Украинское новое. Искусство знать

Как не ошибиться – современное искусство, актуальное или contemporary? Как попасть в точку, говоря о том, что происходит в искусстве здесь и сейчас? И главное, - как к этому относиться? Что читать, смотреть и кого слушать?

Если читать

Сравним наши литературные чемоданы по искусству "до сегодня" с тем, что пишут в книжном формате под эгидой Института проблем современного искусства (ИПСИ) или в периодике от Национального союза художников Украины. Получится, что мы стоим на перроне в ожидании своего поезда с полупустой авоськой. Это нормально.

Современному украинскому искусству мало лет. А информационную нишу, которая осталась, с энтузиазмом заполняют электронные и печатные издания с анонсами-фотоотчетами-обзорами-рейтингами.

Содержание смахивает на сдобу – хороша, пока не зачерствеет. И вот вы, человек не из арт-сообщества, но интересующийся, думаете, как быть?

ВІДЕО ДНЯ

С одной стороны, можно полистать научный сборник публикаций о современном искусстве. Вместе с другими изданиями, что в открытом доступе на сайте ИПСИ. Полистать, утомиться от веса понятийного аппарата, отложить.

Можно пожевать новости. Можно еще поискать среди доступно изложенного, отыскать разумную статью и угадать в ней знание дела. Например, серию статей о новейшей истории современного искусства "POINT ZERO" в приложении к журналу "ТОП-10". Воодушевиться, а потом сказать – мало.

Если идти смотреть

Выставок и организующих институций в Киеве много и немного. Неизбежное сравнение с Западом – мало, а с недавним прошлым – отнюдь нет.

Заплутать здесь просто. Особенно, когда придет тоскливая мысль: творческий язык поменялся, а учебник еще пишут. Можно выручить себя эмоциональным считыванием получения импульса от произведения искусства как пред-стоящего предмета? Это работает до тех пор, пока не начинает саднить внутри.

И думается: стоит ли воспринимать произведение современного искусства как объект, понятный без "привязывания" смыслов? Не лучше поискать, где собака зарыта? Хочется вдруг прочитать все сообщение и между строк тоже. Тут бы не помешало послушать знающего. Как и с чтением, здесь нужен гид.

Если начать слушать лекции

Лектории по современному искусству могут быть стихийными (вдруг где-то кто-то расскажет все о современном искусстве за 1,5 часа), авторскими (имя лектора – залог содержательности), программными (заключают в себе курс лекций). В разовых авторских и стихийных лекториях даже при условии их грамотности есть проблема – эпизодичность. Позитивного эффекта от системного восприятия информации никто не отменял.

Вопрос решают программные лектории. В Киеве есть три несхожих образовательных проекта, которые освещают современное украинское искусство. Первый, центр современного искусства с образовательной миссией, предмет контроверзы и подчас нездорового интереса общественности, работает в режиме free entry.

Второй специализируется исключительно на тематических лекториях по разновременному искусству, чередует платные и свободные для посещения программы. Третий активно представляет современное украинское искусство в своих выставках и вводит его в курс "учебных" лекториев за символическую плату.

1. Первый современный. PinchukArtCentre

В 2006 году был открыт первый киевский центр современного искусства PinchukArtCentre. Основой своей деятельности проект определил образование. Далее цитируется образовательная программа:

1) Субботние дискуссии – встреча с приглашенным гостем. Каждая дискуссия посвящена отдельному произведению, представленному на выставке.

2) Каждый месяц – подробное ознакомление с одним из произведений "Коллекционной платформы"

Судя по наполнению Коллекционной платформы Центра, наряду с плеядой западных, ведущие современные художники Украины – это Борис Михайлов, Олег Тистол, Василий Цаголов, Сергей Братков, Илья Чичкан, Александр Гнилицкий (уже посмертно), Александр Ройтбурд, Арсен Савадов, Артем Волокитин. И… с украинским искусством в коллекции пока все. Почему к этому нужно цепляться? Потому что это часть образовательной программы Центра. Потому что, похоже, это и есть все современное украинское искусство, по мнению организаторов.

3) Беседы PAC-UA – диалог с авторами, которые представят свои проекты в PAC-UA.

Проект "PAC-UA" - это организация выставок новых работ современных украинских авторов. Так, наряду с уже привычным кругом избранных прозвучало и несколько других, важных имен: Николай Маценко, Павел Маков. Ставим плюс. И еще плюс один – за возможность задать вопрос художнику.

