Українська правда

О "сайтах смерти", подростковых суицидах и Жизни

- 18 травня 2016, 15:24

Когда появляется любая информация, вызывающая страх за жизнь – свою или близких, особенно детей (мы так и произносим – "задевающая за живое"), у любого человека на время отключается рациональное критическое мышление.

Мы становимся ведомыми.

Когда мы сталкиваемся с информацией, вызывающей панику – это повод для нас сделать вдох, выдох, отстраниться от информации на время (включить рациональное мышление) и посмотреть – к чему подталкивает нас информация или от чего отвлекает.

Как правило, "за ней" будет прослеживаться простроенная для нас (за нас) траектория мыслей и действий – покупайте срочно вакцины от гриппа, продавайте дома в этом районе, голосуйте за N, контролируйте детей, отключайте всех от интернета, думать некогда – срочно что-то делайте!

Наша задача, когда мы попадаем под действие паники – сделать все, что нам доступно:

- выключить соцсети,

- сделать дыхательные упражнения,

- принять душ,

- прохлопать ладонями свое тело,

- нарисовать круг, поставить внутри него точку (круг – границы нашего внутреннего пространства, точка – мы внутри). Представить, что за границами окружности – весь внешний мусор, внешняя информация. Разрисовать самостоятельно этот круг любыми каляками-маляками. Наша задача – выйти хоть на время из-под волны эмоций, начать собирать рациональную информацию.

Дорогие коллеги, когда вы создаете очень нужные сейчас материалы, пожалуйста, не указывайте статистику детской смертности.

Любой родитель, увидев такую статистику, реагирует не на обнадёживающие цифры (там может стоять цифра 1), а на сам факт.

И любая цифра для него будет не рациональной информацией, а подтверждением его страха.

У меня нет точных данных и информации, чтобы подтвердить то, что написано в прокатывающейся по интернету статье, как и нет опровержений.

Будем сразу рассматривать две версии.

От одного из своих преподавателей – это была женщина из Швейцарии на модуле о пищевом поведении – я знаю о существовании в Европе закрытых подростковых групп, в которых детей втягивали в анорексию и булимию.

[L]Эти группы отслеживались, меняли локации.

"За ними" были явно взрослые люди.

Группы назывались "за Анну", "За Мию" (за анорексию, за булимию).

"Противоядием" для таких групп была волна фотографий, публикаций и акций в поддержку "здорового тела", появление кино-героев с живыми, не анорексично-модельными формами, статьи и материалы о формировании здоровой привязанности.

Анорексия и булимия – симптомы нарушения привязанности. Это та же форма "ухода", и "цепляется" теми же триггерами, что описаны в статье.

Плохая новость – такие группы реально существуют.

Хорошая новость. На территории Украины за лет 7 отслеживания я не встречала упоминания о таких группах.

Не знаю – это вопрос времени, менталитета или конспирации. Программисты подтвердили, что отследить адреса групп невозможно. Но по запросу определенных служб, которые и должны этим заниматься, администраторы ВК, ФБ и проч. должны предоставлять доступ к серверным данным. 

Разные дети

За эти несколько лет психотипы детей в России и Украине стали отличаться. Отношение и восприятие будущего, ощущение своей возможности повлиять на ход истории, ход своей жизни, возможность противостоять силе – это обретения Революции Достоинства, волонтерского движения.

(Даже если ребенок просто "фоном" улавливал информацию).

Чем больше в семье слышны слова – все пропало, зрада, нас слили, мы не на что повлиять не можем – тем больше фон беспомощности и "ведомости" у наших детей.

Чем больше конкретных, пусть маленьких действий, чем больше собственной маленькой ответственности – хоть цветы полить или посадить у подъезда, хоть урну поставить, мусор разделить, батарейки сдать, собрать книги для детского дома – тем больше ощущения личной силы и нужности миру.

Виртуальная и реальная жизнь

Раньше подростки кучковались в субкультуры. Субкультура нужна была тем, кому не хватало силы своего "Я".

Как маленькие рыбки сбиваются в стайки, чтоб большая проплывающая рыбина их по одной не съела, а воспринимала всю стаю, как большую рыбу, так и дети кучковались в субкультуры – по своей ведущей травме.

В большинстве своем все перерастали субкультуры, выходили из них, обретая свое Я.

Общение в этих субкультурах было живое – офлайновое, все-таки с большей прогнозированостью и ответственностью.

Современные субкультуры ушли в сеть. Виртуальный мир создает определенный транс, он действительно создает ощущение "параллельной реальности", зазеркалья. В этом трансе ослабляется критичность. 

Чем больше в жизни ребенка любого возраста виртуального – планшетного пространства, тем больше должно быть "объемных" трехмерных действий и контактов (лепить, делать оригами, создавать лего-города, шить, заниматься квиллингом, делать модели самолетов, собирать 3D пазлы, ходить на картинг ...)

Нужно стараться помочь ребенку построить новые отношения в реальной жизни – я очень рекомендую проектные лагеря.

