Кто и почему дает деньги на благотворительность в Украине
Основываясь на результатах социологического исследования, Украинская биржа благотворительности совместно с digital агентством "Postmen" составили портрет благотворителя Украины.
Точнее – благотворительницы. Да-да, именно она в большинстве случаев лицо бескорыстной помощи ближнему.
Итак, представьте: замужняя женщина 35 лет, живущая в городе, воспитывающая одного и более детей, с высшим образованием и доходом около 5 тысяч гривен в месяц. Узнаете?
Именно такая женщина и является самым частым и отзывчивым жертвователем.
Что при этом ею движет, о чем она думает и чувствует?
Наша женщина не может оставаться равнодушной при виде беды другого человека, а чаще – ребенка, история которого попадается ей в социальных сетях.
В силу невысокого дохода ее отклик материализуется в пожертвование не чаще, чем 4 раза в год и на сумму не больше, чем 100 гривен.
Поэтому просьбам помочь армии, купить оборудование в больницу, построить дом для животных или накормить бездомных она, как правило, только посочувствует и пройдет мимо.
При этом ей совершенно плевать на то, что благотворительность – это вдруг тренд и для кого-то модная движущая сила, ею движет лишь желание помочь.
Это эмоциональное решение, над которым довлеет основной страх – страх мошенничества.
И именно он является главным препятствием сделать пожертвование. При этом самое неожиданное и абсурдное для нас – свой взнос она делает на банковскую карту, а не не благотворительной организации, призванной защитить от мошенничества.
В опросе приняли участие 1500 респондентов разных возрастных групп, из разных регионов Украины.
Это первое масштабное наше исследование о добре и о человеке, который за ним стоит.
Вот уже 7 лет мы являемся самой крупной фандрайзинговой платформой, объединяющей более 120 опытных и прозрачных благотворительных организаций.
Совместно мы реализовали более 3500 проектов помощи, на которые привлекли более 205 миллионов гривен.
С момента основания наш главный и незыблемый принцип – безопасность сбора и отчетность.
Каждый документ и каждая гривна – отображена на сайте 24/7.
Это предмет нашей особой гордости, которая позволяет демонстрировать, что благотворительность в нашей стране – честна.
Вместе с этим связан и наш самый большой недостаток – кропотливость. Часто проверка документов занимает больше времени, соответственно скорость сбора от этого страдает.
Манипулятивный пост в соцсетях с подробностями страшных страданий и фотографиями больного человека, без единого документа и отчетности, конечно, сработает куда быстрее, чем проект помощи на ubb.org.ua.
Но куда уйдут ваши деньги вы никогда не узнаете – спросить будет не у кого.
С нас можно спросить всегда. Мы кричим об этом на каждом перекрестке. Но судя по результатам нашего исследования – недостаточно. Вот что он представляет собой в цифрах:
Возраст благотворителей
Средний возраст людей, которые занимаются благотворительностью: 25-44 года.
Пол – 76% женщины, 24% мужчины.
Доход – от 5 до 25 тыс грн
Те, чей доход до 5 000 грн, помогают один раз в год (32% опрошенных).
От 5 до 10 000 грн – помогают от 2-4 раза в год (22%).
От 10 до 15 000 грн –- 4 раза в год (12,5%).
А вот те, чей доход 25 000 грн и выше, помогают практически ежемесячно (47% опрошенных).
Это стало еще одним подтверждением, что чем выше материальное положение, тем чаще есть желание поделиться.
Вовлеченность в благотворительность напрямую зависит от возраста
Люди от 18 до 24 лет занимаются благотворительностью до 4-х раз в год. Благотворители от 25 до 34 лет делают свои перечисления и помогают больше 4-х раз в год.
А люди старше 35 лет помогают ежемесячно.
Мотивы людей помогать
Тут ничего не стало для нас новостью, но цифры еще раз подтвердили, насколько сложно реализовывать в Украине системные, культурные и образовательные проекты.
Среди опрошенных (можно было выбрать несколько вариантов ответа):
- 64% людей помогают, потому что это помощь конкретному человеку (ребенку или взрослому).
- 45% людей помогают, потому что это приятно.
