Практическая магия

Искусства оказалось слишком много, времени для восприятия и осмысления слишком мало.

Московская биеннале вместе с параллельной программой и многочисленными специальными событиями переваливает за полсотни выставок. Если добавить различные круглые столы и встречи с художниками, общение с прекрасным того и гляди рискует обернуться передозировкой.

Страшно даже представить, что было бы, если б экономический кризис не заставил организаторов умерить амбиции. Тем не менее, открывая биеннале комиссар Иосиф Бакштейн на трудности не жаловался и держался по-американски оптимистично. Вместе с куратором Жаном-Юбером Мартеном ему удалось создать проект современного искусства доступного не только для восприятия начальства, но народа.

Если отбросить иронию, то 3-я Московская биеннале - событие историческое, так как окончательно переводит современное искусство, прежде бывшего усладой интеллектуалов и эксцентричных капиталистов, в российский арт-мейнстрим.

3-я Московская биеннале. Против оппозиций.
Курировать основной проект "Против исключений" был приглашен один из самых респектабельных кураторов современности Жан-Юбер Мартен, известный вниманием к искусству стран по ту сторону "цивилизованного" мира, искусству игнорируемому contemporary art.

Мартен не делает оппозиции между modern и contemporary art, то есть считает современным все искусство создаваемое ныне живущими художниками. Он против исключительно западного подхода к искусству, которое подчинено идее прогресса и авангардных циклов. По Мартену в искусстве сейчас настало время синтеза и переосмысления ценностей западной эстетической доминанты.

Основной проект Московской биеннале "Против исключений". "Водопад информации" Юлиуса Поппа
В экспозиции "Против исключений" представлены работы художников, которые сформировались в разных культурах. Для Жана-Юбера Мартена в его кураторских проектах традиционно, что произведения актуальных художников могут соседствовать с предметами религиозного и этнографического искусства. Скажем так, спорно, но интересно.

Другими словами, это довольно эксцентричный куратор, по мнению тех, кто видит в искусстве исключительно критический потенциал. С другой стороны, а почему бы не занять критическую позицию, по отношению к самому критическому искусству? В конце концов, настоящий интеллектуал обязан подвергать сомнению любые догмы. Мартену удается быть убедительным:

"В мире, полном разочарования, где главенствуют позитивизм и материализм, у художника осталась возможность волновать и восхищать публику имеющимися у него средствами, которые принято называть художественным языком - формами и красками, воссоздавать мир доступными ему, иногда архаичными приемами.

В последнее время вследствие главенства лингвистической семиотики и концептуального искусства, во всем его непостоянстве, произошел отход от пластических форм творчества в сторону серьезных рассуждений и письма. А ведь художники с незапамятных времен общаются между собой благодаря визуальной мысли, которая является результатом невербального процесса рождения идей.

В человеческой психике именно она отвечает за интуицию, чувственное восприятие и, функционируя вместе с речью и логикой, не обязательно нуждаясь в вербальном или лингвистическом выражении. Именно эта визуальная мысль и допускает возможность межкультурных интерпретаций".

Последним куратор с успехом пользуется. К примеру, в начале 2000-х он устроил выставку, состоящую из десятков алтарей самых разных религий. На Московской биеннале он продолжил разрабатывать тему мультикультурализма - в основном проекте "Против исключений" участвуют 78 художников из 25 стран Европы, США, Азии, Южной Америки, Африки и Океании.

Основной проект Москвоской биеннале "Против исключений", Шери Самба "Мама Мбангале на отдыхе"

Магический реализм
"Против исключений" - не тема биеннале, а принцип, которым руководствовался куратор. Художники Африки, Азии и Океании участвуют в одном проекте вместе с западными арт-звездами: Мариной Абрамович, Тони Крэггом, Анишем Капуром, Вик Мунисом.

Есть классики современного российского искусства - Валерий Кошляков, Анатолий Осмоловский, Павел Пеперштейн, "Синие Носы", Дмитрий Гутов.

