Джаз умер – да здравствует джаз!

(О БГ, "смерти джаза" и джазовом туризме: продолжение заметок о фестивале "Джаз Коктебель"). Начало тут >>>

Присутствие "Аквариума" Бориса Гребенщикова в программе джазового фестиваля было главным поводом для недоумений на всех предфестивальных пресс-конференциях.

Перед концертом сам возмутитель спокойствия сказал, что это выступление для него своеобразный эксперимент, поскольку высокая требовательность к качеству звука склоняет к закрытым площадкам.

Эксперимент полностью оправдался. Концерт "Аквариума" стал во многих отношениях центральным событием фестиваля:

На концерте группы "Аквариум"

- и по количеству зрителей: их собралось около 6 тысяч, так что вся огражденная территория пляжа возле Nu Jazz сцены была заполнена до краев. К этому следует добавить, по-видимому, еще столько же безбилетных слушателей издалека: по свидетельству представителей охранной службы, стоявших в эту ночь "на границе", такой армии "малобюджетников" за ограждениями не собирал ни один другой вечерний концерт.

Борис Гребенщиков и группа "Аквариум"

- и по интересу журналистов, причем как к персоне БГ (общение прессы с ним было самым оживленным из всех фестивальных пресс-конференций и перешло в затяжную автограф-сессию, так что впоследствии едва ли не у всех аккредитованных журналистов на бейджике красовались размашистые литеры "БГ"), так и к самому выступлению, ибо многие представители журналистского пула в этот вечер пожертвовали ради "Аквариума" "параллельным" концертом трио Plaistow и Abraham Burton Quartet (который, на мой вкус, был лучшим из Волошинских джазовых вечеров).

Борис Гребенщиков и группа "Аквариум"

Впрочем, в каждый из вечеров на Nu Jazz хэлайнерам удавалось ставить публику на уши.

В первый день это был Карл Фрирсон с его бесподобной смесью джаз-рока, соула, рэгги, поп и не менее бесподобным даром шоумена, спонтанной изобретательностью умением быть в живом контакте с публикой (упомяну, к примеру, скэт "на тему" слова "Коктебель").

Карл Фрирсон

На следующий вечер публику последовательно испытывали на разрыв State of Monc, Анна Мария Йопек и Parov Stellar Band.

"Дуэль" саксофониста Милана Бонгера и трубача Артура Флинка (State of Monc)
Анна Мария Йопек

Вечер словно нарочно был выстроен по принципу контраста. Очень сильный и при этом глубоко человечный и разнообразный вокал польской певицы оказался "зажатым" между двумя группами с предельно жестким электронным и где-то дегуманизированным звучанием.

Parov Stellar Band

Но если сумасшедшие электронные ритмы State of Monc были обогащены фантастическими импровизациями саксофониста Милана Бонгера и трубача Артура Флинка (человеческое начало!), то музыка, или лучше сказать, видео-музыкальный ряд Parov Stellar Band - это, на мой взгляд, математически рассчитанный синтез с максимальным суггестивным эффектом. Казалось, более полного экстаза от публики добиться невозможно.

Parov Stellar Band

Но только казалось. Если не вдаваться в философию по поводу слова "счастье", то, пожалуй, оно вполне уместно для описания чувств тех, кто пришел на концерт "Аквариума".

Те, кто накануне безвольно отдавался жесткому ритму Parov Stellar Band, в этот вечер прыгали от восторга, повторяя затверженные наизусть слова песен Гребенщикова. Пожалуй, более счастливой публики мне видеть не приходилось.

(Стремясь поспеть на обе концертные площадки, я слышал лишь малую часть концерта Алины Орловой, а выступление Billy's Band и вовсе пропустил. Но не могу не поделиться самыми приятным впечатлениями от пресс-конференций с этими музыкантами, обнаружившими глубоко серьезное и ответственное отношение к своему творчеству. И если солист коллектива Билли Новик удивил склонностью серьезно, с покушениями на теорию говорить о музыке с журналистами, то Алина Орлова, напротив, поразила редкой безыскусностью, искренностью и интеллектуальной честностью. Нет сомнений, что такие музыканты выходят на сцену не просто побузить, а потому что им есть что сказать.)

Алина Орлова

Умер ли джаз?

Борис Гребенщиков, на прозвучавшей на пресс-конференции вопрос о путях развития джаза, как бы с удивлением ответил (со ссылкой на авторитет музыковедов): Но ведь джаз умер!?

Борис Гребенщиков на пресс-конференции

Парадоксальным образом одновременно с концертом "Аквариума" на Волошинской сцене звучал самый традиционный акустический мейнстрим в исполнении Abraham Burton Quartet. Звучал необыкновенно свежо, богато, не обнаруживая никаких признаков умирания, ни даже творческого истощения.