- 24% людей помогают, потому что хотят сделать взнос в развитие общества.
- 20% людей помогают, т.к. считают жизнь несправедливой.
Дальше проценты значительно уходят вниз и делят мотивы на возможность сделать человека лучше, на возможность оказать хороший жест и проявить хороший тон.
И последнее место в процентном соотношении с долей 0,75 %, люди помогают, т.к. это в тренде и модно.
Судя по этим данным, модной благотворительность так и не стала в нашей стране, но четко прослеживается, что людям важно и хочется помогать конкретным людям, делая при этом себе приятно.
Еще важно отметить распределение мотивов по возрастной категории.
Чем старше человек, тем меньше он относится к благотворительности как "вкладу в общество", "возможности сделать себя лучшим человеком" и "желанием проявить хороший тон".
Сфера помощи
Среди опрошенных:
- 83% людей помогают сфере здоровья
- 38% армии
- 36% незащищенным слоям населения
- 34% защите окружающей среды
- 20% образовательным инициативам.
Среди опрошенных людей 69% помогают сфере здравоохранения (как видим из выше перечисленных данных, это в большей степени адресная помощь конкретному человеку), а именно перечисляют деньги напрямую на банковскую карту, меньше половины опрошенных пожертвуют благотворительным организациям, которые ведут конкретного подопечного.
Что влияет на положительное решение сделать пожертвование и помогать?
- 65% опрошенных людей не могу оставаться равнодушными
- 40% респондентов доверяют и знают, что их не обманут
- 35% людей помогают с верой, что добро вернется
- 13% людей когда-то сталкивались с похожей ситуацией.
- И только 2% помогают, потому что о проблеме рассказывают в СМИ.
Самое большое неутешительное открытие – барьеры, которые останавливают людей помогать
40% опрошенных людей помогают и уверены в том, что их не обманут. Вникните еще раз.
Самым большим барьером человека совершать благотворительное пожертвование и помогать является - мошенничество.
- 57% людей не помогают, т.к. боятся, что их могут обмануть.
- 32% людей не помогают, т.к. их останавливает отсутствие отчетности.
- 27%- из-за отсутствия информации про благотворительную организацию.
- для 22% респондентов - сложный процесс перечисления помощи.
Боясь быть обманутыми, люди продолжают делать все, чтобы быть обманутыми.
Упорно считая, что самый правильный и побуждающий метод оказания помощи – перечисления на личную банковскую карту просящему.
Несмотря на то, что соцсети, новостные сюжеты перенасыщены информацией о краже денег именно с карт родителей, которые собирают на лечение детей, о мошенниках, которые придумывают изощренные схемы, чтобы завладеть доверием и деньгами людей, группы в фейсбуке атакуют обычных пользователей криками SOS, очень много людей продолжает слепо верить.
По данным Госслужбы статистики Украины, по состоянии на 1 января 2018 года было зарегистрировано 17 726 благотворительных организаций, из которых перед налоговой отчиталось меньше половины (8800 организаций по данным Государственной Фискальной Службы Украины).
Средства, которые собираются на личные карты физических лиц, не контролируются и не учитываются.
По факту, львиная часть денег, собранных на благотворительность в Украине, остается в тени.
Кто-то просто их присваивает. Наша задача сделать так, что все 100% средств, собранных на благотворительность, доходили до адресатов помощи. И в этом нужна ваша помощь.
Будьте внимательнее. Смотрите, изучайте, читайте. Спрашивайте о диагнозе, методе лечения, пользуйтесь любимыми поисковыми системами и проверяйте достоверность информации.
Еще проще всего вбить имя человека в поиск Гугла и посмотреть, где еще размещены просьбы о помощи этому человеку.
Почитать там. Относитесь к своим деньгам и помощи ответственно.
Ведь это может уберечь не только вас от разочарования, а и человека, которому нужна помощь, от мошенничества. За этим вам сюда: ubb.org.ua.
Полное исследование по ссылке,
Таня Райкова-Пилипчук, PR-менеджер Украинской Биржи Благотворительности, для УП.Жизнь
Усі фото: Healing63/Depositphotos