4) Лекции о Коллекции ПинчукАртЦентра (см. примечание к п. 2)

5) Круглые столы – дискуссии с участием представителей различных культурных сфер раскрывают актуальные проблемы общества непосредственно отражающиеся в выставочных проектах ПинчукАртЦентра.

6) Литературные ночи – чтения избранных или специально написанных произведений, имеющих отношение к работам и художникам, представленным в ПинчукАртЦентре.

Ставим плюс – за введение произведения искусства в культурологический контекст и расширение его связей с миром.

После того, как программа прочитана, кажется, что приглашают совершить экскурсию на производство для повышения лояльности потребителя к бренду. Только вместо производства - выставка. А бренд останется брендом. Это не современное искусство как таковое, а институция – PinchukArtCentre.

Не окажутся ли юные посетители марионетками, творящими своим интересом к арт-центру славное имя его лидера, талантливого стратега, нацеленного обеспечить себе филантропическую неприкосновенность здесь и респектабельность за рубежом?

2. Культурный проект

В 2009 году лекцией о современном искусстве художника и теоретика Дмитрия Гутова в НаУКМА открыла этот проект Наталя Жеваго. Сейчас к участию в проекте подключены 30 компетентных в своей области лекторов (искусствоведы, преподаватели, художники, фотографы, etc.)

Культурный проект делит свои лекции на платные, с упорядоченным, "учебным" изложением материала, и авторские курсы, – вход здесь свободный. Год назад почти параллельно прошли авторские лекции по медиа-арту и "учебный" лекторий "Сучасне мистецтво в питаннях та відповідях".

А в 2012-м, предваряя "Arsenale", Культурный проект организовал бесплатные лекции "11 ключових питань сучасного мистецтва". Отдельные лекции доступны в разделе "Видео" на сайте проекта.

Новая академическая программа этого года сосредоточилась на истории мирового искусства, ХХ веке, архитектуре XX-XXI,киноискусстве. Современное искусство можно "зацепить" как в ХХ, так и в ХХIвеке, отдельными лекциями, например, об акционизме и социально-критичном искусстве.

В курсе Культурного проекта поле современного искусства - это весь мир, куда инкорпорирована и страна, в которой мы живем. Отдельно об украинском тоже есть. То есть, уже было. Немного. Например, лекция "Українське мистецтво на межі століть" Оксаны Баршиновой, куратора и старшего научного сотрудника НХМУ, соавтора новой концепции экспозиции ХХ века в этом музее.

3. НХМУ. Проект в будущем

Национальный художественный музей Украины (НХМУ) – в перспективе уникальная площадка для изучения истории украинского искусства,которая вся еще в белых пятнах. В том числе и интересующего нас современного искусства. Что более чем возможно, судя по тому, как в недавней выставке в идею украинского барокко были логично встроены и современные работы.

Со следующего года в образовательной программе музея - лекции по современному искусству. Темы: определение понятия актуального искусства, украинская "Новая волна", искусство 1980-х-начала 1990-х, "Живописный заповедник", видеоарт, стрит-арт, инсталляция и скульптура конца XX-начала XXI веков, украинские художники на международных фестивалях, феминистское искусство, боди-арт.

Отдельные темы – в выставочной памяти НХМУ: "Landshaft Живописного заповідника" (2002), "Українська Нова хвиля" (2009).

Из ведущих современных авторов "по версии PinchukArtCentre" здесь экспонировались Олег Тистол, Василий Цаголов, Илья Чичкан, Александр Гнилицкий, Александр Ройтбурд и Арсен Савадов. Павел Маков показал здесь проекты "Донроза", "Utopia" и "Utopia. Хроники".

А дальше круг "современников" стал расширяться: Тиберий Сильваши, Александр Животков, Анатолий Криволап, Олег Голосий, Марина Скугарева, Илья Исупов, Николай Ридный, Матвей Вайсберг, Сергей Панич, Валерия Трубина, Андрей Блудов, Александр Сухолит etc.

P.S.

Лектории не отменяют посещения выставок и чтения, и наоборот. Здесь можно и нужно совмещать. А разумные сомнения – только на пользу.

Фото зі сторінок у Facebook PinchukArtCentre, Культурного проекту і Національного художнього музею України

Реклама:

Головне сьогодні