Та самая босса-нова
One Note Samba, Waters of March, Desafinado, Girl from Ipanema, Agua de Beber, A Felicidade – эти мелодии давно легли на слух и хорошо знакомы даже тем, кому эти названия ничего не говорят.
Бразильская музыка стала почти родной. Даже без "почти": как-то на одном из музыкальных сайтов встретился такой комментарий: "Жобим – это наше все!" Все или не все – но наше.
Поэтому можно быть уверенным, что если на афише есть слова bossa nova, эта музыка гарантированно найдет свою аудиторию, которая получит гарантированное удовольствие. Тем более если это та самая босса-нова, из той самой Бразилии.
Тут и далее фото Алексея Карповича |
Brasil Bossa Nova Project – очередной проект в рамках Международного джазового абонемента, завершивший в воскресенье свой тур по стране концертом в Киевской консерватории.
Басист и менеджер проекта Аркадий Овруцкий привез своих давних партнеров, для которых этот визит в Киев уже не первый, а для некоторых и далеко не первый. Так, барабанщик Дудука да Фонсека в Киеве уже в шестой раз, а пианист Элио Алвес – третий (или четвертый? – в общем сбиться со счета уже простительно).
В составе такого трио музыканты сыграли лишь две инструментальных композиции. Все остальное время главным действующим вечера лицом на сцене была певица Мауша Адмет и незримый Антонио Карлос Жобим и не только потому, что исполнялись в основном его вещи (за некоторым исключением), но и потому, что Маушу Адмет долгое время – 15 лет – была партнером Жобима.
"Та самая босса-нова" чаще звучит меланхолично, чем напоминает о бразильском карнавале, не столько как живая страсть, сколько воспоминание о пережитых страстях.
Слегка сиплый голос (тоже напоминает о Жобиме), манера пения не зажигательная, а скорее разговорная. Словом, доверительная беседа со слушателями. Впрочем, не вовсе без страсти, которая, однако, нашла выход скорее в аккомпанировании себе тамбурином, чем в голосе.
Ретроспектива получилась не только в эмоциональном смысле и репертуарном, но даже где-то в плане формата, сценического поведения – словно с привкусом филармонического концерта. (Каждый раз Мауша Адмет добросовестно сообщала имя композитора и автора слов и даже некоторые исторические комментарии, скажем, по поводу первой записанной босса-новы.)
Партнеры певицы работали в основном на свою солистку – у каждого было не более двух развернутых (и превосходных!) соло за концерт. В основном же позволяли себе лишь короткие импровизации, так что нередко публику подводила реакция и замечательные многочисленные, но короткие соло Элио Алвеса оставались вовсе без аплодисментов.
Название bossa nova по сути означает "новый стиль".
И хотя свой первоначальный смысл оно давно утратило ввиду почтенного возраста (более пятидесяти лет), но и о старости говорить не приходится. Скорее босса-нова перешла в разряд нестареющего искусства.
Однако босса-нова – это не ведь только классика, не только красивые мелодии, но и живой разноплановый джазовый стиль.
Те же Дудука да Фонсека и Элио Алвес – оба видные представители когорты музыкантов, которые пишут новую музыку и находят новые возможности в ритмах босса-новы. И, пожалуй, у киевской публики снова не было возможности по достоинству оценить этих музыкантов.
Думается, для нашей джазовой аудитории Жобим стал достаточно "своим", чтобы быть готовой и хотеть услышать новую и разную босса-нову.