Основной проект Московской биеннале "Против исключений"
Экспозиция начинается с арт-атракционов: летающих шаров-глобусов Аннет Мессаже и инсталляции "Водопад информации" Юлиуса Поппа - компьютерная программа выбирает слова из новостных лент и они падают в виде капель.

В первом зале, одном из самых эффектных - по вольеру разгуливают куры. Их появление - результат многолетней селекции. Это - проект Коэна Вана Мехелена "Цыпленок-космополит" - метафора глобального мира, мультикультурализма и представлений о генетике.

"Цыпленок-космополит" стартовал в 2000 году, и в его рамках происходит скрещивание различных пород кур из разных стран. Результатом должно стать появление уже 13-го поколения космополитических цыплят.

Хотя куратор говорил о том, что не ставил задачей устраивать инсталляции с "живностью", ее в процентном отношении не мало. Живые птицы взаимодействуют с музыкальными инструментами в инсталяции Селест Бурсье-Мужено, а пресмыкающиеся - в проекте Хуан Юн Пина "Театр мира и мост". Однако, самая интересная инсталляция чучел животных в искусственных шубах "Ледниковый период" Дмитрия Цветкова

Дмитрий Цветков, "Ледниковый период"
Зал выделен под рисунки художника-аутсайдера Александра Лобанова, большую часть жизни проведшего в психиатрической больнице.

"Синие носы" - художники Мизин и Шабуров представили проект музея ныне покойного андерграундного художника советского времени Кашкина, семья которого, кстати, переехала в 30-е годы на Урал из Киева. Это действительно проект музея, а не просто часть экспозиции биеннале.

Из украинцев в "Против исключения" попал только Стас Волязловский, с работами в авторском стиле - "шансон-арт".

На вопрос "Украинской правды.Жизнь" чем именно понравились работы Волязловского, Жан-Юбер Мартен дал столь пространный и политкорректный ответ, какой не услышишь нынче даже от дипломата.

Основной проект московскйо биеннале "Против исключений", работа Стаса Волязловского
Работы Волязловского оказались идеально вписаны в авторскую концепцию. Однако, если бы этим художником не занималась такая сильная московская галерея как "Риджина", несмотря на все его оригинальность и выразительность, шансы попасть в программу крупной международной выставки для художника, живущего в Херсоне, равны нулю. Впрочем, изолированность украинского арт-процесса, это тема, заслуживающая отдельного внимания.

Самыми экзотическими объектами экспозиции оказались предметы декоративно-прикладного искусства - афганские ковры на милитаристскую тематику, созданные в период советского военного вмешательства.

Валерий Кошляков, "Темпл"
Естественно, сама концепция "Против исключений" оборачивается эклектикой, и изображение духов Вуду, сделанное африканским скульптором Сиприеном Токугавой соседствует с творением холодного западного разума - великолепной серией скульптур Маркуса Ретца о нестабильности формы, которая служит метафорой релятивизма. К примеру, Yes при смене точки зрения превращается в Not, профиль в анфас, и.д. То что видимо, зависит от точки зрения.

Магическое искусство иронично осмысливает Марина Абрамович в видео-инсталяции "Балканский эротический" эпос.

Поющая Марина возвышается на пьедестале, по обе стороны неподвижно стоят одетые в национальную одежду мужчины с эрегированными пенисами. Впечатление от этого славянского матриархата самое невинное. И это, пожалуй, самое провокативное произведение в экспозиции. Хотя, чем дальше, тем меньше понятно, что сегодня считать провокацией в искусстве и возможна ли она в принципе.

В целом экспозиция перекликается с некоторыми мыслями Сьюзан Зонтаг, изложенными в эссе "Против интерпретаций", написанном полвека назад: искусство обязано волновать и беспокоить. В "Против исключений" более чем достаточно объектов именно такого свойства, хотя это и не исключает искусство, где важна работа мысли.

Заканчивается экспозиция более чем эффектной инсталляцией Сунь Юаня и Пен Юйя, в которой перемещаются на электрокаталках пожилые люди самых разных культур и религий. Мультикультурализм тут показан как абсолютная форма некоммуникабельности, это такой комфортабельный ад одиночества. За старостью, следует зал с работами, посвященными смерти. Известная пацифистская инсталяция Йинка Шонибаре "Как снести две головы за раз" состоящая из фигур двух стреляющих друг в друга мужчин в викторианских костюмах.

