Милицейская переаттестация: 5 выводов для реформы образования
Недавно был опубликован список цитат из аттестационных собеседований с сотрудниками милиции. Цитаты эти иллюстрируют всю печаль правоохранительной и образовательной систем, как впрочем, и общий уровень развития общества.
Диалоги разошлись как горячие пироги, и народ смакует их как новую коллекцию анекдотов, смеясь над той болью, которую трудно выразить.
Например, смеются над тем, что многие из этих людей не получили нормального школьного образования как в селах, так и в городах. Над тем, что высшее образование в ведомственных (и не только) ВУЗах не добавило мощности в их умственные способности.
Смеясь над этими цитатами, мы горюем, что так долго терпели это хамство и тупость в стражах порядка.
И дело то не в том, чтоб уволить Васю или Петю, который так недальновиден.
Вопрос в том, как сделать, чтоб новое поколение детей было другим - и да, это не про мили- или поли- цию, это про образование. Наше образование. Общее.
- Школа, интеллект и острая необходимость менять школьное образование, особенно в сельской местности.
Интеллект и общую эрудированность можно оценить при тестировании общих навыков. Тест общих навыков показывает уровень общей смекалки, а также то, как человек овладел базовыми знаниями по примитивной математике и логике в школе.
Если вы умеете выполнять простые операции по математике - сложение, вычитание, деление, умножение, умеете посчитать площадь квадрата и обладаете долей аналитических способностей, вам будет трудно завалить этот тест и сдать его меньше, чем на 30 баллов из 60. Кандидат, сдавший тест на 18 баллов, поделился, что его средний бал в школе был 4.6 по 12-бальной шкале.
Учитывая количество просмотренных результатов, личных дел и кандидатов, я могу смело заявить, что школа не выполнила свою функцию. Она выпустила людей без азов для выживания в цивилизованном обществе.
Да, многие сотрудники милиции родом из сельской местности, и нам нужно срочно что-то делать с уровнем тамошнего образования. Ибо аттестат об окончании школы есть, а знаний нет, даже самых базовых.
Справедливости ради стоит отметить, что с уровнем образования у многих выпускников городских школ аналогичная ситуация. Поэтому нужно менять всю систему.
- Качество и содержание юридического образования требуют пересмотра, а ведомственные ВУЗы - полной дефрагментации.
Чтоб проанализировать продукт юридических факультетов преимущественно ведомственных ВУЗов, взглянем на баллы, которые кандидаты набирают по знанию законодательства.
Было бы здорово, конечно, провести количественный анализ этих данных, но пока его нет, я ответственно заявляю, что выпускники ВУЗов, имеющие юридические специальности, не справляются с тестами на законодательство, которые адаптированы под разные направления работы. Большинство не набирает и половины баллов.
Кандидаты, хорошо сдавшие этот тест, делились, что можно получить 30 баллов из 60 зная основные положения нескольких базовых законов, регулирующих работу правоохранительных органов.
Для примера, кандидаты с юридическими степенями зачастую не могут назвать 3 ветки власти, перечислить правила применения спецсредств или отличить объект от субъекта преступления.
Это говорит о том, что как таковой образовательный процесс - когда человек обретает добавленную ценность в виде знаний, а также более развитого и гибкого ума, в ВУЗах происходит у меньшинства.
Большинство же получает диплом, но выходит из университета без ожидаемого багажа знаний и навыков.
И если после дневного стационара еще попадаются люди, получившие знания, то среди заочников бывают лишь уникумы: заочное "образование" - это полный и комплексный провал.
- Образование - тренировка гибкости ума, развитие творчества, а не пичканье знаниями.
Необходимость получения юридического образования и внутреннее требование диплома милицейского ВУЗа для продвижения по службе здорово преувеличены.
На одной из международных полицейских конференций я познакомилась с начальником райотдела в Сингапуре, который занимает 2-е место в рейтинге самых безопасных городов мира. У него не было ни юридического образования, ни степени по криминальной юстиции, столь распространенной на Западе для правоохранительных структур. Его страна оплатила ему британское образование по специальности инженера-механика.
