Кто заплатит за мусор?
Вся проблема украинского мусорного кризиса состоит в поиске ответа на вопрос – кто заплатит за отрасль Waste Management, чтобы она заработала так же четко, как она работает в европейских странах вот уже более 60 лет?
Наши чиновники упрямо отказываются от перенятия лучшего европейского законодательного опыта и не оставляют попыток произвести особенный украинский "велосипед". Апеллируя к отличию менталитета наших сограждан от менталитета порядочных и послушных европейцев.
Все это – манипуляции и способ тянуть время, откладывая непопулярные решения и законы, на которых нельзя косвенно "подзаработать" чиновничьей машине.
Наши чиновники упрямо отказываются от перенятия лучшего европейского законодательного опыта и не оставляют попыток произвести особенный украинский "велосипед". Фото ssuaphoto/Depositphotos |
В чем же состоит европейский опыт, который мы успешно избегаем более 20-ти лет?
Все просто – за обращение с мусором придется заплатить справедливую цену, если мы не хотим однажды оказаться живущими на мусорной свалке. Именно такие процессы мы наблюдаем по всей стране – в любом населенном пункте есть своя свалка – большая или маленькая, потому что иного способа обращения с мусором нет.
На те деньги, что получает отрасль сегодня, можно только безнаказанно закапывать мусор в землю.
Мудрые страны вовремя поняли, что без регулирующего законодательства, такую тенденцию никогда не изменить и ввели в законодательное поле понятие расширенной ответственности за продуцирование мусора – "загрязнитель платит".
Загрязнителями выступают люди, которые продуцируют ТБО (твердые бытовые отходы) и производители (а также импортеры товаров, тары и упаковки – потенциального бытового мусора).
Ответственность предполагает обязательство оплачивать не захоронение мусора на свалке, а все этапы обработки мусора – от сортировки до переработки (для получения материала) и окончательной утилизации (для получения энергии).
В итоге люди оплачивают не только вывоз мусора, но и последующие операции с мусором (как правило, это механико-биологическая обработка на заводах МБТ с разделением мусора на органику и сухой остаток), который не был отсортирован.
На производителя возлагаются обязательства собирать свою упаковку (из полимеров, стекла и металлов), а также специфические товары (техника, электроника, батарейки и аккумуляторы, ртутьсодержащие лампы и термометры, автопокрышки, мебель и т.д.) в определяемых законом объемах, для последующей переработки (в европейских странах эти объемы достигают 50-70%).
Как все выглядит в механике?
Производители объединяются в ассоциации расширенной ответственности (EPR) и финансируют сферу заготовки (переработки) ресурсоценных отходов (товаров) – создают просветительские программы и социальную рекламу о пользе сортировки для населения, покупают яркие антивандальные контейнеры, а также, что немаловажно – оплачивают перевозчику расходы на логистику и заготовку вторсырья. При условии, что перевозчик сообщает им реальные объемы заготовки. Все расчеты за сбор происходят прозрачно и без наличности.
Ассоциации также финансируют работу муниципальных центров приема специфических отходов – опасных отходов (техника, электроника, батарейки и аккумуляторы, ртутьсодержащие лампы и термометры, автопокрышки, отработанные масла, краски, растворители, химия для сада и т.д.) и крупногабаритных отходов (мебель, бытовая техника).
Обязанность таких ассоциаций – создавать информационные системы, которые включают в себя данные про объемы произведенной или ввозимой упаковки (товаров) и про объемы собранной в стране упаковке (вторсырье) и товарам, что помогает формировать прозрачный рынок заготовки вторсырья.
Именно в такой модели появляется мотивация к сортировке у людей. Потому что вывоз смешанного мусора стоит дорого (до 280 евро в год на семью в Европе), а за отсортированные отходы платят производители.
Уменьшая объем остаточного мусора (неперерабатываемый мусор) можно экономить на коммунальных услугах. Если многоквартирный дом успешен в сортировке, то все жильцы по итогам месяца получат счета с меньшими суммами, поэтому все заинтересованы в коллективном следовании правилам, никто не хочет переплачивать только потому, что сосед не научился сортировать свой мусор.
Именно в этой модели начинается рост отрасли переработки вторсырья и производства из него новых материалов. Когда нет нужды покупать перерабатываемый "мусор" в других странах, напротив – собранное внутри страны вторсырье начинает работать на родную экономику и создавать добавленную стоимость.
Украинский "велосипед", который так настойчиво продвигают отдельные депутаты, состоит в том, чтобы забрать у производителей контроль над финансировованием отрасли заготовки вторсырья и возложить ее целиком и полностью на государство.
[L]Такая схема однажды сработала (когда государственный монополист "Укрэкокомресурсы" собирал утилизационный сбор с импортеров и единолично распоряжался собранными деньгами), так почему бы не попробовать снова?
Надо отметить, что "Укрэкокомресурсы" признали коррупционной схемой и постановление о ее работе (№915) отменили, однако никаких дел на персон, которые были уличены в махинациях, не завели, никого не посадили.
Для справки, в Европе только 2 страны пошли по пути создания фискальной модели – когда налог на упаковку оплачивают в государственный бюджет – это Дания (индекс восприятия коррупции в 2016 г. - 1) и Венгрия (индекс восприятия коррупции в 2016 г. - 57). Все остальные страны Евросоюза выбрали расширенную ответственность, как самую эффективную.
Украина до сих находится в хвосте рейтинга всемирной организации Transpаrency International – 131 место из 176 возможных в 2016 году. Что говорит о том, что рассчитывать на то, что деньги из бюджета не перекочуют в карманы чиновников, а также отдельных партий – святая наивность.
Изобретение особенного украинского "велосипеда" может стоить нам усугубляющихся проблем с экологией, роста территорий свалок и безвозвратно утерянных земель, разочарования украинцев во власти, потерю несозданных рабочих мест в отрасли переработки, растущий импорт "мусора" из соседних стран.
Пока не принято законодательство, регулирующее сферу Waste Management, включающей не только захоронение, но и переработку и утилизацию, все мы – заложники, независимо от статуса и финансового благополучия, мы терпим грязную воду, свалки, зловонные контейнеры и мусор на улицах. Потому что ждем, что однажды все исправится. Но проблема в том, что изменения не выгодны тем, кто принимает такие решения.
Только понимание причины мусорной проблемы может отрезвить общество, выработать защиту от манипуляций и подстегнуть к активной позиции, потому что изобретать ничего не надо – европейский опыт, он тут – рядом.
Пора бы определиться – мы в Европу или как?
Евгения Аратовская, глава общественной организации "Украина без мусора"