Будущее сельских школ: цифровые дороги вместо асфальтовых?
В эти дни украинские выпускники сдают Внешнее независимое оценивание (ВНО).
Результаты пока неизвестны. Между тем, итоги прошлых кампаний позволяют говорить об одной негативной закономерности: оценки учеников сельских школ ниже, чем у их городских сверстников.
Два года назад аналитический центр CEDOS провёл масштабное исследование.
Если коротко: на результаты ВНО главным образом влияет так называемый "культурный капитал" родителей ученика.
А это не только наличие высшего образования или "престижная должность" (читай –материальный достаток), но и книги в доме, дополнительные занятия, мотивация будущего абитуриента…
В Украине 65% школ находятся в сельской местности. Согласно принципам устойчивого развития, одна из главных задач современной образовательной политики – минимизировать влияние социально-экономических условий на успеваемость школьников.
Другими словами, создать равные стартовые возможности. Для нас это сверхсложная, но очень актуальная задача.
Именно сельские школы "делают видимыми" те проблемы, которые уже стали для Украины "хроническими".
К примеру, как показало то же исследование CEDOS, если кто-то из родителей ученика работает за границей, результаты выпускных тестов оказываются значительно хуже, хотя в среднем такая семья более зажиточная.
Большинство украинских "заробитчан" – из сёл или небольших городков. Вот и ещё один фактор "неравенства". Понятно, что усилиями Минобразования его не преодолеть.
Справедливости ради, министерство и так делает всё, что может. В рамках реформы школьного образования в Украине создаются так называемые "опорные школы". Сельские школы, где учится меньше 25 детей (кроме начальных!), постепенно будут ликвидированы.
В пример часто ставят Финляндию, где за 20 лет количество сельских школ сократилось с 2093 до 660, а показатели уровня школьного образования выросли.
Тем не менее, Украина – не Финляндия. Даже если предположить, что 100% детей будут централизовано довозить до опорных школ автобусами, качество наших дорог обязательно внесёт свои коррективы в это благое дело. Особенно – в непогоду или зимой.
Дорога туда и обратно может занимать несколько часов в день. А это – то самое время, которое ученик мог бы потратить на дополнительные занятия, чтение, спорт...
Всё это не означает, что "выхода нет". Наоборот. Мы можем попробовать превратить недостатки в достоинства. Рецепты хорошо известны и даже уже апробированы.
Школа может не только учить, но и быть неким центром притяжения для сельской громады.
Стать пространством для реализации инициатив учителей, школьников и односельчан. Это может быть, что угодно – от совместно спроектированной спортивной площадки до… коворкинга или класса арт-терапии.
Почему бы и нет? Дополнительные возможности для самореализации в итоге сформируют тот самый "культурный капитал".
Сегодня "физические" расстояния с лёгкостью преодолеваются современными средствами связи.
Если в село нельзя прямо сейчас проложить асфальтовую дорогу можно построить… "цифровую". Да, она не заменить настоящую, но значительно расширит горизонт.
Уже сегодня в Украине есть примеры, когда сельские школы создают электронные библиотеки или интерактивные классы для совместных занятий с учениками из других городов и даже стран.
Предположу, что в таком же онлайн-формате школьники из сёл могли бы "посещать" подготовительные курсы лучших украинских вузов.
На самом деле подобных опций может быть гораздо больше.
Что здесь главное?
Во-первых, никакой "креатив" не отменяет создания современной инфраструктуры.
Во-вторых, как и для любой другой реформы, здесь критически важна двусторонняя коммуникация.
Что-то школа может сделать сама, а где-то нуждается в помощи.
Важно, чтобы запрос шёл снизу. Постоянная обратная связь позволит понять, туда ли мы идём.
Долгое время школу считали одним из самых "инерционных" социальных институтов. В 21 веке всё иначе.
Инновационное школьное образование может стать драйвером масштабных изменений в обществе.
Титульне фото: alebloshka/Depositphotos
Більше про школу:
Так само, як і любителі соків, фанати смузі можуть перебирати цукру та калорій, каже Гудсан.
Дехто любить додавати кокосову олію або горіхову пасту, і це робить смузі ще "важчим" - в одній порції може виявитися 300-400 калорій.
Дієтолог радить не забувати, що смузі – це страва, а не напій, який іде до страви.