Тест

Система звезд: ТОП-10 выставок Венецианской биеннале

Как и прежде, заранее было объявлено, кто получит "Золотых львов" за вклад в искусство - в этом году они достались Йоко Оно и Джону Балдессари.

На предыдущей Венецианской биеннале награды участникам программы вручали во время закрытия, в ноябре, теперь в последний профессиональный день - в канун открытия для публики. Для пиара так, пожалуй, лучше - еще больше подогревает интерес, но в том, что касается работы международного жюри, едва ли.

В этом году только в основной экспозиции участвовало 90 художников, и 77 стран в национальных павильонах. И совершенно непонятно, когда же члены международного жюри успели все это посмотреть, осмыслить и обсудить.

Впрочем, победителя было нетрудно угадать сразу - главная награда биеннале "Золотой лев" достался павильону США, в котором был представлена экспозиция "Топологические сады" классика современного искусства Брюса Наумана.

Работа Брюса Наумана

Кураторский проект "Коллекционеры" Михаэля Эльмгрена и Ингара Драгсету павильона Дании и Скандинавии, пользовавшийся популярностью во время дней превью, получил специальную премию жюри. Хотя, вне сомнений, именно "Коллекционеры" заслуживают "Золотого льва".

Просто Науман - настолько значительная фигура, что ему по статусу в большей степени положен "Золотой лев" за заслуги, чем, к примеру, Йоко Оно. Ее "Золотого льва" спишем на сентиментальность куратора Даниеля Бирнбаума, именно он выдвинул кандидатуру Йоко Оно.

Йоко Оно получила "Золотых львов" за вклад в исскуство
Замешательство вызывает выбор художников из основной экспозиции биеннале "Создавая миры". Лучшим художником биеннале признан немец Тобиас Ребергер за практически дизайнерскую инсталляцию в кафе (!) Palazzo delle Esposizioni - работа "То, что ты любишь, вызывает у тебя и слезы" принесла ему "Золотого льва".

"Серебрянный лев" лучшему молодому художнику получила шведка, живущая в Берлине, Натали Юрберг за экспозицию "Эксперимент". Выбор жюри неочевидный (полный список лауреатов здесь).

Наград на биеннале, в отличие от кинофестиваля немного, но и без них заметно, что конкуренция за внимание арт-истеблишмента жесточайшая. Гендиректор PinchukArtCentre Экхард Шнайдер, представляя украинский павильон, заметил, что "биеннале - не состязание, а точка пересечения".

И все-таки, вне всякого сомнения, элемент состязания тоже присутствует: страны и художники так играют мускулами, что даже забываешь, что искусство - не спорт.

Венецианскую биеннале не случайно называют чемпионатом мира по современному искусству, или олимпийскими играми, а теперь принялись сравнивать даже с "Евровидением". Отчасти справедливо, все новые участники, прибывающие каждый год, способствуют увеличению ажиотажа.

Украинского художника, члена арт-группы P.Э.П. Никиту Кадана, не устраивает данное положение вещей:

"Среди национальных павильонов, как всегда, больше представлены властные отношения данных стран, какая-то национальная политика, предъявленная через культуру - это все из области геополитики, и крайне противопоказано актуальному искусству. Но в Венеции, как в пространстве пошлого, националистического, буржуазного функционирования культуры, все-таки случаются некоторые прорывы.

Отмечу Сербский павильон - это было такое чудо и еще, пожалуй, Лайам Гиллик в павильоне Германии. Но по сути Венецианская биеннале - крайне реакционное, скучное, буржуйское, старперское и жлобское место, где демонстрируется очень большое количество плохого искусства, но тем ярче впечатления от чудес встречаемых здесь".

Другое мнение у президента фонда "Эйдос" и галериста Людмилы Березницкой:

"Во-первых, мне понравилась экспозиция в "Арсенале", чего давно уже не было. Наверное, прошло время каких-то политических жестов, социальных высказываний, критики, наступило время людей, которые действительно любят и готовы поддерживать то, что происходит в искусстве.

С моей точки зрения, сейчас появляются новые направления, которые я могу сравнить с ар деко

Одни проекты могут быть лучше, другие хуже, но это возможность искусства продуцировать то, что прежде не существовало. Я рада тому, что что-то новое происходит, впервые за последние 10 лет у меня такое потрясение, прежде бывали интересные вещи, но такого цельного высказывания не было.

Украинский проект вполне в контексте, когда я смотрела выставку в "Арсенале", обратила внимание, что у нас есть украинские художники, которые мыслят так же - играют вещами и относятся снисходительно, или даже свысока к реальности, они создают свои миры".