Это, разумеется, не возражение на слова БГ. Здесь не о чем спорить, поскольку они в своем смысле вполне справедливы, а именно в том, что джаз давно перестал быть революционным движением в культуре, да и в самом джазе уже не происходит революций. Удивить чем-то новым по форме здесь сложно. Но можно удивить мастерством, богатством форм, полетом воображения, спонтанностью. И все это в избытке было на фестивале.

"Джаз Коктебель" на сей раз не представил джазовых гигантов, легенд, уже само имя которых внушает трепет. Но джаза в полном смысле этого слова было достаточно. И джаза разнообразного. Нельзя не согласиться с куратором и ведущим концертов на Волошинской сцене Алексеем Коганом в том, что трудно найти два похожих выступления.

Был замечательно представлен свободный джаз австрийским Trio Generations (Джо Фонда - бас, Майкл Джефри Стивенс - клавишные, Эмиль Гросс - барабаны) и американским альт-саксофонистом Оливером Лейком, выступившим как соло, так и с поддержкой упомянутого трио.

Лидер Trio Generations - Джо Фонда

Также блестяще представили европейский импровизационный джаз группа Plaistow в составе Йохана Буркенеза (ф-но), Сирила Бонди (бас-гитара) и Рафаэля Ортиса (ударные), удивившими мощным драйвом, нехарактерным для свободной импровизации, и почти телепатическим контактом между пианистом и барабанщиком. На мой взгляд, это было одно из самых впечатляющих выступлений на фестивале.

Очень камерным и лиричным было выступление чешского дуэта DoMa в составе Дороты Баровой (вокал, виолончель) и Марселя Барта (саксофон, перкуссия, кларнет), аргентинского исполнителя на классической гитаре Себастьяна Печника, а также шведской певицы Анны Кристофферссон, которая к тому же на следующий день дала мастер-класс вместе со своим продюсером, живущим в Швеции чилийским музыкантом Пабло Дональдо.

Аргентинский гитарист Себастьян Печник

Второй вечер на Волошинской сцене был наполнен блюзом высокой пробы американской исполнительницы Дэбби Дэвис (в компании Trio Generations с органистом Оливером Лехнером вместо Джефри Стивенса на клавишных, и Оливера Лейка) и в высшей степени своеобразным quasiблюзовым вокалом француза Чека (лично мне напомнившим Джона Ли Хукера), который уже во второй раз стал гостем фестиваля (впервые он выступал здесь в 2008 г.).

Вне стилей и направлений было выступления человека-оркестра, итальянца Бориса Саволделли, каждый номер которого представлял собой своеобразную анатомию ритмов - европейских, мексиканских, африканских и других.

Илья Ересько (Organizzmo Band), New Fusion Quartet Усеина Бекирова, Александра Павлова, Николая Кистенева и Максима Малышева

Словом, экспериментов и музыкальных поисков хватало. Удивительным образом именно представители родины джаза Abraham Burton Quartet (Эйбрам Бертон - саксофон, Эрик МакФерсон - барабаны, Дэвид Брайант - ф-но, Дезрон Дуглас - контрабас) привезли вполне мейнстримовский акустический джаз, но высочайшего качества и глубины.

Last but not least

Последнее, о чем нельзя не упомянуть, - это достойная представленность отечественных джазовых музыкантов, причем по исполнительскому уровню не ощущалось различия с зарубежными исполнителями.

Проект "Раз, два, три, четыре, пять", как его назвал Алексей Коган, оказался в высшей степени успешным:

Соло известного украинского пианиста из Одессы Юрия Кузнецова, проникновенно лиричный дуэт Тамары Лукашевой и Роксаны Смирновой, исполнители фьюжн - трио Organizzmo Band Ильи Ересько (хэммонд-орган), Сергея Овсянникова (гитара), Павла Галицкого (барабаны), и New Fusion Quartet Усеина Бекирова (клавишные), Александра Павлова (Николая Кистенева (бас), Максима Малышева (барабаны)/

Наконец, исполняющий gypsy винтет Lush Life в составе: Диана Овсянникова (вокал), Сергей Овсянников (гитара), Борис Вильчик (ритм-гитара), Денис Боева (скрипка), Иван Литвинов (контрабас).

По некоторой информации с одной из украинских групп, выступавших на фестивале, ведутся переговоры о гастролях в Германии. В любом случае украинские музыканты показали, что вполне можно переходить к экспорту украинского джаза, и это, в самом деле, один из существеннейших итогов фестиваля.

Еще один символичный факт. В последний день организаторы предоставили площадку для презентации грядущего первого Черниговского джазового фестиваля под открытым небом, который пройдет в октябре. География украинских джазовых фестивалей становится все шире, а их график все плотнее. Также в октябре нас ждет четвертый международный Jazz In Kiev, в декабре - львовский Jazz Best и так далее по календарю.

Участники Abraham Burton Quartet Эрик МакФерсон и Дезрон Дуглас после выступления

Можно с полным основанием поздравить себя с тем, что усилиями многих людей (среди которых важное место принадлежит и организаторам "Джаз Коктебель") Украина действительно превращается в страну джазового туризма.

Реклама:

Головне сьогодні