Иронично осмысливает похоронные ритуалы Сэмуэль Кане Квеи в гробах самой экзотической формы - например, кроссовка.

Фэшн-мервецы на ситилайтах АЭС+Ф едва ли произведут впечатление на тех зрителей, которые видели "Книгу мертвых" Арсена Савадова.

Зато впечатление производит премия, придуманная мэтром московского концептуализма Юрием Альбертом, которая является одновременно частью проекта "Против исключений". Это, собственно, финальная точка в экспозиции.

Инсталяция Ромуальда Азуме "Груз"
Юрий Альберт предложил, чтобы все художники-участники выбрали самого достойного коллегу - им стал художник из Бенина Ромуальд Азуме. Финансовое выражение премии с девизом "Жизнь коротка - искусство вечно" заключается в том, что если победитель умрет до начала следующей биеннале, то есть в течение двух лет, дирекция оплатит... его похороны. И Юрий Альберт и дирекция Московской биеннале надеются, что никто из победителей не сумеет ей воспользоваться.

Классики и современники
Несмотря на величину и эффектность основного проекта "Против исключений", самой интересной выставкой Московской биеннале стал показ "Русского бедного", в еще не обжитом помещении бывшей кондитерской фабрики "Красный октябрь".

Созданная галеристом Маратом Гельманом она прежде уже экспонировалась в Перьми. Экспозиция, несмотря на тесноту, крайне любопытна, в том числе общей целостностью, на ней представлены работы художников, выполненные из "бедных" материалов. Например, киевский скульптор Жанна Кадырова, традиционно работающая с кафелем, выполнила из разноцветной плитки "Бриллианты". И нужно отдать должное интуиции галериста, проект оказался вписанным в новый экономический контекст.

Проект "Русское бедное". Жанна Кадырова, "Бриллианты"

В другом зале "Красного Октября" экспонируется проект "Новая старая холодная волна", в котором участвует группа Р.Э.П с уже известным киевским зрителям "Патриотизмом".

Проект "Русское бедное", Алексей Калима "Стыковка"
Особого внимания заслуживает ретроспективная выставка "Место, время..." Бориса Михайлова в "Манеже" под кураторством Ольги Свибловой.

Собственно, Михайлова чествуют заслужено, но, рассматривая фотографии, поневоле думаешь о том, что дирекция Национального художественного музея Украины должна застрелиться. Почему персональные выставки украинских художников такой величины до сих пор не стали в Украине нормой, вопрос, что называется, на засыпку. Поэтому не удивительно, что и Михайлов, и Сергей Братков, и Олег Кулик в Москве проходят как классики современного русского искусства.

Выставка Браткова "Балаклавский кураж" экспонируется в галерее "Риджина". Олег Кулик представил свой третий большой "сакральный" проект "Пространственная литургия" на последнем этаже ЦУМа.

"Пространственная литургия" Олега Кулика

Сама экспозиция представляет лабиринт из колышащихся блестящих белых поверхностей, на которые проецируются тени. "Тени" воспроизводят значительные, по замыслу художника, перформансы.

Проблема в том, что в пространстве, решенном таким вот сценографическим образом, заданные смыслы попросту не считываются, если они кому-то и доступны, так это участникам тех легендарных событий.

Открытие проекта Олега Кулика "Пространственная литургия"
Кстати, классики русского современного искусства о себе напоминали во многих проектах. В Московском государственном музее современного искусства представлена выставка Михаила Гробмана "Метаморфозы коллажа" и "Товарищество "Искусство или смерть", объединяющего молодых художников из Ростова-на-Дону в 80-е, в том числе Валерия Кошлякова, Авдея Тер-Оганяна, Юрия Шабельникова, на новой площадке "Проект_FAБRIKA" экспонируют "Интерпретация объекта в Московской концептуальной школе".

