Капитализм и шизофрения

98
26 травня 2008
Илья Чичкан изучает работы пироживописца Кирилла Проценко "Энергия","Утренняя Палатка" и "Я". Все фото Дмитрия Амидова
Вот это алчность и слава!: искусствовед (PinchukArtCentrе) Александр Соловьев (слева), Евгений Солонин (посереднине) и Кирилл Проценко (справа)
Валид Арфуш Илье Чичкану: Какая удачная у тебя обезьянка!
Инсталяция Жанны Кадыровой "Золотой лимон", на дальнем плане - работа Ильи Чичкана "Алчность и слава"
"Денежное дерево" Ильи Чичкана внимательно узучают зрители: Вот бы нам такое настоящее дерево! И чтоб деньги приносило!
Юрий Онух, директор "Польского Института", уже изучил "Золотой прилив" Кирилла Проценко: Канал "слива"? Получение прибыли? Или просто кухонная раковина?
Маша Шубина: И что это Илья так много улыбается?
Жанна Кадырова: У меня все руки заняты, так что тебя, Илья, обнять не смогу. Разве что ты меня...
Прес-секретарь СБУ Марина Остапенко: Алчность и слава, говорите? А где же наши политики нарисованы?
Истинное лицо модели, современной городской хищницы, экипированной сумкой LV, и для пущей крутизны пистолетом. "Алчность и слава" Ильи Чичкана
Автор картины - мастер на все руки
Кирилл Проценко и Жанна Кадырова: Ой, Илья, а мы сейчас станцуем!
Художник Арсен Савадов (в центре): Дружок, сколько, говоришь, мы выпили?
Еще одно "Денежное дерево" от Ильи Чичкана
Всяческие "сливы" - объект внимания СБУ. Марина Остапенко (слева) заинтересовалась увиденным...

Илья Чичкан продолжил "обезьянью" тематику. На картине "Алчность и слава", изображена лежащая на кровати изящная девушка с лицом обезьяны. Так сказать, продукт эпохи восточно-славянского постфеминизма.

Истинное лицо модели, современной городской хищницы, экипированной сумкой LV, и, для пущей крутизны, пистолетом. Чичкан также представил целых два денежных дерева на полотнах небольшого размера. Шутка гения.

Кирилл Проценко работал в ностальгической технике. В прямом смысле слова - Проценко "жжоот" по дереву. Лихо использует эту технику, один из самых запомнившихся прошлогодних выставочных объектов - ширма из дерева с выжигом (галерея КievFineArt).

- Сама концепция как-то влияла на то, что ты делал? - спросила "Жизнь" Проценка.

- Нет. Я ничего не имею против алчности и славы, но я против результата продуктов алчности и славы.

"Золотой прилив" - изображает  кухонную раковину. Для кого-то может это и черная дыра, но художник увидел в ней канал "слива", то есть получения  прибыли.

Работы Проценко прямо отсылают к первичным символам процветания - vagina и phallos. Объект "Энергия" - индустриальной образ заводской трубы. Не менее сексуальна и "Утренняя палатка".

"Я" - сопровождается пояснением, что портрет бизнесмена - война. Но этот образцовый самец вида Homo sapiens так жалок и мал в сравнении с внушительными фаллическими символами "Энергии" и "Утренней палатки".

Игра в интерпретацию в данном случае не обязательна, но психоаналитический дискурс открывает большие эстетические перспективы.

Жанна Кадырова сделала объект "Мой лимон" в авторской кафельной технике, которая принесла ей известность. Тоже ностальгично, регрессия в прошлое, во времена детства, когда облицовывали поверхности и объекты осколками кафельной плитки.

Лимон - значит "лимон" денег. Жанна всегда производила впечатление альтернативного художника и по настоящему богемного персонажа, которому респектабельность вовсе не интересна.

- Вы считаете Ваши произведения искусств статусными? - поинтересовалась "Жизнь" у Жанны Кадыровой.

- Статусное искусство? Я не знаю, что такое статусное искусство. Подумаю. Как по мне, все просто: есть либо искусство, либо неискусство... Статусное прежде всего, это то, чему учат галеристы. Что бы было крепко сделано, на века... Купишь и не прогоришь. Все хотят ставить на крепкую лошадку.

Фрагмент инсталяции Жанны Кадыровой "Золотой лимон"
Придумал проект молодой куратор Владимир Кадыгроб. Он же продвигает "Алчность и славу" как образец статусного искусства. Вполне возможно, Алексею Кадыгоробу удастся этот смысл все же создать.

- Чем статусное отличается от нестатусного? - спросили мы у куратора выставки.

- Статусное искусство ничем не отличается от нестатусного. Это просто хороший проект, как нам кажется, проект с конкретным позиционированием. Он должен быть понятен конкретным людям.

- И кто же ваша целевая аудитория?

- Статусное искусство, для статусных людей. Это владельцы корпораций, заводов, пароходов.

- Рассчитываете, что галерея разбогатеет?

- Нет, мы расчитываем на то, что бы привлечь внимание этих людей к современному искусству. Качественному современному искусству. Привлечь людей, которые являются донорами украинского современного искусства. У нас в стране не принято поддерживать молодых современных художников.

- "Каких молодых,  б***ь, ты о***л что ли?!" - перебил куратора художник Илья Чичкан.

Но куратор заверили Чичкана, что не о нем речь. И, правда, Илья Чичкан уже практически классик. К нему "Жизнь" и адресовала вопрос: как определить статус искусства.

