Українська правда

Две истории наизнанку

- 31 серпня 2015, 14:04

В мире не бывает абсолютно белого или черного цветов. Все имеет свои оттенки. Так же не бывает абсолютного зла или добра. Все имеет свои нюансы.

Следующие две истории никоим образом не связаны друг с другом, их объединяет исключительно один город и одно странное время, в которое они произошли.

Алабай

Мы встретились с ним в одном из пабов. Два боевых товарища, прошедших вместе несколько самых горячих точек на карте АТО. Два боевых товарища, которые вот уже год не виделись. И самое главное - два земляка. Два коренных дончанина.

Встреча была радостной, да вообще когда встречаются боевые побратимы, их обоих всегда наполняют какие-то неведомые чувства, которые гражданскому человеку тяжело понять. Сидели и рассказывали друг другу о том, как прошел год, вспоминали, как вместе были в разных передрягах.

Алабай для меня, пожалуй, одна из самых интересных личностей этой войны. Когда ему было  16 лет, он находился в прекрасном подростковом состоянии поиска новых знакомств, новых занятий, друзей, увлечений.

Вот, собственно, из любопытства он попал в общественную организацию ДНР.

В 2004 году почти все жители Донецкой области поддались истерии по поводу "оранжевой революции". Люди негодовали и категорически были против Ющенко. Алабай не стал исключением. Периодически посещал различные митинги в поддержку то ли Януковича, то ли в протест Ющенко.

Познакомился с Андреем Пургиным, на тот момент он был активистом организации "Забастовочный комитет", которая устраивала палаточный городок на площади Ленина против "Майдана". Так, в  целом, началось их общение.

Впоследствии была создана организация "Союз рожденных революцией", которая через некоторое время путем объединения подобных мелких протестных движений переродилась в "Украину без Ющенко".

По рассказам Атабая в эти организации входили, которые не могли найти себе места в жизни.

Все эти мелкие организации никогда не насчитывали больше 10-15 активистов.

"Это были далеко не самые образованные люди, и вообще это походило на полный цирк, - рассказывает он. - У них абсолютно отсутствовали свои идеи, и это напоминало некую вариацию на "культ карго".

Потом появилась ДНР, это, пожалуй, самое странное в этой истории. До сих пор не понятно как именно. Но в какой-то момент все в этих кругах вдруг стали резко верить в эту идею. И никто не мог объяснить, откуда она появилась. Но на тот момент это была скорее идея Донецко-Криворожской Республики. И основным тезисом в целом, была именно федерализация.

Логично, что возник тогда этот тезис вследствие странной бюджетной политики в то время. У истоков организации тогда стояли Александр Цуркан и Андрей Пургин.

"Цуркан был очень странным таким дедушкой, местами откровенно безумным, в целом мало кто особо вникал в его идеи. Пургин же в тот момент был обычным коммерсантом, но при этом очень идейным. К организации он относился серьезно", - вспоминает Алабай.

Организация развивалась достаточно слабо. Никто не хотел присоединяться, всегда испытывался жесткий голод в людях. Не было ресурсов к развитию, и поэтому члены появлялись исключительно на основе каких-то личных знакомств. В Донецке вообще всегда на это движение смотрели искоса и крутили пальцем у виска, мол "Какая республика?!"

Кстати, история, раздутая в прессе о военных лагерях, слух и не более. Вполне возможно, что раздували его сами нынешние ДНРовцы. "Ну, съездили пару раз в лес с палатками. Покормили комаров, обгорели, пофоткались со страйкбольными стволами на фоне флага. Все, вот и вся подготовка", - рассказывает мой приятель

На тот момент организация не получала должного финансирования. Это было в формате "с миру по нитке". Где-то Пургин давал свои деньги, где-то скидывались все.

С Партией Регионов само собой ДНР дружила плотно. В целом ведь все эти движения родились на постмайдановской основе. Поэтому Пургин всегда поддерживал с ними тесные отношения, участвовали в совместных акциях и т.д.