В ответ на мое удивление он сказал: "Они считают, что им нужны не мои знания, а мой ум потому им все равно, какая у меня специальность. Они оплачивают любую специальность по моему выбору, когда берут меня в полицию. Главное - чтоб мозги хорошо работали".
Украина, конечно, не Сингапур, но такой опыт тоже можно внедрять. Хотя, учитывая, что образование у нас не дает ни знаний, ни гибкости ума, то можно просто пробовать, ничего не теряя.
Я знаю, что это звучит провокационно, но судя по результатам переаттестации учителя истории, психологи, агрономы и автослесари иногда лучше ориентируются в законодательстве, чем юристы и правоведы.
Это ставит под сомнение рациональность расходования средств на ведомственные ВУЗы в существующих объемах и при существующем уровне качества образовательного продукта, который они предлагают.
Не в юридическом образовании будущее хорошей полиции, оно - в гибкости ума, смекалке и креативном подходе к решению задач.
- Эмоциональный разум и стрессоустойчивость должны стать базовыми составляющими программ подготовки взрослых и воспитания детей.
Когда к нам в комиссию приходят люди с низкими баллами, мы обязательно просим их прокомментировать свои результаты.
Во многих случаях люди говорят о том, что они очень разволновались и потому не могли справиться с заданием, а также плохо спланировали время и не успели. Конечно, для многих, особенно более взрослых сотрудников, тесты не привычны и волнение объяснимо.
Но и во время собеседования нервы сдают у многих. Это говорит о том, что уровень эмоциональных компетенций и стрессоустойчивость низки.
А ведь работа в милиции требует и того, и другого, в больших количествах. Недостаточный их уровень говорит о том, что ни родители, ни школа, ни учебные заведения не позаботились о том, чтоб вооружить человека умением владеть своими эмоциями и работать с эмоциями других.
- Формирование здоровой самооценки у слушателей, а не подавление личности, как это принято в авторитарной системе образования, важнее, чем количество знаний, которое преподаватели умудрятся впихнуть им в головы.
Я никогда в жизни не видела так много людей с нулевой или предельно низкой самооценкой, как во время переаттестации сотрудников органов внутренних дел. У них нет желания что-то менять; нет веры в себя; нет амбиций, добиваться чего-то большего; нет любопытства, чтобы до чего-то докопаться…
Это одна из причин, почему люди исполняли глупые и неправомерные приказы, - у них не было уверенности в своей позиции и навыка отстаивания собственных границ.
Я плохо разбираюсь в армейской психологии, но в моем понимании желание "носить форму", как главный мотиватор для выбора милицейской службы, говорит о том, что человек ищет оболочку, которая будет добавлять ему веса и значимости, которых ему не хватает изнутри.
Чтоб мы, как родители и учителя, дальше не растили "милиционеров" нам важно сделать все, чтоб дети умели ценить и слушать себя. Если ты не умеешь ценить и слышать себя, ты не сможешь делать это по отношению к другим.
Ведь достоинство это не только про почитание Революции его имени. Это про смелость сказать нет бессмысленной работе, взяткам, унижению и противоправным приказам.
Украина с 76% населения с высшим образованием занимает 10-е место в мире по уровню образования и лишь 85-е - по индексу человеческого развития.
Исходя из результатов тестирования милиционеров, корректнее было бы сказать, что 76% населения у нас имеют дипломы о высшем образовании. Какова доля тех, кто имеет само образование неизвестно, что, собственно, и поясняет огромный отрыв страны в общей таблице индекса человеческого развития.
Мы так привыкли видеть в образовании социальный лифт, в корочке - гарантию продвижения по жизни, что готовы были за корочку платить лишь деньгами, но не готовы инвестировать в него собственный труд.
Многие проблемы в среднем и высшем образовании состоят в том, что мы так увлечены функцией социальной мобильности образования, что зачастую упускаем его суть - в кайфе открытия, в исследовательском любопытстве и, что самое главное, в вере в самого себя.
Читайте также текст на официальной странице Анастасии Леухиной.