Все сущее на "Книжном Арсенале"
В фильме "Чемоданы Тульса Люпера" Питера Гринуэя есть одна великолепная фраза о том, что все сущее на земле можно поместить либо в книгу, либо в чемодан, либо в тюрьму. Эта фраза не выходила у меня из головы на протяжении всего открытия "Книжного Арсенала", ведь по-сути это удивительный по силе и выразительности визуальный образ того, чем является все сущее с человеческой перспективы.
Его – сущее – ведь действительно можно уместить всего лишь в эти три "контейнера". Чемоданы – условное вместилище всего материального, тюрьма – отвечает за биологическое измерение, тогда как книга, без малейшего преувеличения, может заключить в себя все остальное.
Парадокс в том, что в случае с книгой это не только прекрасная метафора нематериальной составляющей культуры, но и вполне буквальное утверждение.
Западная цивилизация приняла современный облик действительно благодаря письменной культуре, квинтэссенцией которой явилась книга. Практически все более или менее поворотные события в ее судьбе связаны с изменением бытования книги и письменных текстов - одно из которых мы наблюдаем и сегодня.
Чтобы попробовать понять куда и как забрела наша цивилизация на примере одной отдельно взятой страны, несомненно следует посетить "Книжный Арсенал", открывшийся в "Мыстецьком Арсенале". Это знаковое и, что греха таить, долгожданное событие для всех, кто любит слова, оформленные в тексты. Те же, кто привык ценить исключительно информацию, которую теперь можно почерпнуть не только из таких традиционных источников, как классический кодекс - также наверняка извлекут из этого похода немало интересного.
Я предлагаю обратить особое внимание на визуальную составляющую этого текстоцентрического события. В этом году – и это вполне отвечает духу времени – она заметно выразительнее, чем в прошлом. Организаторы поступили крайне мудро, предложив своим гостям широкий спектр различных визуально-художественных мероприятий связанных с историей и производством книг, их визуального оформления, ручной печатной графикой, а также созданием новейших книжных артефактов.
Чтобы ощутить насколько сильно поменялся подход и отношение к книге за последнее время, следует отправиться в правое крыло Арсенала, где локализирована его визуальная программа. В ее эпицентре есть небольшая выставка национальной исторической библиотеки, где представлены раритетные издания 18-19 веков, экспонируемые в изолированных стеклянных колбах в непосредственной близости с интерактивными достижениями современных художников.
Понимание того, что книга практически потеряла свою основную функцию посредника в передаче информации - проступает тут со всей очевидностью. Степень информативности неприступных музейных экспонатов вполне сопоставим с творениями современных авторов, у которых текст зачастую трансформируется в изображение или вовсе вытесняется им.
Похоже, что информационная функция книги очень скоро полностью перейдет под юрисдикцию ее электронных заменителей. Удивительно то, что при этом, потребность в ее физическом существовании остается неизменной.
Мастерская печатной графики "Гачи-причи". Фото Дмитрия Ларина |
Следует признать, что это едва ли не единственная область производства нематериальных ценностей, которая не может быть полностью аннексирована цифровой культурой. Книга все еще нужна нам как живой, осязаемый и даже рукотворный объект. Мастерская печатной графики "Гачи-причи", демонстрирующая особенности ручного тиражирования искусства в режиме реального времени и мастерская-студия авторской книги Ирины Озаринской – лишнее тому подтверждение.
Мастерская-студия авторской книги Ирины Озаринской |
В этом смысле весьма показателен и проект Алевтины Кахидзе и Катерины Свиргуненко "Книжный обед", затерявшийся в стендах книжных издательств.
Авторы проекта предлагают принять 69 уникальных авторских книг в качестве пищи для размышлений.
"Книжный обед". Автор фото Константин Стрелец |
"Книжный обед". Автор фото Константин Стрелец |
Как оказалось, центром производства арт-буков в Украине можно смело назвать город Харьков. В этот увлекательный процесс тут вовлечено едва ли не все прогрессивное арт-сообщество. И давно не живущий в Харькове фотоантрополог Борис Михайлов, и культурный археолог Павел Маков, и критично-подозрительный Николай Ридный, и романтичный Гамлет, и минималистичный Сергей Попов и еще великое множество других молодых и перспективных думающих художников.
Киевляне Анатолий Белов и Алина Копица основательно раскрыли тему порнографии. Анатолий Слойко неожиданно представил фантастический литературный опус и целых три тома неосознанного офисного искусства. Юля Толмачева рассказывает умильную историю без посредничества слов, а Олег Грищенко показал серьезный четырехтомник, созданный в его узнаваемой и аскетичной графической манере.
Буквально каждую из представленных тут книг хочется не просто рассматривать, а немедленно удочерить, дабы иметь счастье наблюдать ее ежедневно и листать с друзьями в любой подходящий момент. Но, так как проект некоммерческий - это невозможно.
Единственное такое же счастливое, как и случайное исключение - это книга "Споглядання" Ф.Кафки, переведенная Василием Лозинским, отредактированная Юрком Прохаськом и изданная в издательстве "Основы" (на стенде которого ее и можно заполучить в обладание). Это абсолютная, а потому очень трогательная копия первого издания этой книги, датированного 1912 годом.
Нами было замечено, что если стоять возле "обеденного" стола с книгами достаточно долго, то содержательную трапезу удастся разделить практически со всеми представителями нашего художественного сообщества.
Продолжая тему еды и духовной пищи стоит переместиться в кафе "Сковорода", где презентуется первый украинский комикс "Даогопак".
Уникальный графический роман созданный Максимом Прасоловым и нарисованный Алексеем Чебыкиным – демонстрирует поистине высокую культуру масскультуры и обещает стать всеукраинским блокбастером со всеми атрибутами коллективного помешательства.
Уже готовится выход одноименного анимационного фильма и кипит работа над двумя следующими частями трилогии, повествующих о невероятных приключениях Олеся Скороводы.
В целом, из всего увиденного можно сделать два вывода: первый состоит в том, что похоже визуальная культутра скоро окончательно вытеснит текстовую, а второй - скорее всего, это никак не отразится на востребованности книги.