В 2007 году у организации появился свой офис. Там проходили основные сборы. Это никогда не превышало 10-15 человек. Основными идеологами тогда выступали Цуркан, Пургин, Барышников (прим. Сергей Барышников - преподаватель геополитики в ДонНУ до 2013г., после "русской весны" - ректор Донецкого республиканского университета). С каждым годом это выглядело все безумнее и безумнее.

К 2008 году началось плотное давление со стороны СБУ. Организация начала разваливаться. Потом ее полностью запретили в 2009 году. И в целом, осталась только эта троица. По слухам, Барышников организовывал потом поездки Пургину в Ростов на различные мероприятия. Также поддерживали связи с ЕСМ (Евразийский союз молодежи) контактировали они плотно, Пургин несколько раз даже ездил выступать к ним на мероприятия.

В целом, после 2009 года организация перестала, как таковая, существовать, оставшись исключительно в умах своих создателей.

Где-то в это же время начинается отрезвление Алабая. Из 16-летнего подростка он превращается уже в более сознательного молодого человека.

Все чаще начинает задавать вопросы "отцам родителям" организации. И не получает на них внятных ответов. Ему не понятна постоянно меняющаяся политика организации. Все больше с опаской он начинает относиться к тем людям, которые все это время его окружали.

Ну и в момент, когда активисты организации начинают поговаривать о суверенитете Донбасса и Херсонской области, Алабай начинает понимать, что это уже совсем сумасшедшие идеи. После этого были заявления Цуркана о том, что Ющенко готовит вооруженное нападение на Кубань и геноцид русских. Это стало, наверное, последней каплей. Он больше не мог воспринимать все эти сумасшедшие идеи.

И когда президентом становится Янукович, то из яростного противника Майдана, Алабай превращается в проукраинского активиста.

Русская весна повергла его в шок! Организация, которая никогда не собирала больше 30 сторонников, собирает тысячный митинг на центральной площади.

"Все время их считали сумасшедшими, а тут такая поддержка. Я не мог поверить в это", - удивляется Алабай.

Но со временем, анализируя, стало понятно, что как таковая организация ДНР не принимала участия в "русской весне", потому как к тому моменту ее попросту уже не существовало.

Просто этот бренд под себя умело рейдернули местные коммунисты и регионалы., которые собственно и стали основной ударной и численной массой начала "русской весны".

В 2013 году началась Революция достоинства и Алабай вместе с таким же как и он проукраинскими дончанами отправился на Майдан.

А дальше После были митинги, стычки, партизанщина. Ну, и вот, в мае месяце, с одним маленьким рюкзачком он оказался на пороге военного госпиталя в Днепропетровске. Где в тот момент проходила запись в добровольческие батальоны.

Потом были Пески, Марьинка, Илловайск и еще много других не менее горячих точек. Алабай пришел на Майдан против преступного режима Януковича, боролся с "русской весной" в Донецке и продолжает воевать за единую и независимую Украину.

Гражданский активист Рома

С Романом Хузяхметовым я познакомился еще в 2008 году. Мы учились с ним тогда вместе в Донецком политехническом техникуме, но только Рома учился на курс старше. В тот момент он был активным участником студенческой жизни, всегда участвовал в каких-то КВНах, студсоветах, профсоюзах, был старостой группы. В целом было видно, что парень пытается быть активным и социальным.

После окончания техникума Рома поступил в ДонНТУ, и в целом, на какой-то момент я потерял его из своего вида. Где-то через пару лет, снова встретил упоминания о нем, в уже привычных для меня на тот момент кругах общественников Донецка.

Где-то в 2011 году или в первой половине 2012 года, Рома присоединился к общественной организации "Сокіл". Эта организация была создана местной ячейкой ВО "Свобода" и занималась военно-патриотическим воспитанием молодежи. Р

ома принимал активное участие в жизни организации, ездил на вышколы, носил форму, шевроны и все такое. После какого-то конфликта внутри организации Рома покинул ее ряды.