Стандартный обучающий лагерь – место, где ребенок остается ведомым.

Проектный – у ребенка помимо контактов появляется своя собственная значимая цель и место в социуме и реализации.

Он сам выбирает траекторию и скорость движения, глубину погружения и участия. Работа над проектом – позитивная субкультура.

Нужно создать ритуал – он полезен и для тех взрослых, которые подсаживаются на сериалы, залипают в соцсети – когда выключается компьютер (телевизор) нужно сделать действие, "выводящее из транса", позвонить в колокольчик, хлопнуть в ладоши, умыться.

(Признак того, что мы "вышли из транса" – мы легко переключаемся на всех уровнях на другую задачу).

Общие черты детей, описанных в статье. Профилактика

1. Некритичное восприятие информации.

Как только появлялся вопрос "кто вы?" "Зачем это нужно делать?" – дети изгонялись из группы.
Нам нужно учить детей и себя задавать неудобные вопросы и вообще задавать вопросы (вспомните, что вы отвечали примерно в 4 года ребенку на все его "почему"? "Вырастешь, поймешь?" Или вместе с ним искали ответы?).

Школа, к сожалению, отбивает охоту и возможность задавать вопросы вообще.

У ребенка в жизни с родителем должна остаться возможность спросить – зачем мне это делать? Почему? 
Нам нужны действия в реальной жизни, включающие логическое мышление и здоровую критичность:

Квест-комнаты, и городские квесты, головоломки, кроссворды, детективы.

Вырезание, выпиливание – как это ни странно, стимулируют здоровую критичность, избирательность и трансформируют тревожность перед возможностью ошибки. 

Классическая музыка стимулирует интеллект. (Вы замечали, что под классическую музыку сложно рекламировать всякую муть? Включается сопротивление и критичность). Занятия музыкой развивают разные структуры мозга, включая критичность и волевую сферу. 

Следите за тем, чтобы у ребенка (и у взрослого) было время без звукового шума (без наушников, музыки, голосов в телевизоре) – несколько минут тишины стимулирует работу гиппокампа – части мозга, которая упорядочивает информацию, помогает систематизировать опыт и эмоции.

Это поможет, как минимум, выйти из транса и включить здоровую критичность.

Необходимо дать право ребенку на слово "НЕТ", самим научиться его вовремя произносить. (Напишу об этом позже).

2. У этих детей специально нарушался режим сна.

Подростковый возраст – время запредельной нагрузки на все системы органов. Сон – возможность упорядочивания информации и восстановления на всех уровнях.

Просоночное состояние – это транс. Во время такого транса можно впихнуть в ребенка (и во взрослого) все, что угодно.

Если ребенок не выспался – у него повышается уровень тревоги, внушаемости, понижается иммунитет как физический, так и психологический, он становится более категоричным – а мир подростка и так черно-белый.

Невыспавшийся подросток воспринимает сигналы внешнего мира через фильтр. А какой фильтр в него вставили или он сам вырастил - уже сложно понять.
Единственный случай, когда я бы включала гиперконтроль – с выключением интернета, вайфая – в ночное время.

3. Они слушали "специальную музыку" и читали определенные тексты.

Песни и стихи вводят нас в транс. Любая ритмизация – воздействует на стволовые структуры мозга и часто информация воспринимается в обход сознания.

Мы вспоминаем ощущение от прочитанного и прослушанного, а не конкретную информацию.

Проанализируйте сами тексты песен, которые вы любите и слушаете, особенно за рулем, когда мозг занят контролем дороги, проанализируйте стихи, которые читаете. Искренне поинтересуйтесь, что слушают дети и что они читают. Транс может быть и позитивным.

4. Они "заслуживали" участие в группе. 

Если внутри нас есть программа "любовь, внимание, поощрение, поглаживание нужно заслуживать",  нас легко подсадить на крючок.

(Взрослых вообще легко зацепить – обещанием премии, повышения, награды...).

Дети должны знать – любовь родителей, место в сердце родителей у них есть всегда.

Вопрос частый к родителям на консультациях – а если бы вам нечем было гордиться в ребенке, если бы он не демонстрировал успешность, он бы был уверен в вашей любви? Есть ли у ребенка это ощущение "меня любят просто так?"

(Это ощущение может дать только тот родитель, который сам в этом уверен).

Формируется это ощущение рано – до 2 лет. Почитайте, пожалуйста, любые материалы о формировании привязанностей. 

Есть мультфильм "Цыпленок Цыпа", который можно смотреть ради одной фразы папы главного героя: "Мне так жаль, что ты решил, что мою любовь нужно заслуживать".

5. У них появлялась цель и ощущение принадлежности к чему-то бОльшему.

Есть ли у ребенка в реальной жизни ощущение МЫ? Есть ли домашние ритуалы, есть ли ощущение принадлежности к силе рода?

Есть ли ощущение ответственности и своего вклада в семью? 
Первое домашнее задание, которое я даю семьям – сделать семейный портрет, где были бы все члены семьи.

