Джем-сейшн в особо крупных размерах
В украинском джазовом календаре – прибавление. Первый фестиваль "Джазовое лето в Украине 2012" удачно пришелся на межсезонное затишье в джазовой жизни столицы и, пожалуй, не только столицы.
Во всяком случае удачно для успевших нагулять аппетит любителей джаза, поскольку эхо фестивалей и даже концертов минувшего сезона уже смолкло, а новый сезон еще и не думал начинаться…
Джаз и июльская жара – друг другу не помеха. Судя по опыту прошлых лет, что джазовая публика способна сконсолидироваться и заполнить зал (как это было, например, почти ровно год назад на концерте Майка Стерна и Дидье Локвуда в Октябрьском дворце).
Новый фестиваль прошел в два вечера (10 и 11 июля) и на двух площадках, в первый день обосновавшись в арт-клубе "44", а во второй – перекочевав в Киевскую консерваторию.
Хотя в каком-то смысле верно и обратное, так как фестиваль, можно сказать, форма экспансии во времени и в пространстве концертов Международного джазового абонемента (завершившего уже свой седьмой сезон), которые которого привычно ассоциируются с консерваторским залом. Ведь организатор МДА и фестиваля – одно лицо, известный киевский басист Аркадий Овруцкий.
И хотя, с одной стороны, клуб "44" с его малой вместимостью – не слишком выгодная площадка именно для фестиваля, так что для большинства зрителей фестиваль ограничился вторым днем, с другой – получилось интересное сочетание концертного джаза и клубного с его особой атмосферой, которой в зале не почувствуешь. Чем не концепция?
Рой Ассаф, Аркадий Овруцкий и Алекс Фантаев: в живом диалоге |
На небольшой сцене клуба сначала разместился квартет израильского пианиста Роя Ассафа в составе его соотечественника Джонатана Волтзока (тромбон), Аркадия Овруцкого на акустическом басу и известного киевского барабанщика Алекса Фантаева. Рой Ассаф (ему 30 лет), родившийся и получивший музыкальное образование в Израиле, а затем США, в 2005 г. окончательно перебрался в Нью-Йорк, где успел переиграть со многими звездами и закрепиться в звездных составах, как например, "All-Star Big Band" Диззи Гиллеспи.
Впрочем, игра Роя говорит сама за себя. Его импровизации захватывают мощью и разнообразием. Обычно, вступая, он не накапливает энергию, а почти сразу взмывает или даже взрывается каскадом вариаций.
Джонатан Волтзок |
Для Роя Ассафа это уже третий визит в Украину и до сих пор в составе чужих проектов, хотя его игра вызывает желание услышать авторскую программу. Но и на сей оно осталось неудовлетворенным, поскольку при лидерстве Ассафа концерт состоял из пяти джазовых стандартов квинтета и отчасти походил на джем-сейшн тем более, что Ассаф и Волтзок впервые сошлись на одной сцене с Алексом Фантаевым.
Зато была возможность наблюдать реальный поиск, взаимодействие, живой диалог между пианистом и барабанщиком, которые усиливая и акцентируя игру друг друга, добиваются общего звучания, и это был один из самых ярких моментов концерта.
Аркадий Овруцкий, Денис Аду, Дмитрий Александров |
А вот второй концерт оказался стопроцентно авторской программой Аркадия Овруцкого, собравшего для ее представления команду известных киевских музыкантов: Дмитрия Александрова – тенор-саксофон, Дениса Аду – труба, Алексея Саранчина – на клавишах и Павла Галицкого на барабанах.
Пожалуй, это оказалось одним из лучших выступлений Овруцкого, который являясь и менеджером и постоянным участником концертов МДА обычно играет сдержанно, как бы больше заботясь о том, чтобы представить гастролеров, тогда как здесь наконец позволил себе раскрепоститься, и вдохновение пошло. Да и все участники квинтета, солирующие по очереди, играли с полной самоотдачей, с подъемом, и нельзя не пожалеть о немногочисленности посетителей клуба. Концерт заслуживал большей сцены.
Второй вечер едва ли не полностью прошел под знаком поиска взаимодействия и плавного перетекания составов друг в друга. Начали все тот же квартет Роя Ассафа, переросший в секстет, в котором на барабанах Алекса Фантаева сменил парт и который усилил также израильский тенор-саксофонист Офер Ассаф.