Потом через какое-то время я встретил Рому в рядах организации "Фундація регіональних ініціатив". Рома был активистом донецкой ячейки, организовывал ряд кэмпов и тренингов, в последствии стал секретарем донецкого отделения. А через некоторое время и секретарем всеукраинской организации. Параллельно этому он работал вместе с Донецким правозащитным центром, был яростным сторонником инициативы "За мирный протест", в какой-то момент стал участником организации "Институт республика", где даже вел какой-то правозащитнический проект. В целом ему была интересна тема защиты прав человека, и он активно себя ей посвящал.

 Роман (первый во втором ряду слева)

[L]В какой-то момент он вступил в "Силу людей" к Александру Солонтаю, но чем там занимался мне неизвестно.

Дл молодого человека с его активной позицией все эти организации и различные проекты вполне логичны. Они помогают личностному росту и дают возможность открыть для себя какие-то новые двери.

Потом был Евромайдан. Рома был его активным участником. Он вообще был одним из инициативной группы "Евромайдана" донецкого.

Неоднократно подвергался нападкам со стороны титушек, один раз ему даже обожгли руки кислотой. Его искали, ему угрожали. Но он все так же оставался верен идее "Евромайдана". При этом он был абсолютным сторонником мирного решения вопросов. Когда была малейшая угроза, агитировал не выходить на акции.

В целом, возможно, это была правильная позиция. Вместе с этим, по слухам, в тот момент он начал активное общение с неким Алексеем Грановским, главой аппарата "Партии Регионов" в Донецке.

Во время начала "русской весны" он опять потерялся из моего виду, когда события были в разгаре, некоторые знакомые говорили, что Рома лег под ДНР. Сыграл там раскаявшегося "евромайдановца" и ему при этом поверили. Более того, начал травлю общественников, с которыми у него когда-то были конфликты. Руками террористов конечно.

С другой же стороны поступала информация, что Рома двойной агент и чуть ли не по личному заданию от СБУ собирает информацию в тылу врага. Вроде бы даже помог освободить нескольких пленных. На тот момент, я так понимаю, он не хотел терять обе стороны и слишком заигрался в эту "сказку", которую он создавал. Что сыграло против него.

Рома попал на подвал к Бесу. За тот самый шпионаж, который он так яростно отыгрывал. Проукраинские активисты принимали различные попытки помочь ему в этой ситуации и активно поднимали все связи, включая СБУ. В какой-то момент люди, занимавшиеся его освобождением, во время поняли, что если СБУ подтвердят, что он на них работал (хотя сами они об этом не знали), то выйдет это только боком.

К его освобождению прикладывали руку разные организации и люди, начиная от "Евромайдана СОС" и заканчивая Сергеем Богачевым (секретарь донецкого городского совета, один из организаторов "антимайдана").

В подвале Беса он провел неделю. Говорят, Рома там увидел несколько смертей и от увиденного ужаса чуть не наложил на себя руки. Но в какой-то момент Бес все-таки поверил ему, что он "чист". И отпустил.

Он уехал к родственникам в Россию. Там работал где-то в каком-то супермаркете и в целом бы продолжил тихо жить. Но! В начале этого года Рома вернулся в Донецк.

В этой истории снова появляется Алексей Грановский из "Партии регионов", но уже совсем в другом амплуа. Как старый друг он помог устроиться ему в "молодой, но гордой республике". Сам же Алексей является директором департамента внешней политики в Администрации главы "ДНР". Собственно он и стал непосредственным начальником Ромы.

По одной информации Рома сейчас занимается развозом гуманитарки для мирных жителей. Но эту информацию мне сложно проверить.

Зато о новых убеждениях Рома, можно узнать из его фейсбука. Например, в одном из постов он предлагает "сдавать" любителей украинской музыки в МГБ.

 

Теперь Рома резко реагирует на любые проукраинские выступления и любых активистов. Постоянные угрозы с его стороны доносятся в сторону бывших соратников и их семей. А как человек, приближенный к главе ДНР, он имеет вполне достаточное количество инструментов, чтобы воплотить их в жизнь.

Кто-то считает, что Рома мстит за то, что он попал в плен. Кто-то считает, что именно в плену у него произошли изменения в психике. Честную историю того, что произошло в том подвале мы, наверно, никогда не узнаем.

Две эти истории объединяет главный факт – люди способны изменить свои убеждения. Порою, странным образом.