"Событие" как приквел "Майдана": как довершить нереализованный сценарий
Новый фильм Сергея Лозницы "Событие" нужно смотреть, держа в уме предыдущую работу этого режиссера, тоже шедшую в украинском прокате. Фильм "Событие" — ни что иное, как приквел фильма "Майдан" (2014).
Показанная в "Событии" историческая ситуация представляет собой, в понимании Лозницы, предысторию восстания на Майдане в Киеве. А также – во многом объясняет процессы, которые привели к этому восстанию и, что важнее, его последствия.
Кадр из фильма Сергея Лозницы "Событие", фото: Atoms&Void |
Говоря на языке масскульта, "Событие" относится к "Майдану" примерно так, как фильм "Звездные войны: Скрытая угроза" (1999) относится к фильму "Звездные войны: Возвращение Джедая" (1983).
Казалось бы, между фильмами "Майдан" и "Событие" — целая пропасть. Первый из этих фильмов был сделан по горячим следам революции в Киеве и теперь во многом определяет ее понимание и представление в поле кино. Второй – показывает события, произошедшие почти 25 лет назад: массовые выступления в Ленинграде во время августовского путча 1991 года, чей образ в медиа устоялся уже давно и крайне прочно.
На первый взгляд, в "Событии" Лозница воссоздает довольно малозначительный эпизод августа 1991-го. Как известно, история в те дни делалась возле здания российского парламента в Москве (и, кстати, внутри здания парламента в Киеве). Ленинград находился на обочине исторического процесса, и хаотический выход растерянных людей на улицы, показанный в "Событии", не идет ни в какое сравнение с мощным выбросом организованной энергии, которую Лозница запечатлел в своем "Майдане".
Кроме того, между "Событием" и "Майданом" — очевидны чисто формальные различия. "Майдан" снимался в соответствии с непосредственными инструкциями режиссера, который разработал для этого фильма уникальный алгоритм бесконечных статичных общих планов: внутри каждого из них разворачивается многослойная ритмика революции. А съемки, использованные в "Событии", возникли вообще без малейшего участия режиссера.
Он просто нашел в недрах петербургской кинохроники несколько часов материала, снятого тамошними операторами в дни путча, и сделал из него архивный фильм. Изначальное предназначение этого материала весьма туманно: в принципе, в советские годы из таких съемок делали киножурналы, но этот жанр умер вместе с советским строем. Их общая смерть оставалась невидимой, пока за дело не взялся Сергей Лозница.
То, что в результате Лозница сделал из старой архивной хроники нечто вроде приквела своего собственного фильма – совсем не следствие авторского произвола или манипуляции материалом. Скорее, это результат внимательного наблюдения за видимыми манифестациями политических процессов.
Первые эпизоды фильма "Событие" действительно напоминают ранние фазы Майдана в Киеве и других городах: граждане сооружают баррикады разной степени шаткости, расспрашивают силовиков об условиях применения силы, тянутся к средствам передачи информации (радиоприемник, оказывается, когда-то вполне мог заменить собой смартфон).
Возникает что-то вроде зоны народной суверенности – некая неподконтрольная властям дыра в городском пространстве, физическое нахождение в которой остается последним шансом выразить неповиновение власти, потерявшей легитимность.
Именно сюда, в эту зону, все та же власть начинает стремиться в поисках новой легитимности.
В "Событии" этот процесс показан оглушительно точно, буквально крупным планом. В какой-то момент к занятому демонстрантами помещению приходит мэр Ленинграда Анатолий Собчак.
Абсолютно все комментаторы фильма "Событие" замечают, что рядом с ним находится его помощник Владимир Путин. Но мало кто обращает внимание на определяющее значение этого эпизода.
Тот факт, что в фильме "Событие" Путин показан как непосредственный соучастник демонтажа СССР, чаще всего понимается либо в конспирологическом духе (якобы все эти события были срежиссированы спецслужбами), либо чисто символически: человек, который спустя годы начнет "восстанавливать" империю, на самом деле непосредственно причастен к ее уничтожению.
Сознательно или нет, Лозница в своем фильме показал гораздо более глубокую логику исторического процесса.
Кадр из фильма Сергея Лозницы "Событие", фото: Atoms&Void |
Глядя из 2015 года очевидно, что смысл политики Путина – совсем не в восстановлении утраченной империи или, тем более, советского режима. Его навязчивая миссия – всего лишь предотвращение события, подобного тому, которое Лозница показал в одноименном фильме.
Революция 1991 года оказалась незавершенной, поскольку Путин и ему подобные стали частью процесса и взяли его под контроль. Огромный нереализованный потенциал массовой энергии виден чуть ли не в каждом кадре "События" – но в конце концов он чудесным образом куда-то улетучивается.
Системе, функцией которой выступает Путин, удается предотвратить революцию. Но тем самым она обрекает и себя, и недовольные массы на постоянное возвращение вытесненного. Возникает замкнутый круг между потенциалом протеста, который не находит реализации, и навязчивыми попытками предотвратить возвращение революции.
[L]В самой России этот вытесненный потенциал возвращался то в форме октябрьского восстания 1993 года у Белого дома в Москве, то в виде протестов против монетизации льгот – пока не был окончательно нейтрализирован путинизмом. Но несостоявшаяся революция 1991 года зациклила не только российскую политику.
Как показывает непрекращающийся в Украине антисоветский иконоклазм, эта революция, как зомби, все еще находится в состоянии между жизнью и смертью.
То, что произошло и что не произошло в 1991 году, заставило Украину навязчиво возвращаться к попыткам довершить нереализованный сценарий, последней из которых стало восстание на Майдане. Именно эту логику показал Сергей Лозница в фильме "Событие".