Секса не будет, или Выставки, о которых говорят
В Киеве говорят о двух выставках. Точнее, об одной поговорили, а о второй продолжают. Первая, открывшаяся в PinchukArtCentre, не оправдала ожиданий - "Сексуальность и Трансцендентность" оказалась не такой сексуальной, как всем хотелось. И уж слишком трансцендентной, чтобы о ней можно было сказать что-то кроме того, что в выставке принимают участие именитые мировые авторы, и что у одного из них (если быть точным - у портретного арт-объекта Яна Фабра) все хозяйство налицо.
Конечно, традиционные очереди из гостей столицы и жаждущих увидеть добро Яна Фабра немало. Но никто ничего толком сказать не может - критики ограничиваются пересказом пресс-релизов и перечислением имен знаменитейших участников, в самом деле стоящих внимания; неравнодушные к современному искусству сокрушаются, что ждали чего-то более впечатляющего, но не-то с драматургией экспозиции что-то не так, не-то некоторые работы просто выбивают не только из темы, но и просто выбивают (наверняка, дело в Борисе Михайлове, чья серия с бомжами к заявленной теме совсем не кстати).
[L]
Вопросов к Пинчуку быть не может - с ним все понятно, и он свое просветительское дело, в рамках собственных целей, делает. Другое дело, что нам хочется искусства поинтересней, в контексте нашего времени-места. Даже если с теми же именами, то сопоставленных в экспозиции таким образом, чтобы каждый ушел с выставки со своим катарсисом.
Город шумит по поводу другой выставки, открывшейся 24 апреля в Шоколадном доме - модерном особняке на Липках, построенным 111 лет тому назад брянским лесоторговцем Семеном Семеновичем Могилёвцевым. Территория для contemporary art новая и доселе известная тем киевлянам, кто успел тут бракосочетаться, то есть, до 1980-го. С 1989-го дом был на реставрации, до этого здесь также успела пообитать детская картинная галерея, в 1930-х - НКВД и резиденция Лазаря Кагановича.
Практика использования подобных дворцов для выставок современного искусства давно в мире не нова, но для Киева - опыт новый, тем более, тема проекта еще та: об аутизме у нас знают только те, кто сталкивался с проблемой в жизни, поскольку донедавна наша медицина даже не диагностировала подобной болезни.
По-сути, "Аут" стал первым международным арт-проектом, который поднимает актуальную во всем мире тему аутизма, избежав банальностей вроде "выставка работ детей-аутистов" или "художники рисуют на тему...". Contemporary art не может иметь какого-либо отношения к банальностям - наоборот, это то, что их разрушает, отвергает, разоблачает. Поэтому кураторы пригласили к участию тех художников, каждый из которых по-своему озвучивает с помощью образов темы, созвучные аутизму как современному мироощущению.
Алексей Сай - об аутичности офисной жизни, Сергей Зубенко и Фёдор Александрович - о доведении до совершенства своей темы, что свойствено аутистам, Тарас Полатайко и Оксана Мерфенко - о том, что аутичные люди - лучшие наблюдатели и исследователи жизни, Игорь Коновалов и Таня Гершуни - о том, как наши жизненные ситуации поселяют в нас страхи и закрывают от мира, Валерия Трубина - о несбывшихся детских мечтах, Анатолий Ульянов - о том, какими нас видят и воспринимают окружающие и это зачастую не та картинка, которую мы видим в своей голове.
И, собственно, речь не о медицинском диагнозе, а об аутичности современного мира - о том, почему мы все меньше понимаем друг друга и вообще "другого". Почему все меньше желания открываться миру, а наоборот - спрятаться, избежать, уйти. Откуда взялся, возможно, тот же дауншифтинг. Почему все больше рождается аутистов и почему все больше взрослых хотят уехать навсегда в ту деревню, куда нельзя провести интернет.
Казалось бы, тема на грани "социалки" не может соперничать с темой, посвященной сексуальности. Но в любом случае, выставка - живой организм, который невозможен без "вживления" в ситуацию здесь и сейчас. И в этом плане у кураторов все получилось.
Хотя, признаться, аутизм - отнюдь не благая весть, а проект "Аут" - не праздник для глаз даже тех, кто искренне любит современное искусство. Но современное искусство и не требует взаимности, скорее - анализа. Как минимум, нас озадачили вопросом - может кого-то рядом мы наотрез не хотим понять? Или боимся выслушать? Как получилось с тем же Анатолием Ульяновым, который в этом проекте впервые заявил о себе как видео-художник.
Признаться, в экспозиции уж слишком много всего на квадратный метр, чтобы ее можно было осознать с первого взгляда. Но с первого взгляда понятно - выставка создавалась основательно и вдумчиво, с пониманием темы и пространства Шоколадного дома, перенасыщенного декором во всех возможных стилях, популярных в начале прошлого века. И кураторы потрудились над тем, чтобы показать киевлянам грамотную экспозицию - где каждый автор представлен адекватно, и каждый зритель, независимо от возраста, чувствует пространство.
Значение выставки лежит на поверхности. Мир, в данном случае - богато декорированный дворец, настолько "фонит" информацией, что естественная реакция - бежать куда глаза глядят. Как минимум - в себя, ведь только там можно найти ответы на поставленные "Аутом" вопросы.
Выставка работает до 31 мая.
Мария Хрущак