Чем грузинские реформаторы отличаются от украинских
С очередным назначением грузинки Хатии Деканоидзе на высокую должность руководителя национальной полиции в медиа и соцсетях началась новая волна критики привлечения иностранцев в правительство.
Мол, неужели своих кадров нет. Многим кажется, что в Украине достаточно своих кадров, которых не подпускают к штурвалу реформ.
Кто-то обижается, что его самого не назначили. Кто-то считает это частью глобального заговора против Украины, выдвигают и другие конспирологические теории.
Видя как работает грузинская команда при МВД, а также следя за работой Одесского грузинского губернатора Михаила Саакашвили и прокурора Давида Сакварелидзе, я пыталась понять, в чем заключается секрет грузинского управленческого шарма?
В чем грузины-реформаторы отличаются от украинцев.
Предлагаю список особенностей. Каждая из них имеет свои плюсы и минусы. Поскольку украинцы всегда находят что покритиковать, пишу лишь о хорошем, недостатки вы додумаете сами.
1. Вера в результат и целеустремленность
Они могут быстро и молниеносно принимать решения, вписываться в невероятные дедлайны или исполнять задачи уровня "миссия невыполнима" именно благодаря внутренней установке о том, что если что-то делать, что-то обязательно получится.
Прям как в притче о двух лягушках, попавших в кувшин молока. Та, которая сдалась - утонула. А та, которая продолжала двигать лапами, взбила масло и выбралась на поверхность.
Они готовы взбивать молоко даже на дне кувшина с уверенностью, что результат будет и что хуже уже быть не может.
[L]Они не торопятся делать выводы про "зраду" или "перемогу", а просто идут дальше по намеченному пути. Вместо идеального плана с отсутствием результата они выбирают неидеальный результат с отсутствием плана.
Конечно, я преувеличиваю. Но, заметьте, основной прогресс мы видим там, где реформами занимаются грузинские команды.
2. Твори изменения здесь и сейчас или умри.
Поскольку хуже уже быть не может, то нужно нестись к новой цели и экспериментировать, делать ошибки, наступать на грабли, вставать после падений и продолжать идти.
Они не тратят время на разработку стратегических долгоиграющих документов.
Они предпочитают пробовать и делать ошибки уже сейчас потому, что теоретически рассуждать о возможных моделях будущего и создавать идеально написанные бумаги – трата времени.
Это значит, что они намного гибче нас в готовности корректировать курс и исправлять ошибки по ходу.
Грузины фокусируются на точке, в которую нужно прибыть, а маршрут разрабатывают по ходу дела. Мы же пока все еще хотим больших и идеально разработанных планов с деталями прежде, чем сделать первый шаг.
А поскольку идеальные планы строятся долго и должны постоянно меняться, мы зачастую даже не делаем первый шаг, ибо идеальный план это утопия.
Пока украинцы верстают "стратегические" планы, грузины выводят тысячи новых патрульных на улицы. Планы на бумаге, новые символы борьбы с коррупцией уже на улицах.
3. Проявление гнева и работа с конфликтами
Грузины намного чаще и более открыто делятся своими эмоциями. Они не скрывают гнева. Иногда это означает повышенные тона или поспешные решения.
Для вечно терпящих и терпеливых украинцев это выглядит недостатком – потому что мы с детства учимся быть тихими, как можно чаще избегать конфликтов и не напрягать отношения.
Они решительно идут в конфликт, и эта стратегия в итоге оказывается более выигрышной, чем постоянное "распихивание" напряжений по разным полочкам своего подсознания.
4. Гордость и высокая самооценка
Гордость и высокая самооценка формировалась у этого народа столетиями. В Украине до недавнего времени, несмотря на множество флагов, вышиванок и тризубов, с этим были глобальные пробелы.
После Майдана все начало понемногу меняться, но патриотизму у грузин все еще можно поучиться. Пока мы не станем искренне гордиться и любить свою страну и самих себя, мы не сможем сделать ее лучше.
5. Сила и вера в молодняк
В грузинских командах много молодых, зеленых и неопытных людей с горящими глазами. Во-первых, у молодежи много энергии и они могут пахать.
Во-вторых, их головы не заполнены старыми шаблонами и мнениями, и не нужно тратить время на их переубеждение. В-третьих, их много, их просто брать в команду и просто с ними расставаться. Украинцы не умеют и не ценят потенциал молодых сотрудников. Грузины умеют ими распоряжаться и видеть бриллианты.
6. Один за всех и все за одного
Мне всегда в украинских командах не хватало ощущения надежного плеча.
Мы никому не доверяем. Вокруг враги потому все, кто с нами или против нас все равно против нас. У грузинов существует очень высокая лояльность к своей команде.
Если кто-то не понравился одному из грузинов, будьте уверены, что рано или поздно этот кто-то будет "врагом всей стаи".
Они готовы отстаивать друг друга и находить компромиссы внутри за своего товарища. В Украине более приемлема амбивалентность и привычка "действовать по ситуации" даже в принципиальных вопросах. Потому ощущение плеча встречается намного реже, а когда ты все время ожидаешь подвоха от своих, ты теряешь львиную долю продуктивности.
7. Я – субъект, а не объект
За последние несколько лет в милиции по всей Украине я все время слышала один главный посыл "придите и реформируйте нас".
Грузины не ждут, когда кто-то за них или с ними что-то сделает. В отличие от пассивных украинцев (простите за обобщение), они берут дела в свои руки и делают.
Они явно воспринимают себя субъектом, а не объектом реформ – именно поэтому у них получается больше сделать, чем у многих украинских чиновников.
8. Избирательный сексизм, а не тотальный
При том что грузинское общество очень традиционно и патриархально, грузины позволяют женщинам выходить в высшую касту управленцев.
Не все, не всегда и не у всех, но существует понимание, что многие женщины достойны быть руководителями и отдавать приказы, а все остальные могут дальше оставаться обслуживающим персоналом. По свидетельствам очевидцев, Саакашвили – не сексист, и это заметно по его кадровым решениям.
Украинцам стоит поучиться у грузин уважению и восхищению умными и продуктивными женщинами. Благо новоиспеченные украинские грузинки здорово помогают в этом.
Украинское же общество с такой критикой наваливается на любое профессиональное назначение женщины на высокий или не очень публичный пост, что до грузинского прогресса нам пока далеко.
Нужно малое – видеть в женщинах не только домохозяек или секретарш. Это возможно, лишь когда научимся уважать себя – и как мужчины, и как женщины.
По большому счету украинское правительство понемногу "укомплектовывается" иностранными специалистами не только потому, что они хороши. Иностранцы получают большой кредит доверия и весомую политическую спину потому, что они из "другого племени".
В первую очередь - из-за нашего собственного обесценивания себя в условиях тотального недоверия внутри "собственного племени".
Уважение себя и страны и укрепление уз доверия внутри общества позволит нам использовать собственные кадры с большим толком. И гордиться лучшими результатами на выходе. Своими результатами.
Уважение себя, других и страны возможно тогда, когда мы в состоянии видеть не только недостатки, но и достоинства; не только щедро поливать любое решение или человека критикой, но и более сбалансировано анализировать плюсы и минусы.
Видеть хорошее и ценить то, что у нас есть в нас самих, таких не идеальных, но таких замечательных в своей неидеальности.
Учимся у других и ценим себя.