Тело как доказательство

61
2 червня 2008
Глава Европейского банка реконструкции и развития Камен Захариев с женой Катрин Зингер-Захариевой (директор Международного благотоврительного фонда "Эйдос", вице-президент "ГОГОЛЬFEST")
Художник Илья Чичкан и режиссер Семен Горов: Маша, да неужели это все ты?
Искусствовед Александр Соловьев (PinchukArteCentr) и художник Илья Чичкан (справа)
Приобщать к искусству с детства?
Мама Маши Шубиной рассматривает работу дочери "Козья морда"
Художница Шубина и поклонник (куда же смотрит Чичкан?)
Издатель Джед Санден (в центре): Давайте поговорим о высоком...
Банкир Петр Барон (VAB GROUP) (на фото слева), коллекционирует современное искусство, а издатель Джед Санден пока не решается
Драматург Богдан Жолдак (справа) - дядя театрального режиссера Андрея Жолдака: "В живопис включено сповідь душі художника"
Совместный объект Шубиной и Чичкана "Луноход": "Если ты не идешь в церковь, то она придет к тебе"
Работа Маши Шубиной "Большая стирка"
Работа Шубиной "20 ноября"
"Кошки" художницы
"Пирсинг" от Шубиной
"Дорога" Маши Шубиной
"Козья морда"
"Мужчины"
"Check-in" и "Виски"
"Afterparty"
"Масло"("Oil on Paper")

Причем, судя по количеству выставок, преуспевает - за три месяца две персональные. 

"Машино время" началось  в KievFineArt,  нынешняя в галерее "Коллекция".  Обе были посвящены зимнему путешествию по Индии. Если в первом случае была представлена живопись, нынешняя имеет форму интимного дневника:  заметки и забавные мизансцены. И два живописных полотна внушительных размеров. Подается как наблюдение за реальностью.

"Безперервне індивідуальне спостереження побаченого більше дивує, ніж нафантазоване. Навіщо шукати та вигадувати нові реальності, якщо сама реальність витворює нас?...". Вот так без намека на иронию заявляет в каталоге Шубина.

Но на самом деле, реальность она как раз и создает, свою собственную. Это реальность Маши. Самолюбование? Поклонение себе? Да, но не лишенное юмора. Иронией, это вряд ли можно назвать.

Последовательный, ставший программным нарциссизм возник в процессе работы. Вначале Шубина была вуаеристкой, в первой персональной выставке "НАДОМ" (2005). Шаловливые азиатские нимфетки - объект запретных желаний как белых, так и самих азиатов. Умеренная провокация, в той степени, что бы быть коммерческой.

Со временем Маша объект выбрала яркий, заслуживающий внимания - себя. Зритель, знакомясь с творческой биографией художника, наблюдает за разными гранями нарциссизма. Был период "цифрового нарциссизма" (Generations UsA, PinchukArtCentre, 2007), связанный с миром интернета. Был нарциссизм и гламурным, например, картина  Шубиной для благотворительного аукциона "Мiss Gallery", на котором Шубина была королевой красоты.

На прошлогоднем конкурсе Международного благотворительного фонда "Эйдос" нарциссизм приобрел ностальгическое звучание - Шубина расписала трюмо, вместо отражения в зеркале, сама художница в трех ракурсах. К слову, не очень понятны стратегия и тактика этого конкурса. Если это фонд, а не галерея, то почему работы художников оказываются в его собственности? Есть тут прямо скажем, лукавство. Фонд, если не ошибаюсь, место где деньги тратят, а не зарабатывают.  Впрочем, не об "Эйдосе" речь.

Нынешний период шубинского нарциссизма камерный. Женское тут больше связано с нежностью, чем с агрессией. Эмансипация через агрессию, Шубиной ни к чему, она и так свободна. Шубина в открытую делает то, что все остальные очень хотят, но стесняются. Хотя эксгибиционизм в случае "Машиного времени" не является провокацией, по крайней мере, не производит такого впечатления.

"Русалка" - автопортрет Маши Шубиной

На крыльце перед входом Маша курила. За стеклом в зале галереи было видно, как Илья Чичкан оживленно что-то говорил перед телекамерой.

"Жизнь":  Почему все время Чичкан раздает интервью телевизионщикам?

Маша Шубина: Я вот тоже не пойму, почему он на моем открытии рассказывает о своих планах на будущее!

- Что думаешь по поводу высказывания Фрейда, о том что у женщин  существует зависть к пенису?

- Я не против, если бы у меня кроме всего остального был бы еще и пенис. Честное слово.

- В таком случае, все что на выставке можно расценивать как зависть. Или  как... пенис?

- На самом деле, мне кажется, что тут чуть-чуть все о другом,  но  х*я в жизни не хватает.  Я имею ввиду собственного.

- Чичкан на тебя влияет?

- Он первый зритель. Иногда один из соавторов, не буду скрывать. Он очень сильно идеологически меня направляет.  Иногда мне это не нравится. Хочется что бы у меня была отдельная мастерская, и делать совершенно другое. Хотя, может это другое никому на фиг и не нужно будет.

- А что это за объект "Луноход"?

- Сейчас разрабатываем проект в Японии, на студии Марико Мори. Объект будет ходить. Называться будет так:  "Если вы не идете в церковь, церковь идет к вам". И он будет как луноход, если натыкается на какое-то препятствие, то разворачивается и идет в другую сторону.

- Скажи, что-нибудь по поводу феминистического дискурса.

- Я считаю, что это все глупости - феминизм, то, как его раздули. Почему нам надо стремиться быть равными низшему существу?! (смеется) Мне бы хотелось, что женщина оставалась женщиной,  в ее лучших проявлениях. Чего с топором лезть елки рубить?

