О праве признать ребенка нормой, а не странным отклонением
Быстрее молнии мир облетел ролик с детьми, вломившимися в эфир ВВС.
Тот, где специалист по Корее дает важный комментарий, а дети – раз! И ломают всю суровую мизансцену. А мама – два! И как опытный боец нейтрализует пищащую помеху, ползком закрывая дверь.
Мир обхохотался, но остался задетым за живое. И пошли отклики. Правда, с разных сторон глобуса – противоположные.
С запада возникли вопросы, не слишком ли резко папа отстраняет ребенка и не демонстрирует ли он в это время отцовскую беспомощность, что может оказаться плохим примером.
Казалось бы, отстранил как отстранил, его дело. Но люди встревожились.
Это потому что перед профессионалами высокого уровня действительно стоит насущный вопрос: "Не мешает ли моя работа детям?" Не причиняет ли слишком большого ущерба и как этот ущерб минимизировать.
В нашей части планеты буря поднялась из-за не слишком удачного замечания на тему засорения лент Facebook фотографиями детей и репостами вышеупомянутого ролика.
Казалось бы, кто-то не любит детей? Его право. Дети тоже, чай, не пряники, чтобы всем нравиться.
Но люди обиделись всерьез. Это потому что перед профессионалами, особенно женщинами, стоит пожизненный вопрос: "Не мешают ли мои дети работе?" Возьмут ли на место маму младенца, а то и двух? Не скажут ли в глаза: "Де-ти? Это же они у вас болеть будут…"
На днях я вела группу и спросила работающих мам, скольким из них приходилось уверять работодателя, что им есть кому помочь, дети болеют самостоятельно, никому не мешают, не оторвут мать от офисного стула? Не подняла руку всего одна сотрудница международной компании.
Эту правду не то чтобы замалчивают. О ней говорят, но в бодрячески-нивелирующих тонах. Примерно так, как говорили бы о неизлечимых больных. Есть, мол, такой нюанс, но человек работает, старается, бодрится даже.
Как правило, дети совершенно не помеха обычному образу жизни, в том числе и деловому. Но само их наличие становится основанием для завуалированного давления и выбраковки.
Не принято говорить ту половину правды, в которой мама не имеет возможности подтвердить свою профессиональную квалификацию, потому что ее просто не будут об этом спрашивать.
Принято обходить полушепотом тот факт, что беременная женщина зачастую будет скрывать живот, насколько это возможно, чтобы не быть уволенной за малейший, даже надуманный промах.
Принято "не замечать", что наличие маленьких детей становится серьезным препятствием в поисках работы, будь ты хоть семи пядей во лбу.
Не принято упоминать о том, что работающих мам особенно охотно вызывают по выходным и задерживают по вечерам, попутно пригнобливая за рассеянность и отсутствующий вид.
Можно не отозваться с рыбалки или тимбилдинга.
Можно сидеть на маникюре.
Но если вам хочется испытать на себе всю силу общественного отвращения, а также подвергнуть себя серьезным профессиональным рискам, попробуйте заявить, что в 21:45 вы не взяли трубку, потому что читали ребенку сказки.
[L]Детям в публичной жизни деловых родителей дозволено показываться не дольше чем на минуту, с улыбкой и в пристойном платьице в тон родительскому костюму.
В жизни же наемных работников среднего звена лучше им не присутствовать вовсе. Достаточно, если родители распишутся за шоколадный подарок на Новый год.
Не всегда, но слишком часто, выбирая судьбу работающей женщины в современном нашем обществе, сама того не зная, она подписывается еще и под судьбу кого-то наподобие деревенской кошки. Принесла тихонечко котенка, спрятала за амбаром – и бойся, чтобы не нашли. Люби его, но втайне. Занимайся им, но в дозволенное хозяином время и так, чтобы никто не заметил. Прячь, прячь, прячь, а то найдут и кинут башмаком. Собственным поведением давай ребенку понять: окружающим было бы лучше, если бы тебя не было.
Мудрено ли, что женщины взорвались, отстаивая хотя бы право любоваться своими детьми на своей же территории?
Жаль, что за этим взрывом так и не прозвучали другие, жизненно важные вопросы…
Элина Романенко, практикующий психолог, член Международной ассоциации групповой психотерапии и групповых процессов