Интеллект против кувалды. Нужно ли декоммунизировать Малевича и Хвылевого?
Мы – дети своего времени, и если говорить о нынешнем поколении украинцев, то смело можно сказать: все мы вышли из советского прошлого.
Советская Украина была страной одной идеологии (хотя беспартийность можно считать тихим протестом), и коммунисты из Львова или Луцка мало чем отличались от коммунистов из Днепропетровска или Николаева – и одни, и другие работали на "систему".
Организованной оппозиции не было, а тех немногочисленных диссидентов, открыто выступавших против власти и попавших в лагеря, мы знаем поименно.
В Совдепии особенно боялись проявлений именно украинского патриотизма, поэтому борьба с ним велась постоянно.
Достаточно вспомнить времена Петра Шелеста, когда благодаря руководству республики и лично Петру Ефимовичу в Украине произошел всплеск национал-патриотизма – и в области экономики, и в области культуры.
Русскоязычный харьковчанин Петр Шелест даже выучил украинский язык и полностью перешел на него. Чем всё это закончилось, мы хорошо знаем: Шелест был переведен в Москву с негласным запретом посещать Украину, а на его место назначили жесткого Владимира Щербицкого.
В 1991 году Украина стала независимой, но перестроечные события начались значительно раньше – в 1989 году, когда состоялся первый съезд Народного Руха Украины. Именно на фоне этого съезда открыто появились первые антисоветские лозунги и призывы свергнуть памятники Ленина.
Киев 1990-ых. Все фото автора |
Дворец культуры Киевского политехнического института, первые антисоветские лозунги |
Выяснилось, что в стране нет организованной оппозиции, и Народный Рух возглавила интеллигенция во главе с писателями, многие из которых были коммунистами.
В качестве оппонента, но с примирительной речью, на съезде выступил главный идеолог КПУ Леонид Кравчук, ставший в 1991-м президентом Украины.
Леонид Кравчук на первом съезде Народного Руха Украины, 1989 |
Этот факт естественно лишил страну возможности провести люстрацию…
Но вернемся в наше время.
Наша страна прожила огромный период времени с коммунистическими идеями, которые, как мы теперь уже знаем, привели к массовой гибели украинцев.
Весь ХХ век можно назвать веком коммунистических идей, и многие выдающиеся европейцы были коммунистами. Но эксперимент с реализацией этих идей ставили только в СССР и особенно в Украине.
Большинство наших людей верили в "светлое будущее", часть приспосабливалась, некоторые молча соглашались.
В Украине это время оставило огромное количество памятников и духовных, и материальных. Остались в истории страны и тысячи, десятки тысяч имен, роль которых необходимо пересматривать. Нужны эксперты-интеллектуалы, которые достойно смогли бы провести инвентаризацию нашего советского прошлого.
У простых людей возникает много вопросов в связи с сегодняшней декоммунизацией.
Например, как относиться к Казимиру Малевичу, называвшего Ленина богом и инициировашего создание мавзолея?
"Смычка", Казимир Малевич, 1930 |
Признавать ли прозаика Мыколу Хвылевого с его большевистскими убеждениями?
Какое место в истории должны занять Сергей Королев, Владимир Вернадский, Евгений и Борис Патоны и многие другие?
А что делать с украинскими советскими писателями и художниками, воспевавшими это время?
Конечно, можно всё декоммунизировать и оставить в истории белое пятно, а нынешнее поколение – безродными, восставшими из пепла.
[L]Но есть же и другие примеры, более цивилизованные, например, Германия, причем дважды – после Второй мировой войны и в 1989-м. Немцы сумели, приложив максимум усилий, перевести свое позорное прошлое в историческую плоскость.
И мы уже давно могли бы это сделать, и для этого нашим политикам необходимо всего лишь прекратить манипулировать прошлым.
А наши великие земляки, украинцы и рожденные в Украине Казимир Малевич, Игорь Сикорский, Иван Поддубный, Квитка Цисык, Владимир Вернадский, Сергей Королев и многие другие должны оставаться нашей гордостью и прославлять Украину.
А размахивать кувалдой, особенно если твой папа был агентом КГБ, дело недостойное украинца.
Виктор Марущенко, фотограф