Работа Марины Абрамович "Воин с серцами"
Трудно сказать насколько жизнеспособным окажется вектор в сторону автономного искусства.

Эскапистская концепция куратора биеннале Даниэля Бирнбаума - "Создавая миры" - действительно вызывает полярные мнения: от того, что это банальность, до того, что очень своевременный и необходимый ход.

Арт-мир, не в меньшей степени, чем весь остальной, ищет новые пути развития. Политического и социального искусства на биеннале было настолько немного, как если бы его не было вообще.

Разве что в параллельной программе "Общество страха" ощущался вектор в сторону архитектуры, инсталляции, что и понятно, тема биеннале - "Создавая миры" прочитанная буквально, располагает к особо внимательному решению пространства.

Павильон Чехии решен как сад, Финляндия - как ретро-пожарный участок, инсталляция в павильоне Франции - мрачное тюремное пространство с названием "Революция". Технологически сложных меди-арт проектов в основной программе биеннале тоже практически нет. Живописи и графики немного.

О себе попытался заявить арабский мир - дебютировали национальным павильоном Объединенные Арабские Эмираты, состоялась и ADASH - платформа для коммуникации, посвященная современному арабскому искусству. Назвать дебют павильона ОАЭ впечатляющим никак не выходит, впечатляет другое - арт-амбиции арабского мира. Причем создавать современное искусство они начинают с фасада, а никак не с фундамента.

Впрочем, не только арабские шейхи, - все с большим вниманием относятся к современному искусству, это касается и российских олигархов.

Заметно, что неоимпереалистический вектор культурной политики и личные пристрастия сильных мира сего совпали - Россия в этом году была основательно представлена. Кроме национального павильона, российские художники участвуют в основной экспозиции, в параллельной программе, в специальных выставках, организованных российскими частными и государственными институциями.

Между тем, моду на современное искусство не отменил даже экономический кризис, это напротив, демонстрация крутизны. К примеру, коллекционер современного искусства Франсуа Пино открыл в Венеции уже второй (!) по счету музей Punta della Dogana, первый - в палаццо Grassi на Гранд канале.

Бытие определяет сознание таким вот парадоксальным способом.

Разумеется, мода на современное искусство, которая сулит новые возможности для художников и кураторов, а, следовательно, новые открытия для ценителей искусства, способна вызвать раздражение - она притягивает мир гламура, и с этим, пожалуй, трудно что-либо поделать. Однако хочется надеяться, что до ритуалов вроде красной дорожки с шествием звезд, арт-мир все же не скатится.

"Украинская правда. Жизнь" предлагает свою версию топ-выставок Венецианской биеннале.

Конечно, биеннале лучше хотя бы один раз увидеть, это нынче самый лучший вариант летнего отпуска, который, к сожалению, под силу немногочисленным представителям украинского среднего класса и студентам, собирающимся провести каникулы малобюджетным способом, но в странах Шенгенской зоны.

1. Павильон Дании и стран Скандинавии "Коллекционеры" - сексуально и иронично.

Кураторы Михаэль Эльмгрен и Ингар Драгсет позвали хулиганить 25 художников, в том числе и звезду провокации Маурицио Кателлана.

Павильон cеверян решен как недвижимость, выставленная на продажу. Экспозиция демонстрирует стиль и увлечения хозяина. А сам хозяин скорее мертв, чем жив - плавает в бассейне у входа в павильон.


К слову, комиссар павильона Марта Кузьма - в 90-е годы возглавлявшая киевский ЦСИ Сороса.

2. В павильоне США - тяжелая артиллерия - психоделические "Топологические сады" инсталляции и видео Брюса Наумана.

Работы Наумана настолько выразительны, что способны потрясти воображение даже совершенно неподготовленного зрителя.

Зритель продвинутый только лишний раз со смирением опустит голову: бесспорно, Науман один из самых значительных художников настоящего времени.

3. Выставка бельгийского художника Яна Фабра проходит в рамках параллельной программы Венецианской биеннале.

Работа Яна Фарба "Мозг"

В залах Нового Арсенала размещены монументальных размеров инсталляции. Зрелище с телом или его некоторыми частями настолько внушительное, что способно полностью обнулить восприятие от всех прочих программ биеннале.

"Сердце" Яна Фарба
По части создания миров Фабр оставляет всех позади. Недостаточно тонко? Зато это образец сильнодействующего искусства. Куратор этой выставки - гендиректор PinchukArtCentre Экхард Шнайдер.

Может основателю PinchukArtCentre уже пора выдать герру Шнайдеру карт-бланш?