На "Винзаводе", в галерее "Проун" - выставка, подготовленная куратором Екатериной Деготь "Кудымкор - локомотив будущего" советского авангардиста Субботина-Пермяка. Пространство "Винзавода" вместило одно из самых значительных событий биеннале - антиутопическую выставку "Мастерской ван Лисхаут" - "Город рабов".

Спецпроект Московской биеннале на "Винзаводе", Мастерская Ван Лисхаут, "Город рабов"
И эти и десятки других выставок заслуживают гораздо большего, чем просто упоминание, поэтому имеет смысл отправиться на Московскую биеннале хотя бы в студенческом режиме - на поезде, на один день.

"Арт-Москва" - неумолимая реальность арт-рынка. Universam - реальная альтернатива реальности

Международная ярмарка современного искусства "Арт-Москва" была перенесена специально с мая на сентябрь, чтобы совпасть по датам с биеннале.

Арт-Москва, зал галереи "Якут"
Количество участников в этом году сократилось, при чем искусственным способом - экспертный совет проводил отбор галерей, дирекция сочла, что держать марку важнее, чем заработать на количестве участников. Но все равно не получилось, работа некоторых западных галерей была сорвана российской таможней, и преодолеть это препятствие у организаторов не вышло.

Собственно, из-за экономического кризиса большой финансовой отдачи от ярмарки большинство участников не ждало. Это скорее декларация о намерениях.

Арт-Москва
Арт-Москва, Алина и Джефф Блюмис "Ленин" из серии "Мягкие классики"
На "Арт-Москве" дебютировала украинская галерея "Коллекция".

Если в Киеве в течение последнего года показывали и молодых художников, то на "Арт-Москве" представили "золотую акцию" - в специальном проекте "Три истории" живопись Гнилицкого, Мамсикова, Ройтбурда (кураторы Александр Соловьев и Наталья Филоненко), на стенде Гусев, Ройбурд, Цаголов, Зарва, Чичкан.

"Арт-Москва", стенд галереи "Коллекция"
Пока стратегия галереи не ясна, впрочем, возможно участие в международных ярмарках поможет ее выработать.

В целом работы, выставленные на "Арт-Москве", производят впечатление респектабельных и умеренно-консервативных. Много такого добротного fanny, для бизнесменов в стиле фанк. На самом "правом" фланге галерея "Триумф", с работами скандального Беляева-Гинтовта и гламурными видео-иконами группы анонимных художников "Танатос Банионис".

"Арт-Москва". Стенд галереи "Триумф"

На "левом" самым экспериментальным оказался проект "Таджик-арт". К участию были привлечены настоящие гастарбайтеры из Таджикистана, за сумму порядка 17 у.е. они, отпросившись со стройки, создавали работы классиков contemporary art.

"Таджик-арт" на "Арт-Москве" - это было похоже на деятельность партизана в тылу врага.

Арт-Москва. "Таджик-Арт"

Искусство такого рода группировалось на альтернативной ярмарке - Universam. Атмосфера предельно демократичная, кроме выставленных объектов посетителям и участникам предлагалось участие в дискуссии, ежедневные перформансы.

Альтернативная ярмарка UNIVESAM. Работа одесского музыканта Стаса Подлипского на стенде галерее "Черемушки"

Левизна присутствовала не только в дискуссиях. Инициатор Universam. Максим Илюхин с прибавочной стоимостью поступил так же благородно, как Вера Павловна из романа "Что делать?", то есть на участниках не зарабатывал, все в равной степени оплатили аренду помещения.

Альтернативная ярмарка UNIVERSAM

Если на основной экспозиции Московской биеннале хорошо начинать знакомство с современным искусством, это contemporary art, дружественный для чайников, то Universam - лучшее место для того, чтобы начинать коллекционировать современное искусство, цены к этому располагают.

UNIVERSAM, "Голова-мойка" арт-группа "Толпа"

Нашлось даже кое-что доступное для студентов: за маечку с концептуальной надписью попросили 17 у.е. Откровенно говоря, завидно - площадки похожей на Universam очень не хватает Киеву.
Реклама:

Головне сьогодні