#Архивируй: почему важно сохранять архивы
Мы думаем, что в современном мире все сохранит интернет.
Но представьте ситуацию, когда ваш жесткий диск летит и все важные документы и фотки с родными исчезают навсегда.
А теперь представьте, что такое происходит в масштабе государства.
Когда к вам придет сосед и скажет: у тебя все это время не было жизни, ты себе все придумал. Смотри: у меня, в моем архиве, есть доказательства.
Что в таком случае ты можешь предъявить? Мы почему-то уверенны, что после нас останется все и последующие поколения будут пользоваться нашим нажитым знанием.
Но это не так. Мы просто не думаем.
Недавно Центр-Довженко запустил инициативу по сбору и оцифровке личных архивов – кассет VHS, которые у нас часто пылятся на полках.
Таким образом, Центр-Довженко взял на себя инициативу по созданию видеоархива повседневной истории украинцев 1980-1990-х годов – важной части культурного наследия и наверное, самого интересного на сегодняшний день периода.
Интересного потому, что мы уже начинаем забывать все то, что произошло.
Но память об этом времени свежа и непосредственно касается наших жизней.
Подобную инициативу во Львове ранее организовал Центр городской истории Центрально-Восточной Европы – и это тот пример, когда домашние материалы становятся важным историческим источником.
Нам часто кажется, что жизнь маленького человека в масштабе страны теряется, она не так важна, как громкие политические высказывания и события.
Однако именно личная история создает альтернативу пропаганде, показывает жизнь, такой как она была, в красках и эмоциях.
После независимости Украины в Центральный государственный кинофотофоноархив Украины имени Пшеничного перестали в обязательном порядке отдавать материалы крупные телеканалы и компании.
То есть по сути, с 19991 года, вся наша история, с ее трагедиями и победами, остается за кадром.
Она не архивирована, мы ничего не оставили после себя. У нас нет доказательства того, что как мы жили все это время.
Мы не знаем, как менялось публичное пространство, как трансформировались города и общество. Теперь архив – личная история каждого, каждый может формировать и конструировать историю так, как ему хочется, или не сохранять информацию вообще. В таких условиях мы обезоружены.
За три года работы над архивом современного украинского искусства в Исследовательской платформе PinchukArtCentre мы сканировали с десяток кассет, которые находились в очень ветхом состоянии и если бы еще пару лет, мы бы, возможно, уже не получили уникальных кадров художественной жизни Киева начала 1990-х.
У нас не было бы информации о жизни таких молодых художников, как, например, Александр Гнилицкий или Олег Голосий.
Голосий погиб в 1993 году. Его важные работы находятся в Глазго и Москве. Об этом художнике вспоминают как о человеке, который не улыбался и который всегда был в себе, бесконечно рисуя экспрессивные полотна. Но на найденном у нас видео он улыбается.
Перед нами – "живой" парень, не миф.
[L]Поработав в личными фондами и фондами телеканалов (которые не уничтожили свой архив, а есть и такие, кто уничтожил), мы собрали небольшую историю в видео художественной жизни Киева до 1995 года.
В этих кадрах – то, как художники переживали общественные трансформации.
Но, работая с этими видео, понимаешь, сколько можно было "спасти", но не было спасено. Архив часто воспринимают как нечто старое, неприглядное и унылое.
За архивом тянется шлейф бюрократии и непонимания. Конечно, государственные архивы устроены не так дружелюбно, как хотелось бы.
Не всегда это комфортно и часто болезненно: нет описания фондов, все сложнее найти нужную информацию.
Но это не всегда так. Во время, когда государство не берет на себя ответственность за системную архивацию, мы должны архивировать сами.
Историки и антропологи часто обращаются именно к личным документами и материалам, чтобы описать причины: почему человек поступил именно так, как он/она переживали те или иные потрясения или исторические события.
Наука стала человекоцентричной. Больше нет абстрактных явлений и событий. Все имеет свои причины и часто человек оказывается внутри этого всего.
Катерина Яковленко, журналістка, дослідниця Research Platform PinchukArtCentre, для УП.Життя
Титульне фото: V_Nikitenko/Depositphotos