"Космическая Одиссея 2011": в поисках потерянного времени

Посвященный 50-летнему юбилею первого полета человека в космос, проект "Космическая одиссея 2011", открытие которого, состоялось 5 апреля в "Мистецьком Арсенале", наглядно демонстрирует, что украинские кураторы, художники и даже поклонники современного искусства соскучились по большим темам, великим идеям и монументальному стилю.

Ностальгия по тем временам, когда члены Союза Художников Украины стройными рядами несли свои полотна на республиканские выставки, приуроченные к празднику Первомая, годовщине революции или дню рождения самого человечного человека, дала о себе знать еще год назад. Тогда в Украинском Доме открылся проект "ВождиЛение", объединивший экспозицию ленинианы из запасников бывшего музея Ильича с работами современных украинских художников.

Есть соблазн сделать вывод, что кураторская концепция "выставки, приуроченной к дате", переехала из Украинского Дома в Мистецький Арсенал вместе с директором Натальей Заболотной, но такое объяснение упростило бы и исказило смысл происходящего.

Олег Кулик "Космонавт"

Ностальгия в украинском искусстве объективна и наступает по всем фронтам. Здесь и тоска по поздним советским временам, когда давление официоза создавало то поле плодотворного культурного напряжения, в рамках которого появлялось все современное, авангардное и интересное.

Здесь и печаль о тех пасторальных дорыночных временах, когда художники жили в сквотах, питались манной небесной и могли только мечтать о том, чтобы попасться в сети капиталистических отношений. Здесь и ностальгия по той эпохе, когда формировался сам феномен украинского современного искусства, зарождались концепции и создавались шедевры, когда художников можно было пересчитать по пальцам, но все они были личностями, вместе формирующими большой национальный стиль, а значит, Историю.

РЕКЛАМА:
Эдуард Колодий "Первые на Луне"

По прошествии нескольких десятков лет, нынешняя украинская художественная сцена представляется куда более стилистически, идеологически и жанрово разнообразной, разношерстной и растерянной, и проекты вроде "Космической Одиссеи 2011" - не что иное, как отчаянная попытка вернуть украинскому искусству если не былую целостность, то хотя бы какую-то общую идентичность.

Чем такая ситуация выгодна простому зрителю, который решит в один из предстоящих апрельских дней посетить "Мистецький Арсенал" с целью расширить свой культурный кругозор или просто приятно провести время?

В первую очередь, у него будет возможность увидеть работы практически всех классиков украинского современного искусства - Савадова, Цаголова, Гнилицкого, Ройтбурда, Тистола, Макова, Браткова, Чичкана, Гусева, Мамсикова, причем, работы не худшие, а в некоторых случаях, даже лучшие.

Александр Ройтбурд "Нарцисс"

Во-вторых, он сможет увидеть вполне пристойную и презентативную подборку произведений представителей более молодых поколений украинских художников, вплоть до совсем еще малоизвестных и начинающих.

В-третьих, кураторы "Космической Одиссеи 2011" не ограничились исключительно украинским искусством, пригласив к участию ряд известных международных художников. И хотя количество западных проектов незначительно, а размах кураторского отбора был, очевидно, ограничен причинами чисто финансового свойства, уже хотя бы ради фотосерии испанки Алисии Фремис "Заблудившийся астронавт", видео известного поляка Павла Альтхамера или медиа-инсталляции "Черный дождь" британского арт-коллектива Semiconductor, определенно стоит посетить Арсенал.

Зинаида Лихачева "Cosmic Egg"

В попытке визуализировать идею Космоса во всей ее полноте и поместить художественный проект в контекст истории все еще "космической державы", организаторы выставки взяли на себя смелость смешать произведения современного искусства с творениями инженерной космической мысли, с артефактами истории покорения космоса и с научной фотодокументацией Вселенной.

С одной стороны, это сделало экспозицию перегруженной, с другой же - превратило ее в своего рода квест - посетителю порой нелегко отличить суровый документ эпохи от выходки художника-концептуалиста, сделать эстетический выбор между фотографией Хаббла и абстрактным полотном и разобраться, насыпана ли в скромно стоящую в углу трехлитровую банку настоящая звездная пыль или какая-то прозаическая земная субстанция.

Алексей Сай "Time to Say Good-Bye"

На то, чтобы стать безусловными зрительскими поп-хитами экспозиции в Арсенале претендуют яркие ироничные полотна Гусева, Мамсикова и Цаголова, ослепительный коридор космического корабля, построенный по оси центрального зала Алексеем Саем, балансирующий на грани эстетства и дурновкусия комикс про украинок-мутантов Александры Жумайловой-Дмитровской, парящий в воздухе космонавт Олега Кулика и другие эффектные проекты.

Впрочем, внимательный зритель ни в коем случае не должен пройти мимо мини-ретроспективы великого визионера Федора Тетянича.

Владимир Сай "Вид на Землю из космоса", фотография

Киевляне до сих пор хорошо помнят Фрипулью - эксцентричного перформера, создававшего из окружавшей его земной мишуры яркий образ пришельца из иных миров, который привносил оттенок веселого безумия в празднования дней Киева, фуршеты и открытия выставок и в обыденную жизнь. Экспозиция из плохо поддающегося классификации и музеефикации наследия художника вышла маленькая, но вполне исчерпывающая - от ранних сюрреалистических полотен, до объектов и костюмов, которые сделали его городской легендой 80-90-х.

И вновь возвращаясь к теме ностальгии, хочется отметить, что наибольшую тоску художники и зрители, по идее, должны испытывать по тем временам, когда в выставочных пространствах еще не было рекламных баннеров, или их количество хотя бы не превышало число картин; на входе в галереи не устраивали филиалы автомагазинов; скульптор Пинчук выставлял свою салонную скульптуру, а не беззастенчиво рекламировал ортопедические матрасы, неуклюже прикрываясь именами Дюшана и Йоко Оно и этим сладким словом "реди-мейд", а жены власть предержащих еще не знали, что быть современным художником - это модно и, главное, просто.

Стас Волязловский, Максим Афанасьев, Без названия, видео

Продолжая космические ассоциации, можно сказать, что реклама на выставке в Арсенале подобна космическому мусору, с той лишь разницей, что в Арсенале этого мусора оказалось куда больше, чем в космосе.

Спору нет, искусство может и должно приносить деньги, но коммерчески-рекламный размах "Одиссеи" оказался способен дискредитировать даже самые благие намерения организаторов и утомить даже самого терпеливого зрителя.

Словом, художественная выставка про Космос в стране, где главный государственный выставочный зал вынужден выставлять автомобили и торговать рекламными площадями, а главной космической новостью дня становится временное освобождение от подписки о невыезде бывшего директора ракетно-космического завода - событие максимально фантасмагорическое и именно этим более всего любопытное.

фрагмент экспозиции Федора Тетянича

Фото автора и "Мистецького арсеналу"

Реклама:

Головне сьогодні