Настоящая Европа вдоль линии фронта
На этих выходных, 12-13 декабря, в Харькове прошли Дебаты о Европе, организованные Фондом С. Фишера.
Большая аудитория Харьковского университета в субботу заполнена до отказа. Открытая часть программы. Идет дискуссия: "Перспективы Донбасса. Возможности мирного существования в регионе".
Хорошее название у дискуссии. Вот только, если бы это было в руках Украины – мирное существование. Вывести войска Путина из Донбасса мы не в силах. Это данность.
Тем не менее, кое-что ведь можем?
Вопрос повисает в воздухе. К нему особенно трудно подступиться после очередного коллективного действия, которое мне пришлось наблюдать под конец этих дебатов, когда зал перешел в диалог с подиумом.
Вопрос из зала, не без стремления поддеть гостя из Германии:
– А Украина – это, на ваш взгляд, европейская страна или только европеизированная?
Почуяв тонкий лед под ногами, иностранный гость, редактор берлинского журнала "Восточная Европа" Фолькер Вайхсель:
– Конечно, европейская!
Взрыв радостных аплодисментов.
Гость воодушевляется:
– После Майдана – еще более европейская, чем другие европейские страны!
Радость зала не имеет границ. Аплодисменты взахлеб. Взаимная любовь и всеобщая готовность быть европейцами.
Словно мы должны вновь и вновь проходить древнюю инициацию, для которой необходимо признание "настоящих" европейцев, без него – нет никаких европейских перспектив у Украины.
И тут вдруг всё тот же иностранный гость, наивно поверив в удачу:
– Россия – тоже Европа!
Угрюмый ропот в зале. Жидкие аплодисменты.
Кто-то из зала берет микрофон:
– Как Западу относиться к России? Как к Северной Корее! К Донбассу – как к зараженным чумой. Их нужно лечить! (угрожающе) ДУХОВНОСТЬЮ!
Вот чем и мы богаты? Не только Россия хочет насаждать повсюду лишнюю хромосому духовности, но и у нас некоторый запас этого добра есть (?)
Видимо, чтобы полнее раскрыть идею духовности и нашу близость Европе, зал под конец дискуссии стоя пропел гимн Украины и прокричал "Слава нации – смерть врагам!"
Не припоминаю ни одной дискуссии в Германии, которая бы завершилась настолько духовно.
После такого патриотического финала можно и разойтись. Слушатели начали покидать аудиторию. Только в проходах почему-то застряло какое-то число мужчин в черном. Я этого уже не видела.
Далее, по свидетельствам немецких организаторов мероприятия, мужчины в черном якобы хотели проучить поэтессу Елену Заславскую, жительницу ЛНР, убежденную мечтательницу о Новороссии, проучить за приезд на дебаты.
Кто это был? "Правый сектор"? Активисты Майдана? Как бы они себя ни называли, эти люди явно не понимали, что делают. Елена Заславская, а также большинство свидетелей этого происшествия убеждены, что готовилось нападение, возможно, ее хотели избить. Спас поэтессу немецкий консул и другие участники дебатов.
Гражданка Украины, не совершившая никаких противоправных действий, разве не должна тут быть в безопасности, дома, каких бы взглядов она ни придерживалась, какие стихи и блоги она бы ни писала? Какого черта она покидала университет в машине немецкого консула, в защитном кольце немецких организаторов и участников дискуссии?
Почему украинская пресса не пишет о том, что подобные попытки выяснить отношения – позорны, бессмысленны? Наоборот, выходят какие-то публикации, предлагающие арестовать (??) Заславскую, которую пригласила на дебаты немецкая сторона.
Возможность разговора с теми, кто придерживается другого мнения, сознательно упускается. Более того, мы создаем сигнал: жители оккупированного Донбасса с их подозрительными мнениями не в безопасности в Украине.
Это, конечно, показывает, как хорошо заживется этим жителям с нами, если войска Путина по какой-то причине, наконец, отступят.
Еще это показывает, насколько мы принимаем мнение этих жителей всерьез. Для критиков Заславской любое ее высказывание – повторение кремлевской пропаганды. В данном случае мы, увы, не далеко ушли от тех, кто уверен, что проукраинская позиция – это ТОЖЕ результат слепого доверия американской или иной пропаганде.
Именно сейчас, когда дела так плохи и часть Украины оккупирована, нам необходимо говорить с людьми по ту линию фронта, которые готовы формулировать свои взгляды. Не они стали причиной этой войны. Безумно и самоубийственно путать причины со следствием, когда война продолжается и требует ежедневных жертв.
Только живой диалог и коммуникация могут помочь украинскому обществу справиться с этой агрессией, важным и постоянно применяемым оружием которой является дискоммуникация и основанная на ней пропаганда.
И все-таки, к нашей чести будь сказано, Елену Заславскую защищали не только немецкие, но и украинские участники дебатов. Значит, не все потеряно для моей европейской страны.