На крыльцо выглянул Чичкан: пойдем, тебя будут фотографировать. Маша отправилась позировать, причем с явным удовольствием. Все что делает  Шубина отличает гедонизм и витальность. Похождения  Шубина&Чичкан особый перформанс. Документированию поддается с трудом. Но  в этом случае границы между  художником и произведением  стираются.

Модельер Алексей Залевский и режиссер Семен Горов: "Хорошая девочка Маша"...

На крыльце режиссер Семен Горов и модельер Алексей Залевский делились впечатлениями.

Семен Горов: Я как в детстве смотрел иллюстрации и картинку и когда услышал, что Маша собирается выпустить книгу в подобном формате был рад. Очень интересно.  Довольно свежий ход.

Алексей Залевский: Хорошая девочка Маша.  Я Машу очень люблю и уважаю за ее творчество.  Понравилось в том отношении, что когда человек куда-то едет, собирает не фотографии, а наброски. А с точки зрения итогового финального творчества, то не очень. У нее есть работы интересней и гораздо сильнее.

Люди театра и кино contemporary art не жалуют, но Богдан Жолдак был, наверное, самым внимательным зрителем экспозиции. Обстоятельно изучив работы, пан Жолдак присел на ступеньках отдохнуть, чем "Жизнь" и воспользовалась.

"Жизнь" :  Присутствует ли тут драматургия?

Богдан Жолдак: Це перша виставка в Україні, де драматургія присутня безпосередньо. В живопис включено сповідь душі художника.  Це те,  чого практично  ніхто не знає. Помре Ван Гог і після того його щоденник видадуть. А ця  художниця ще не померла, а її щоденники стають откровенням. Мало яка жінка в Києві дозволить собі зробити безліч автопортретів, які дуже відверті. І це справжня хоробрість. Мало того, що вона виставила себе  повністю... я би це назвав би трохи духовним стриптизом.  Але вона ще пояснила це письмово.  Треба цінити таких художниць, які ще й надзвичайно сміливі жінки. Ви подивіться,  що робиться, стільки народу прибігло, тут було вісім телеканалів, які це все пустять по ефірах. Вона не боїться і цього.

Олег Байшев (галерея "Коллекция") и Маша Шубина: "Организация проекта,  если делать его  серьезно, это достаточно дорого"

Творческий директор галереи "Коллекция" Олег Байшев беспристрастно ответил на все вопросы "Жизни".

"Жизнь": Галерея планирует нажиться на выставке?

Олег Байшев: Галерея наживается по полной программе. На самом деле рынок и искусство давным-давно неотъемлемая часть друг друга. Если проект по-другому сделать, то он может оказаться некоммерческим, придет десять человек, скажет хорошо или нехорошо. А если делать грамотно, то можно получить за это деньги. Организация проекта,  если делать его  серьезно,  это достаточно дорого.

- Сколько?

- Бюджет одной выставки 20 000 долларов.

-  А картины?

- В данном случае живопись до $10 000, но есть проекты и дороже. А графика до $2.

На вопрос  "Жизни", почему  работы украинских художников недооценены, Господин Байшев ответил, что через год-полтора ситуация измениться, Аукционные дома Sotheby`s, Phillips de Pury & Company уже ведут работу в этом направлении. Так что не говорите потом, что не предупреждали.

Между тем, некоторые так и не решаются. Например, издатель Джед Санден. Он вроде бы даже проявил интерес к работе Шубиной в проекте "Голая правда". Но, что-то помешало.

"Жизнь": "Афиша" дебютировала  в современном искусстве  с проектом "Голая правда" в KievFineArt. Книжка по мотивам "Голой правды" будет издана?

Джед Санден:  Не знаю.

- Почему?

- Я не в курсе.

- Будет ли продолжение?

- Будет, но я не знаю какое.

- Коллекционируете?

- Пока нет, только начинаю.

Илья Чичкан: "Я подкаблучник. Особенно в искусстве"

Илья Чичкан до неприличия долго секретничал с искусствоведом Александром Соловьевым. "Жизни" удалось дождаться паузы.

"Жизнь": Такое складывается впечатление, что у вас в семье как в армии - дедовщина.

Чичкан: У нас бабавщина! Шубина, баба смотри какая, здоровая, если что  не так нарисовал  сразу  подзатыльник.

- Ты что подкаблучник?

- Абсолютно. Особенно в искусстве.

- Почему все такое непровокационное?

- Чего у меня спрашиваешь?.. У нас люди еще не привыкли к современному искусству. В их понимании оно должно быть скандальным. Провокационное, тогда это будет современное искусство. Демиан Хёрст, и вся фигня. Или хотя бы коллекция Элтона Джона. Тогда это как-то волнует. Представляешь, сейчас провести выставку Ильи Кабакова. Его графики.

- Не поймут.

- Скажут, а  чего  мы сюда пришли.  Поэтому и "церковь-луноход" придумали, чтобы что-то такое... На самом деле выставка хорошая. А работы - интеграция Маши в писательницу. Потому что меня з*****о носить подрамники, натягивать холсты, и вообще всем этим заниматься.  Покупать краски - расход огромный.  Она-то меньше продает, чем я. Поэтому  я уже как-то постепенно готовлю Машу в писатели. 

- Помню, что до того, как вы стали парой, Маша была архитектором, и в Берлин ехать с тобой не хотела. Говорила: останусь в Киеве, и буду делать карьеру. Почему она стала художником?

- Я убедил ее.

- Как?

- Я уже не одну Машу убедил. Меня прет, я как "белое братство". Кисточки раздаю у перехода: станьте художниками! Станьте художниками!..

powered by lun.ua