Он должен висеть в комнате ребенка – чтобы подсознание воспринимало – мы банда. 
Я уже писала о проектных лагерях, о театральных студиях, о местах, где подростки могут в группе работать над конкретными проектами.

6. Ощущение своей ценности и значимости в жизни.

Знает ли ребенок о своих самых зрелых качествах и о его ценности для нас и мира? Как правило, мы обращаем внимание, особенно в подростковом возрасте, на шероховатости, колючки и сложности.

Остался ли ребенок в контакте со своей ценностью?

7. Все эти дети играли в "чужую игру".

Они принимали правила чужой игры. Есть ли у ребенка в реальной жизни возможность "порулить" своей жизнью. Самому сделать доступный выбор. Или мы все за него решили и решаем? Не играет ли он в нашу игру?

Есть ли то, в чем ребенок может почувствовать себя "ведущим"?

8. То, что предлагали детям делать – форма аутоагрессии. - Например, шрамирование. Потребность в самонаказании.

Если у ребенка есть ощущение вины – он будет искать способ себя наказать.

Если он подавляет природную злость, если он злится на себя за то, что не оправдывает своих или чужих ожиданий, если он винит себя за состояние, за отношения родителей – он ищет способы самобичевания – от сгрызания ногтей, получения двоек, до шрамирования и проч.

Умеете ли вы и ребенок проживать агрессию? С этим лучше разбираться специалистам – чтобы все-таки найти причину вины и поискать способы трансформации.
В Киеве есть антистрессовое заведение – Шандарашка – место, где можно бить тарелки.

Псевдоагрессивные игры – боулинг, подушечные бои, иногда помогают и лазерные бои и бокс, и компьютерные шутеры...

Иногда справиться с накопленными чувствами и их упорядочить помогают комиксы. Когда подросток сам их рисует, не просто смотрит.

Занятия фотографией – безопасный выход из интровертного состояния подростков в мир.

9. В жизни каждого человека, не зависимо от возраста, должны быть проявлены, гармонизированы 4 темы.

"Контакты-т ело-реализация-творчество". Если все эти темы у нас "заполненны", проявлены, гармоничны – мы счастливы.

Контакты – это гармоничное общение, возможность сказать Мы, принадлежать к группе и ощущать целостность и ценность своего Я.

Тело – здоровье, контакт с телом, ощущение, что тело нравится.

Реализация – в школьном возрасте – это учеба.

Но важно, чтобы эта сфера не касалась только учебы. Это про контакт со своим потенциалом и возможности его реализовать.

Творчество (может превратиться в уход в фантазии, мечты, зависимости) – это про развитие творческого потенциала.

Важно почувствовать, какая сфера жизни у наших детей не заполнена? В какую они "сбегают".

Каждая из этих сфер может стать опорой для выхода из кризиса, но может стать и зависимостью. Каждая из них должна быть проявлена в жизни. 

Еще раз повторю: если жизнь ребенка – только школа, он захочет "спастись".

О радости и Жизненности

Что мы можем противопоставить выбору смерти – осмысленную радостную ЖИЗНЬ.

Чем наполнена наша собственная жизнь? Дети бояться взрослеть, глядя на наши усталые обогащенные интеллектом, но обесточенные, безрадостные озабоченные лица.

Являемся ли мы проводниками в Жизни ребенка? Получаем ли мы удовольствие от жизни? Умеем ли мы благодарить?

Позволяем ли себе хоть немного радости и удовольствия?

Дети выбирают смерть и болезнь, когда мы живем ради них. Когда мы вкладываем в них свою жизнь (вместе со своими ожиданиями и нереализованностями).

Это не значит, что мы должны заигрывать с детьми. Ребенок в определенном возрасте ищет маяки прежде, чем не вырастит его внутри себя.

Мы можем стать маяками в жизни. Чтобы ребенок, отправляясь в свое плавание, мог опираться на наш свет.

Я осознанно не перечисляла "симптомы" подростков – каждый родитель сразу, как студент-медик, читая медицинскую энциклопедию, сразу их у своего ребенка распознает.

Несколько важных, которые могут привлечь наше внимание
- появление шрамов (помним, что иногда каждый может порезаться)
- разговоры о бессмысленности жизни (помним, что подростковый возраст – и есть временем экзистенциальных вопросов)
- прощание, складывание вещей и завершение дел (такое тоже бывает, иногда и у них бывает потребность упорядочить жизнь)
- после напряжения, эмоциональной нестабильности – ощущение покоя, умиротворения и ощущение принятого решения (вполне возможно, что, наконец, получили смс от любимого человека)
- неожиданный прилив нежности или наоборот отстранения, просьбы простить (здоровые подростки маятником также качаются от раздражения к нежности)

Всего нам спокойного и доброго. ЖИЗНИ наполненной и радостной нам и нашим детям.

Из страницы Светланы Ройз у Facebook. Публикуется с разрешения автора