Олег Скрипка представил румынское кино

4
24 березня 2008

Румынское кино в последние годы получает признание в Европе. Говорят о новом поколении режиссеров, которые умеют быть интересными и оригинальными. Они рассказывают о простых и понятных любому зрителю вещах, но делают это интересно и со вкусом.

К сожалению, в отличие от румынских, украинские фильмы пока не получают награды в Каннах. Среди картин, представленных Украиной в этом году на Берлинском кинофестивале, большинство - короткометражки, что говорит, во-первых, о скудности средств, которые выделяются на кино в нашей стране, а во-вторых - о низкой производительности украинской киноиндустрии.

Возможно, оживить ее поможет "украинизация" зарубежных фильмов, которая вызвала большую шумиху и споры. Возможно, каким-то образом поможет опыт румынских коллег, который вдохновит украинских режиссеров на творческие подвиги.

В любом случае, с румынским кино стоит познакомиться. Такая возможность появилась у украинского зрителя, ведь пятницу вечером в рамках Недели франкофонии в столичном кинотеатре "Киев" состоялся премьерный показ драмы румынского режиссера Кристиана Мунджу под названием "4 месяца, 3 недели и 2 дня" в Украине.

Перед показом фильма прошла пресс-конференция, в ходе которой на вопросы журналистов отвечал Влад Иванов - актер, сыгравший в картине роль "злодея". По его словам, на премьеру "4 месяца, 3 недели и 2 дня" в Украине хотели приехать и другие представители фильма, однако им помешало участие в новых проектах. Поэтому отдуваться за всю съемочную группу Владу Иванову пришлось в одиночку.

Картина демонстрировалась уже в этом месяце в киноклубе Киево-Могилянской академии, где ее, возможно, успели посмотреть присутствовавшие журналисты, из вопросов которых была видна их ознакомленность с сюжетом картины. Поэтому к тому, что сказал актер на пресс-конференции, вернемся чуть позже.

"Гарного всім перекладу", - сказал Олег Скрипка непосредственно перед показом фильма. И через пару секунд исправился: "Гарного перегляду". Именно Скрипку представители международной организации "Франкофония" выбрали в качестве культурного партнера в Украине. Олег неплохо говорит по-французски, ведь некоторое время в начале 90-х вместе с группой "ВВ" жил во Франции.

 Олег Скрипка представил Киеву румынское кино

Уже после просмотра фильма сложилось впечатление, что его оговорка, была не случайной. Перевод и вправду был не очень: одноголосый и в нескольких драматических моментах случались оговорки, которые заставляли улыбнуться. Но это не испортило впечатление от фильма.

Картина Кристиана Мунджу "4 месяца, 3 недели и 2 дня" снята в духе минимализма, задекларированного датским новатором кинематографа Ларсом Фон Триером еще в 1995-м году.

Тогда он с группой молодых режиссеров подписали декларацию "Догма-95", в которой клялись не снимать выдуманной красоты, мнимого буйства чувств, отказаться от каких бы то ни было спецэффектов и личного вкуса, а изображать действительность, которая происходит здесь и сейчас, ведь мгновение - ценнее вечности. Собственно, на этих принципах и построен фильм.

Итак, действие картины происходит в Румынии 1980-х. Главные герои - две девушки-студентки, живущие в одной комнате в общежитии. Первые кадры показывают зрителю обстановку комнаты: четыре старые металлические кровати, стол, который стоит у окна. За столом сидят девушки, говорят, потом начинают куда-то собираться. За окном - падает снег.

Одну из них зовут Отилия, вторую - Габицэ. Габицэ собирает чемодан и жалуется, что чувствует себя неважно. Она дает Отилии деньги, и та собирается куда-то идти. Словом, обычная будничная обстановка. Камера все это время стоит неподвижно, двигаются только актеры и пролетающий за окном снег.

Потом Отилия ходит по общежитию, в одной из комнат покупает у студента азиатской наружности сигареты, в другой смотрит косметику. Обстановка в общежитии достаточно мрачная и многим вероятно знакомая: длинный темный коридор, всюду покрашенные масляной краской стены.

Камера почти всюду следует за актером, и так будет продолжаться на протяжении практически всего фильма. Зритель ничего не знает наперед, ему не показывают, что в это же время происходит где-то в другом месте. Только здесь и сейчас.

Покидая общежитие, Отилия направляется в университет, где встречается со своим парнем, чтобы занять у него денег. Он просит ее прийти вечером на День Рождения его матери. Сначала девушка отказывается, а потом, под натиском уговоров, все же обещает прийти.

Далее она идет в гостиницу, чтобы снять ранее забронированный номер. Но ей этого сделать не удается, сказывается социалистический сервис. После того, как в другом отеле ей все-таки дают номер, Отилия, наконец, едет на встречу с неким господином Бэбэ. Оказывается, он должен сделать аборт ее подруге Габицэ.

В Румынии того времени аборты запрещены, а тому, кто их делает, грозит тюремное заключение. Подруги также не выполнили главные требования Бэбэ: во-первых, на встречу с ним должна была прийти девушка, которой непосредственно предстоит делать аборт, а также он просил снять комнату только в одном из отелей, которые он назвал Габицэ по телефону. Но все же господин Бэбэ и Отилия едут в гостиницу, где их будет ждать беременная Габицэ.

На этом завязка картины заканчивается и далее девушкам придется пережить много неприятных моментов, связанных с господином Бэбэ, с абортом. Отилия все же пойдет на День рождения матери своего бойфренда, где также состоится неприятный для обоих разговор. Но детальный пересказ сюжета не является целью этой статьи. Автор надеется, что кто-то из прочитавших ее, все же захочет посмотреть картину.

Добавлю только, возвращаясь к пресс-конференции, что по словам Влада Иванова, сыгравшего роль господина Бэбэ, фильм - не об аборте и не о жизни в социалистическом режиме, а о человеческих отношениях (в частности, между друзьями - Отилией и Габицэ). Также он добавил, что картина никого не оставляет равнодушным.

Показ посетили представители румынской, украинской и французской культурной элиты

Во время показа ленты многие женщины выходили из зала после сцены аборта. На премьере фильма, которая проходила в мае прошлого года на фестивале в Каннах,  даже были случаи, когда женщины теряли сознание во время этих сцен. Отметим также, что картина получила две золотые пальмовые ветви Каннского кинофестиваля - в номинациях "Лучшая режиссура" и "Лучший фильм".

Нужно сказать, что режиссер Кристиан Мунджу не дает в картине ответа на вопрос: аборт - это хорошо или плохо? Он скорее пытался выразить, что ответственность за него должна лежать на женщине и мужчине, а не только на женщине, как это часто случается. В частности, с героями фильма. Это отметил и Влад Иванов на пресс-конференции.

Его однофамилец - Денис Иванов, директор компании "Артхаус Трафик", которая купила права на показ "4 месяца, 3 недели и 2 дня" в Украине, сообщил, что в мае этого года покажут еще одну румынскую ленту, отмеченную призом "Особый взгляд" на кинофестивале в Каннах - драму Кристи Пуиу "Смерть господина Лазареску".

Напоследок заметим, что во время украинской премьеры "4 месяца, 3 недели и 2 дня" обмороков, а также случаев потери сознания среди женщин замечено не было.

powered by lun.ua