Впрочем, лидером секстета стал его шестой участник – российский вокалист, клавишник и барабанщик Сергей Манукян. Но хотя за последним еще в 80-х закрепилась репутация едва ли не лучшего российского джазового вокалиста, и отечественные любители джаза с ним давно и хорошо знакомы, нынешний концерт вполне можно назвать переходом в новое качество. Начинал он как барабанщик, пробуя себя в вокале, а после успеха постепенно пересел за клавиши.
Сергей Манукян |
На фестивале в Киеве Манукян (идея Аркадия Овруцкого) выступил в качестве чистого вокалиста (хотя и сделал одну попытку вернуться за инструмент (исполнив If I Saw You In Heaven Эрика Клэптона: привычка). Похоже, благодаря этому раздвинулись границы свободы в импровизации и раскрылись новые возможности. Каждая композиция становится богаче, разнообразнее, многоголоснее.
Он напоминает Жоао Жильберто, когда поет лирику, Бобби Макферрина, когда импровизирует фальцетом, Рэя Чарльза, когда в кульминации переходит на пение криком. Но, главное, в чем Манукян самобытен. Он давно знаменит как мастер скэта и поет все те же (или другие) джазовые стандарты, однако теперь его импровизации стали более развернутыми и походят то ли на пантомиму голосом, то ли даже на драматический спектакль, в котором то шепот, то фальцет, то подражание горловому пению озвучивают разные голоса. Полноценный участник здесь - жестикуляция (эффект свободы рук!).
Это скорее не музыкальная полифония, а именно представление живого разговора, нередко юмористическое, как в исполнении Love For Sale Кола Портера, а порой достигающее высокого лиризма даже с трагическими нотками, как в My Funny Valentine Ричарда Роджерса. Именно на этой композиции, мне кажется, была достигнута самая высокая нота вечера.
Достигнута общими усилиями, поскольку к этому времени за спиной солиста на сцене находился еще один участник фестиваля Kiev Big Band. Этот коллектив родился немногим более полугода назад, и тогда после первого концерта 19 декабря, и.о. директора и дирижера оркестра тенор-саксофонист Дмитрий Александров говорил о том, что ансамбль живет в неопределенности.
Чтобы содержать на плаву такую махину и при это еще и творчески расти (а иначе смысл?) нужна постоянные репетиции и регулярные концерты. Это придает особый вес каждому выступлению бэнда, причем каждый раз музыканты готовят новую программу. Так и не сей раз помимо двух стандартов вместе с Сергеем Манукяном Kiev Big Band исполнил три вещи Херби Хэнкока и в завершение еще один стандарт All Of Me.
Опять же по принципу джем-сейшн и перетекания составов вместе с оркестром на сцену выходили Джонатан Волтзок, Онер Ассаф, Рой Ассаф, которые солировали попеременно с участниками коллектива – Дмитрием Александровым, Алексеем Саранчиным, Павлом Галицким, Артемом Менделенко (аль-саксофон), Даниилом Зверхановским (гитара).
Словом, импровизация не тему и на фоне подготовленного спича. Отличный вариант. После концерта в беседе израильские музыканты (которых можно назвать и американскими, так как все они уверенно нашли свое место в музыкальном мире Нью-Йорка), очень высоко отозвались о киевских коллегах, а, когда услышали, сколько времени существует оркестр, их удивление было неподдельным.
Без биг бэнда, без такого звучания Kiev Big Band та высота кульминации в My Funny Valentine достигнута бы не была.
Фестиваль представил джаз как искусство действительно живого общения, нахождения взаимопонимания в реальном времени, - интереснейший предмет для наблюдения. Познакомил с новыми исполнителями. И, как показали джемы, состоявшиеся уже после концертов в клубах "44" и "Divan", те же Джонатан Волтзок и Онер Ассаф умеют многое, что они не показали на сцене. Повод для углубления знакомства. Словом, с импровизацией все хорошо, можно и побольше домашних заготовок.
И здесь есть хорошая новость. На будущий год фестиваль должен продолжить свою экспансию. В планах организатора – два шестичасовых опен-эйра. Особенность фестивалей в том, что они срастаются с календарем, хотя и не сразу и не всегда. Нынешний по самому своему названию сделал такую заявку. Мысленно берем на заметку.
Фото Игоря Снисаренко