- Если ты хочешь говорить со мной по честному, то мне сняться кошмарные сны, постоянно. Ужасно... - начал Чичкан.

- А если говорить по нечестному?

- Ты несчастный стоишь, старый... Ко мне дети подходят и спрашивают: а вы ЧИЧКАН? Я говорю: ну да, стараюсь...(смеется) Я же тебя люблю не пиши всякой х***и про меня.

- Хорошо, не буду.

- Можешь писать. Того что я сказал минуту назад, не было...

Подруга Чичкана, красавица-художница Маша Шубина была категорична:

- Статусное продается, а нестатусное продается хуже, реже, дешевле. Примером статусного художника является Гапчинская.

- А я думала, что это рождественские открытки, а не искусство.

- Я же на самом деле, шучу.

- Так что же определяет статус искусства?

- Количество выставок и глобальные проекты. Однажды, Чичкан вышел из туалета и сказал: "Я подумал, что Демиан Хёрст ни в одном глобальном кураторском проекте не участвовал, а так дорого стоит!" Поэтому статус вещь достаточно относительная.

- Можно ли быть альтернативным и статусным одновременно?

- Наверное, можно, но я думаю, что все определяется теми проектами, в которых ты принимаешь участие. Твое СV работает на тебя, если ты грамотно строишь карьеру. А что, ты думаешь об этом всем?

- Думаю, что художники нынче как артисты - медийные персонажи.

- Но сколько не светись, если ты делаешь говно, все равно ничего не получится.

Самое время было задать вопрос ветерану украинского contemporary art искусствоведу и куратору Александру Соловьеву.

- Что думаете о концепции?

- Либо есть искусство, либо его нет. Оно либо самодостаточно, либо несамодостаточно. А какая объединяющая идея, тематика? Мне все равно.

- На мой взгляд, существует финансовая недооценка художников украинского contemporary art.

- Согласен. Но я думаю, что это поправимо.

- Когда же это произойдет?

- Когда рынок, наконец, раскрутиться. Тот час недалек.

Маша Шубина: Больше смотреть на обезьянку не могу. Лучше развернусь к ней спиной и выпью! 
Ольга Алёнова (экс-галериистка), жена Александра Шовковского, статусность искусства определила "Количеством гостей". А деньги? "Это подразумевает...".

Юрий Онух, директор "Польского института" (В прошлом - руководитель ЦСИ имени Сороса).

- Что такое статусное искусство?

- Можу щось придумати... Статусне мистецтво - мистецтво яке має статус. (смеется). Треба визначити поняття. Для когось це - статус, для iншого - єрунда.

- Как думаете, галерее удастся нажиться на этом проекте?

- Важко сказати, не знаю, як вона працює

- Вы бы купили что-то?

- Щось може купив би. Раковину Проценка. Якби мав багагато місця дома, купив би скульптуру Жанни Кадырової.

Через мгновение Юрий сказал, что вообще-то, он искусство не коллекционирует. Собственно не обязательно быть коллекционером, чтобы коллекционировать впечатления. Но и капитализации статуса тогда никакого не видать.

Театральный режиссер Сергей Проскурня долго топтался у входа в галерею.

- Никак не решитесь вкусить порцию гламура?

- Мы люді нє здєшншніє. Мене не пускали, насправді.

- Как так, советника министра культуры не пускали на выставку?

-  Це ж найгірша взагалі категорія людей, яка недостойна бути на гламурних презентаціях, вернісажах.

- Вы кокетничаете, или намекаете, что у вас слишком интеллигентное лицо?

- Вочевидь, особливо для тих хлопців, якi стоять на дверях.

Ну что тут скажешь? В следующий раз можно не мелочиться и не пускать, к примеру, министра культуры. Вот это был бы перформанс.

Коль уж так все статусно, то шампанское тоже должно соответствовать, французское, а не отечественное, что бы не разочаровывать "целевую" аудиторию. Убеди потом украинского капиталиста в том, что: "Искусство - это репутация".

Напоследок, куратор Владимир Кадыгорб светски спросил: "Вас еще не стошнило?" Пришлось поинтересоваться, от чего же? От того что все так прямолинейно.

Что есть, то есть.

В будущем Владимир обещал что-то более тонкое. Если речь заходит о будущем, то зачем использовать слово "элитный"? Правда, к чему лингвистические атавизмы, 90-е годы, с красными пиджаками и золотыми цепями ушли безвозвратно.

Язык - это, конечно, открытая система, но если что-то и может быть "элитным" то скорее недвижимость, или проститутка. А искусство может быть элитарным.

"Еще два года назад Украина свято верила в ложный миф, согласно которому современное искусство - маргинальная, нищая и весьма непонятная территория, существующая лишь для художников, мыслителей и бедных студентов", - размышляли присутствующие.

Это вполне справедливое высказывание для 90-х, а не 00-х. Пять лет назад Виктор Пинчук бедным студентом не казался. Да и коллекционеры, покупавшие contemporary art ранее, тоже никоем образом к бедным студентам причислены быть не могли.

Другое дело, что после открытия PinchukArtCentre, капиталистов, желающих стать продвинутыми, стало чуть-чуть больше.

Как организовывает свой досуг отечественный капиталист узнать не сложно. Неясно, правда, насколько он им доволен. Чего украинская буржуазия хочет?

Кому она доверяет? Пожалуй, галеристам следовало бы заказать маркетинговые исследования. Дорого, конечно, но что делать. Если галереи хотят не только тратить деньги, но зарабатывать.

Все фото Дмитрия Амидова

powered by lun.ua