Давай просто поговорим
"Скажите, а за кого стоят те, что с цветными плакатами?" – обращается ко мне пожилая дама.
Отвечаю: "Не за кого, а за что. За мир, за права и свободы человека".
"Так ведь и мы за то же самое стоим, - недоумевает она. – А они с того майдана или с этого?.."
Вчера инициативная группа Евромайдана пришла в Мариинский парк с простыми лозунгами: "Мы уважаем тебя", "Давай пожмем друг другу руки", "Давай просто поговорим", "Ты прав. И ты прав. И ты тоже прав" (этот плакат нравился, понятное дело, всем).
Отдельные мариинские митингующие выкрикивали из толпы: "Провокаторы!". А ребята, державшие эти плакаты, ощущали себя титушками. Картинка перевернулась.
До недавних пор митинг, организованный Партией регионов, старались не замечать. Всерьез говорить о том, что на нем стоят за идею, в кругу тех, кто поддерживает Евромайдан, считалось моветоном. Происходящее в Мариинском парке с самого начала стало поводом для шуток. Тех, кто шел в Мариинку, именовали не иначе как титушками, а сам митинг – антимайданом.
Конечно, большинству из тех, кто пришел митинговать в поддержку Януковича, заплатили. Сотни людей из регионов свезли в Киев на автобусах, на каждого – паек и гонорар. По разным данным, озвучиваемым в СМИ и соцсетях, – от 150 гривен.
Многие из них не знают, за что конкретно там стоят – то ли за Таможенный союз и против Европы, то ли за евроинтеграцию, но "против беспредела" (один из новых лозунгов), а кто-то и вовсе пришел, "чтобы защитить Януковича".
На днях этот пробел работники партии решили устранить и раздали "антимайдановцам" подсказки, среди которых самая обезоруживающая – "Янукович – президент!"
Однако не все приходят в Мариинку с пустой головой и ради денег. Мне довелось пообщаться с несколькими митингующими. Они сами подошли ко мне, узнав, что я журналист, и стали спрашивать: "Почему вы показываете самое плохое, что здесь есть? Почему вы пускаете в эфир только пьяных и неадекватных людей? Почему считаете, что здесь все проплачены?"
Со мной долго говорил молодой парень, который бродил там в одиночестве. Он рассказал, что от него отвернулись друзья, когда узнали, что он не разделяет идею Евромайдана, но у него есть четкие аргументы на этот счет. При этом он согласился, что основной посыл Евромайдана – требование соблюдения законов, прав и свобод граждан – невозможно не разделять.
Этому парню точно не заплатили. И он такой не один. И помимо таких, как он, есть те, кто ходит и на Евромайдан, и на "антимайдан", и находит и там, и там что-то созвучное своим взглядам. А еще есть масса людей, которые не выходят ни на одну из протестных площадок.
Человек обладает природным свойством давать название новым явлениям. Так появилось слово "титушки" для обозначения провокаторов. Но как реальность создает слова, так и слова формируют реальность. Титушками стали называть буквально всех, кто не поддерживает Евромайдан. Появилось разделение на правых и неправых, верных и неверных, и, что хуже всего, на разумных и убогих. Образовалась некая параллельная реальность, из которой может вырасти новый конфликт.
И вот на этом моменте возникают вопросы: попытались ли мы понять тех, кто не разделяет нашу точку зрения? Пытались ли мы их выслушать и четко, вразумительно, а, главное, беспристрастно донести свою позицию? А еще важно спросить себя: когда люди с обоих майданов разберут палатки и разойдутся по домам, как мы будем сосуществовать друг с другом?
В завершение вчерашней акции ребята с "евромайдановскими" плакатами обнялись с митингующими в Мариинке. Жест был исключительно символический, но важный: политические игры не должны вмешиваться в человеческие отношения.
Каждый, кто приходит на тот или иной митинг, должен знать, зачем он туда пришел, поскольку митинг является средством выражения гражданской позиции. К сожалению, так получается далеко не у всех. К сожалению, для кого-то это просто способ заработать. Но отсутствие позиции или недостаточно вразумительное ее артикулирование – не смертный грех и не повод отворачиваться от людей, которые имеют другое мнение или в силу тех или иных обстоятельств не имеют его вообще. Это повод с ними поговорить. Потому что слова формируют реальность.
Пожилая дама, увидев, как ребята с цветными плакатами обнимаются с "регионалами", спросила меня:
- Так за кого ж они? За какой майдан?
Я долго подбирала слова, чтобы ответить.
- Да нет никаких майданов…
Все мы хотим одного и того же. Только слова у нас разные. А у кого-то их пока просто нет.