Национальность в паспорте. Зачем?
"Национальність – Українець".
Такая запись была внесена в паспорт гражданина Украины Сергея Омельченко отделом Государственной миграционной службы в 2016-м году.
На то, чтобы добиться этого, у Омельченко ушло полгода.
В октябре 2015 года он обратился в городскую Государственную миграционную службу Украины с просьбой о внесении в паспорт такой записи, но ему было отказано, на том основании, что Положением о паспорте гражданина Украины от 1992 года такое не предусмотрено.
Омельченко подал иск на службу в Соломенский райсуд г. Киева и 4 марта его удовлетворили.
Запись об этническом происхождении удалось внести через суд.
Прочитав новость об этом в издании "Украина Молодая", киевский поляк Болеслав Кульчицкий, повторяя действия Омельченко и ссылаясь на этот прецедент, с подобным исковым заявлением обращается в Шевченковский суд Киева.
Рассмотрение его дела после неоднократных уточнений, переноса даты назначено в суде на 8 февраля.
Вопрос о внесении записи о национальности в паспорт, свидетельство о рождении и другие документы поднимался в Украине неоднократно.
В июне 2015 года полномочными представителями более 20 политических и общественных организаций на собрании под председательством Григория Омельченко, известного украинского политика, отца Сергея Омельченко, была учреждена "Координаційна рада громадського руху "Українці – етнічна нація", которая добивается введения графы "Национальность" в государственных документах.
Напомню, графа "Национальность" была отменена в Украине после обретения независимости и распада Советского Союза, где указание национальности в паспорте и других документах было обязательно.
Национальность, выбираемая в соответствии с данными метрики по отцу или матери определялась тогда при получении гражданином паспорта в возрасте 16 лет.
Выбор национальности гражданином нередко происходил не в пользу дискриминируемых, таких как еврей, немец, поляк, крымский татарин и др. Причем существовал перечень официально признанных этносов.
Надо сказать, что отношение к этнически другим, не принадлежащим к титульной нации гражданам, не было ноу-хау Советов. Такой подход можно назвать извечной классикой кадровой политики властьимущих в государстве. Из примеров 20-21 веков кроме СССР – немецкий Третий Рейх, США и Великобритания (интернирование граждан враждебных стран), бывшая Югославия, Турция в отношении армян и курдов и др.
Но, несмотря на дискриминацию, все испытания и лишения "эмоционально-ценностное отношение человека к своей этнической принадлежности" (Т.Г. Стефаненко) не исчезает, остается важным маркером и оценочным показателем социума.
Общность культуры, исторической судьбы оставляют неисчезающие следы во многих поколениях, формируя самоидентификацию личности, ее принадлежность к конкретной реферативной группе.
Если попытаться понять мотивы конкретно каждого – молодого Сергея Омельченко и 86-летнего учителя Болеслава Кульчицкого, – то, конечно, они не совсем похожи.
Первый хочет отстоять принадлежность к титульной нации.
Второй, прошедший, знаю, через нелегкие испытания, – к ранее дискриминируемой.
Оба, однако, заслуживают внимания при отставании такого права.
Отношение к вопросу, не безапелляционно. Ведь при отмене такой записи в документах наши чиновники копировали практику развитых европейских стран, особо, правда, при этом не задумываясь.
Так в большинстве стран определение "национальность" (например, англ. "nationality", нем. "nationalität") означает не этничность, а гражданство, этническая же принадлежность в паспортах не прописывается. Таким образом, подчеркивается правовое равенство, к чему, в общем, следует отнестись положительно.
В наших же конкретно-исторических условиях недавнего распада советской империи на отдельные государственные образования, далеко не моноэтничные, этническая группа, название которой совпадает с названием страны, занимает самое почетное место.
Остающиеся как бы на обочине нацменьшинства прогрессирующе ассимилируются. Этот процесс отражает статистика переписей населения.
Например, в последней переписи за 2001 год был вопрос "етнічне походження". Так численность поляков Украины, по данным той переписи, уменьшилась по сравнению с данными переписи 1989 года на 34%.
Поэтому внимание к этому показателю так важно как для титульной нации, подтверждающей свою позицию, так и для нацменьшинств, не желающих утратить свою.
Это тем более имеет смысл, т.к. синергию всех наших национальных культур можно считать непреложным фактом, что отвечает общим интересам Украины и идеологии Европейского Союза.
С инициативами же за обязательное (!) заполнение в документе сведений о "национальности", трудно согласиться хотя бы по причине возможных кадровых злоупотреблений.
Так, например, в практике постсоветских стран – в Латвии и Казахстане, национальность указывается по желанию владельца паспорта. Что-то подобное нашим законодателям можно было бы ввести и у нас.
Пассионарное право желающих иметь такую графу, или запись было бы, таким образом, соблюдено и, что очень важно, могло бы служить мотивирующим моментом как для участия в культурно-общественной жизни народов Украины, так и во время переписей населения страны.
Современный французский историк Жан-Жак Бекер (Jean-Jacques Becker) писал: "Одна из прекраснейших и самых грозных идей человеческого гения – идея народа". С этой идеей надо считаться, с ней сосуществовать. Мирно и плодотворно.
Наивный интернационализм и либерализм вряд ли станут альтернативой этой идее, в лучшем случае площадкой для дискуссий.
Борис Драгин, журналист