Все сущее на "Книжном Арсенале"

16
5 жовтня 2012

В фильме "Чемоданы Тульса Люпера" Питера Гринуэя есть одна великолепная фраза о том, что все сущее на земле можно поместить либо в книгу, либо в чемодан, либо в тюрьму. Эта фраза не выходила у меня из головы на протяжении всего открытия "Книжного Арсенала", ведь по-сути это удивительный по силе и выразительности визуальный образ того, чем является все сущее с человеческой перспективы.

Его – сущее – ведь действительно можно уместить всего лишь в эти три "контейнера". Чемоданы – условное вместилище всего материального, тюрьма – отвечает за биологическое измерение, тогда как книга, без малейшего преувеличения, может заключить в себя все остальное.

Парадокс в том, что в случае с книгой это не только прекрасная метафора нематериальной составляющей культуры, но и вполне буквальное утверждение.

Западная цивилизация приняла современный облик действительно благодаря письменной культуре, квинтэссенцией которой явилась книга. Практически все более или менее поворотные события в ее судьбе связаны с изменением бытования книги и письменных текстов - одно из которых мы наблюдаем и сегодня.

Чтобы попробовать понять куда и как забрела наша цивилизация на примере одной отдельно взятой страны, несомненно следует посетить "Книжный Арсенал", открывшийся в "Мыстецьком Арсенале". Это знаковое и, что греха таить, долгожданное событие для всех, кто любит слова, оформленные в тексты. Те же, кто привык ценить исключительно информацию, которую теперь можно почерпнуть не только из таких традиционных источников, как классический кодекс - также наверняка извлекут из этого похода немало интересного.

Я предлагаю обратить особое внимание на визуальную составляющую этого текстоцентрического события. В этом году – и это вполне отвечает духу времени – она заметно выразительнее, чем в прошлом. Организаторы поступили крайне мудро, предложив своим гостям широкий спектр различных визуально-художественных мероприятий связанных с историей и производством книг, их визуального оформления, ручной печатной графикой, а также созданием новейших книжных артефактов.

Чтобы ощутить насколько сильно поменялся подход и отношение к книге за последнее время, следует отправиться в правое крыло Арсенала, где локализирована его визуальная программа. В ее эпицентре есть небольшая выставка национальной исторической библиотеки, где представлены раритетные издания 18-19 веков, экспонируемые в изолированных стеклянных колбах в непосредственной близости с интерактивными достижениями современных художников.

Понимание того, что книга практически потеряла свою основную функцию посредника в передаче информации - проступает тут со всей очевидностью. Степень информативности неприступных музейных экспонатов вполне сопоставим с творениями современных авторов, у которых текст зачастую трансформируется в изображение или вовсе вытесняется им.

Похоже, что информационная функция книги очень скоро полностью перейдет под юрисдикцию ее электронных заменителей. Удивительно то, что при этом, потребность в ее физическом существовании остается неизменной.

Мастерская печатной графики "Гачи-причи". Фото Дмитрия Ларина 

Следует признать, что это едва ли не единственная область производства нематериальных ценностей, которая не может быть полностью аннексирована цифровой культурой. Книга все еще нужна нам как живой, осязаемый и даже рукотворный объект. Мастерская печатной графики "Гачи-причи", демонстрирующая особенности ручного тиражирования искусства в режиме реального времени и мастерская-студия авторской книги Ирины Озаринской – лишнее тому подтверждение.

Мастерская-студия авторской книги Ирины Озаринской 

В этом смысле весьма показателен и проект Алевтины Кахидзе и Катерины Свиргуненко "Книжный обед", затерявшийся в стендах книжных издательств.

Авторы проекта предлагают принять 69 уникальных авторских книг в качестве пищи для размышлений.

"Книжный обед". Автор фото Константин Стрелец 
 

 "Книжный обед". Автор фото Константин Стрелец

Как оказалось, центром производства арт-буков в Украине можно смело назвать город Харьков. В этот увлекательный процесс тут вовлечено едва ли не все прогрессивное арт-сообщество. И давно не живущий в Харькове фотоантрополог Борис Михайлов, и культурный археолог Павел Маков, и критично-подозрительный Николай Ридный, и романтичный Гамлет, и минималистичный Сергей Попов и еще великое множество других молодых и перспективных думающих художников.

 

Киевляне Анатолий Белов и Алина Копица основательно раскрыли тему порнографии. Анатолий Слойко неожиданно представил фантастический литературный опус и целых три тома неосознанного офисного искусства. Юля Толмачева рассказывает умильную историю без посредничества слов, а Олег Грищенко показал серьезный четырехтомник, созданный в его узнаваемой и аскетичной графической манере.

Буквально каждую из представленных тут книг хочется не просто рассматривать, а немедленно удочерить, дабы иметь счастье наблюдать ее ежедневно и листать с друзьями в любой подходящий момент. Но, так как проект некоммерческий - это невозможно.

Единственное такое же счастливое, как и случайное исключение - это книга "Споглядання" Ф.Кафки, переведенная Василием Лозинским, отредактированная Юрком Прохаськом и изданная в издательстве "Основы" (на стенде которого ее и можно заполучить в обладание). Это абсолютная, а потому очень трогательная копия первого издания этой книги, датированного 1912 годом.

Нами было замечено, что если стоять возле "обеденного" стола с книгами достаточно долго, то содержательную трапезу удастся разделить практически со всеми представителями нашего художественного сообщества.

Продолжая тему еды и духовной пищи стоит переместиться в кафе "Сковорода", где презентуется первый украинский комикс "Даогопак".

Уникальный графический роман созданный Максимом Прасоловым и нарисованный Алексеем Чебыкиным – демонстрирует поистине высокую культуру масскультуры и обещает стать всеукраинским блокбастером со всеми атрибутами коллективного помешательства.

 

Уже готовится выход одноименного анимационного фильма и кипит работа над двумя следующими частями трилогии, повествующих о невероятных приключениях Олеся Скороводы.

В целом, из всего увиденного можно сделать два вывода: первый состоит в том, что похоже визуальная культутра скоро окончательно вытеснит текстовую, а второй - скорее всего, это никак не отразится на востребованности книги.

powered by lun.ua