4. Павильон Германии - это как раз то место, куда без понимания дискурса лучше не входить, по крайней мере, следует вспомнить что такое Байхаус и франкфуртская школа, и искусство после философии.

Куратор Николаус Шафхаузен пригласил представлять Германию британского концептуалиста Лиэма Гиллика.

Гиллик решил пространство павильона заполнением мебелью из светлого дерева, абсолютно нефункциональной. Сверху на шкафу чучело кошки или кота - персонификация самого художника, рассуждающего о модернизме.

5. В павильоне Украины - художники Илья Чичкан и Михаро Ясухиро, несмотря на трудности перевода как-то сумели найти общий язык и создать мир в очень сложном для освоения пространстве старинного дворца Попадополи.

Упреждая вопрос: ну как там наши в глобальном контексте? Ответим: национальный павильон Украины выглядел достойно. Эксперимент с виртуальным кураторством Владимира Кличко сочтем отличной рекламой и удачной шуткой.

Бойс говорил, что каждый может быть художником, жест автора этой идеи Ильи Чичкана - говорит о том, что каждый может быть куратором. Хотя каталог без кураторского текста выглядит странно, несмотря на всю шикарную полиграфию.

Фото работ Украинского павильона предоставлены PinchukArtCentre. Автор фото - Сергей Ильин

[L]Концепция "Степей мечтателей" тоже повод для придирок - история воображаемого путешествия владельца палаццо Попадополи по следам Марко Поло, на концепцию тянет с трудом. Дискурс срочно требуется другой.

Тем не менее, отец русского концептуализма и уроженец Украины Илья Кабаков благосклонно отозвался о проекте.

"Украинской правде. Жизни" удалось подслушать его, но, к сожалению, комментировать для прессы Кабаков отказался, так что поверьте на слово.

6. Основная кураторская экспозиция Даниэля Бирнбаума "Создавая миры" в палаццо Palazzo delle Esposizioni.

Похожа на лабиринт, миры следуют один за другим, один сложнее другого.

Путешествие по мирам художников - по-хорошему требует целого дня, все-таки богатый внутренний мир - изрядная нагрузка для восприятия.

7. "Некондиционная любовь" - международная выставка в параллельной программе биеннале, расположенная в пространстве Нового Арсенала. В рамках выставки группа AES+F представила блокбастер "Пир Тримальхиона" - сложнейшее видео с панорамой в 360 градусов.

Конец эпохи гламура представлен средствами самого гламура. Как всегда в случае "аэсов", бьет по восприятию зрелищностью и, хотя они утверждают, что происходящее на экранах ни в коем случае не кино, это еще лучше, чем кино.

По крайней мере, весьма удачный эксперимент по расширению возможностей киноязыка.

8. В павильоне Японии

Монументальных размеров черно-белые фотографии обнаженной женщины с габаритами Венеры палеолита, и черная палатка, внутри которой показывают видео вполне инфернального свойства - черная палатка перемещается по пересеченной местности.

Проект вполне по силам неподготовленному зрителю, предполагаемый фан-клуб: любители японских фильмов ужасов и шаманизма.

9. Павильон Австрии украшает аккуратная надпись Tabu.

Куратор - самая заслуженная австрийская феминистка Вали Экспорт, уж кто знает толк в нарушении табу, так это она.

Сама экспозиция состоит из нескольких частей. Самая интересная - экспрессионистические, нарочито небрежные изображеня, в том числе, обнаженных мужчин.

10. В павильоне России экспозциия со сталинистским названием - "Победа над будущим".

Куратору Ольге Свибловой пеняют на недостаточную целостность концепции. Впрочем, она за то, чтобы как можно лучше подать художника, именно она сравнила Биеннале с Евровидением. Принцип выставки - система звезд.

Художники выбраны сильнейшие: Георгий Острецов, Павел Пеперштейн, Сергей Шеховцов, Алексей Калима, Анатолий Журавлев, Андрей Молодкин, Ирина Корина.


Определенно в небольшом павильоне, построенном еще архитектором Щусевым, им тесно - один или два художника вполне справились бы с задачей "победить будущее".

Работа Андрея Молодкина

Не обошлось без скандала, маленького, но политического: Андрей Молодкин по собственной инициативе подписал инсталляцию фразами "сырая чеченская нефть" и "кровь выживших в чеченской войне".

Видеоинсталяция Георгия Острецова

53 Венецианская биеннале открыта для посещений до 22 ноября

Фото автора, а также из каталогов участников 53 Венецианской биеннале

Автор - Аксинья Курина