

Стать пространством для реализации инициатив учителей, школьников и односельчан. Это может быть, что угодно – от совместно спроектированной спортивной площадки до… коворкинга или класса арт-терапии.

Почему бы и нет? Дополнительные возможности для самореализации в итоге сформируют тот самый "культурный капитал".

Сегодня "физические" расстояния с лёгкостью преодолеваются современными средствами связи.

Если в село нельзя прямо сейчас проложить асфальтовую дорогу можно построить… "цифровую". Да, она не заменить настоящую, но значительно расширит горизонт.

Уже сегодня в Украине есть примеры, когда сельские школы создают электронные библиотеки или интерактивные классы для совместных занятий с учениками из других городов и даже стран.

Предположу, что в таком же онлайн-формате школьники из сёл могли бы "посещать" подготовительные курсы лучших украинских вузов.

На самом деле подобных опций может быть гораздо больше.

Что здесь главное?

Во-первых, никакой "креатив" не отменяет создания современной инфраструктуры.

Во-вторых, как и для любой другой реформы, здесь критически важна двусторонняя коммуникация.

Что-то школа может сделать сама, а где-то нуждается в помощи.

Важно, чтобы запрос шёл снизу. Постоянная обратная связь позволит понять, туда ли мы идём.

Долгое время школу считали одним из самых "инерционных" социальных институтов. В 21 веке всё иначе.

Инновационное школьное образование может стать драйвером масштабных изменений в обществе.

Титульне фото: alebloshka/Depositphotos

Більше про школу:

Так само, як і любителі соків, фанати смузі можуть перебирати цукру та калорій, каже Гудсан.

Дехто любить додавати кокосову олію або горіхову пасту, і це робить смузі ще "важчим" - в одній порції може виявитися 300-400 калорій.

Дієтолог радить не забувати, що смузі – це страва, а не напій, який іде до страви.

Реклама:

Головне сьогодні