Заглянуть в закрома музея

132
14 листопада 2012
Александр Новоскольцев. Последние минуты митрополита Филиппа. 255х186. вторая половина 19 века
Александр Новоскольцев. Последние минуты митрополита Филиппа. 255х186. вторая половина 19 века
Константин Маковский. Портрет Ржевусской с дочерью. 248 см х173 см
Неизвестный художник 1 пол. 18 в. Портрет неизвестного. 1741, Холст, масло
Николай Ге. Портрет Скоропадской, холст, масло, 238смх166,5 см
Спас Ярое Око. икона конца 16 - начало 17 веков

"Скрытые сокровища" – так называется юбилейная выставка Киевского национального музея русского искусства, посвященная 90-летию со дня его основания.

В классических юбилейных празднованиях, отличающихся размахом и помпезностью, музейщики обычно стремятся продемонстрировать наилучшее, наиболее известное, наиболее привлекательное в музейном собрании.

Кураторы "Скрытых сокровищ" пошли по другому пути – отказавшись от показа своих знаменитых хрестоматийных коллекций, они представили скрытые в запасниках музея работы, каждая из которых имеет свою особую память – историю создания, бытования, нахождения в музейном собрании, историю атрибуции и т.д.

Практически все работы, представленные на выставке, в силу тех или иных причин долгое время не экспонировались. Некоторые из них впервые показаны зрителю, некоторые же просто не могут занять достойное место в постоянной экспозиции музея из-за банального отсутствия необходимых экспозиционных площадей.

Большинство произведений из коллекции музея, насчитывающей около 13 000 экспонатов, находятся в музейных фондах, поэтому к нынешнему юбилею было решено показать, как гласит пресс-релиз, "интересные, но редко экспонируемые, иногда полузабытые, а порой и совсем неизвестные работы".

Этой выставкой музей озаглавил новый длительный выставочный проект, обозначенный уже в подзаголовке нынешнего  – "Музей открывает свои фонды".

Такие проекты создают возможности для новых выставочных стратегий.

"Хочется надеяться, что эта инициатива положит начало целой серии подобных выставок. Выставочные стратегии музея – это, в первую очередь, показывать свои коллекции в разных форматах, разных тематических диапазонах. Впервые за все годы существования музея мы представляем такой формат: мы показали самые редкие и необычные вещи, но ведь в собрании есть еще и другие необычные экспонаты такого уровня", – комментирует для "Украинской правды. Жизнь" Елена Боримская, заведующий научным отделом выставочно-экспозиционной работы музея.

Произведения, отобранные для выставки, образуют три группы экспонатов, которые и строят повествование "Скрытых сокровищ".

Это, во-первых, большие работы, которые экспонируются только на специальных выставочных проектах ввиду недостатка экспозиционных площадей; во-вторых, работы, которые долгое время находились на реставрации, а на этой выставке показаны впервые; в-третьих, работы забытых и малоизвестных авторов, в музейном собрании составляющих так называемый "резерв для научной работы".

Куратор выставки Марьяна Кружкова рассказала нам о наиболее интересных и редких произведениях, представленных на выставке "Скрытые сокровища".

1. Икона "Тихвинской Богоматери" экспонируется впервые. Эта икона поступила в Киевский музей русского искусства в 1942 году. Долгое время она находилась в фондах, а в течение последних 15 лет на реставрации в Национальном научно-исследовательском реставрационном центре Украины.

Икона Тихвинской Богоматери 

Икона принадлежит к типу Одигитрии.

Она является одним из самых почитаемых списков Влахернской иконы Богоматери, упоминания о которой появляются в 439 г.

Согласно преданиям, икона Одигитрия, ставшая прототипом Тихвинского образа, была одной из икон, написанных самим евангелистом Лукой. В рукописи "Сказание о Тихвинской иконе Божьей матери" конца XV – начала XVI века сказано, что в 1383 году икона чудесным образом возникла перед изумленными рыбаками над Ладожским озером, а затем появилась в воздухе в семи местах и окончательно остановилась над рекой Тихвинкой.

В дальнейшем на месте первого явления иконы был основан Тихвинский Богородице-Успенский монастырь. Тихвинская икона из нашего собрания – один из списков чудотворной иконы, который очевидно находился в Тихвинском Успенском монастыре.

2. Большим блоком произведений представлены работы, созданные неизвестными мастерами. "Портрет женщины в кружевном чепце", написанный неизвестным художником первой трети XIX века, является одним из примеров так называемого провинциального портрета, неотъемлемой части помещичьего быта в крепостной России. Такие портреты зачастую создавались крепостными мастерами, ввиду чего большинство художников остались забытыми.

Неизвестный художник первой трети XIX века. Портрет неизвестной в кружевном чепце. 66 см х46,5 см 

3. На выставке выделяются парные портреты, созданные малоизвестным итальянским художником Францем Пеллегрини (1789 – ?).

Эти работы хранятся в музее с середины 1930-х годов. Это родовые портреты Ивана Ивановича и Катерины Ивановны Ханенко – дедушки и бабушки знаменитого киевского коллекционера и археолога Богдана Ивановича Ханенко.

Пеллегрини. Портрет Екатерины Ханенко. 1821

Интересна история атрибуции этих портретов. Обе работы экспонировались на знаменитой Таврической выставке (выставка портрета, состоявшаяся в залах Таврического дворца в Петербурге в 1905 году). На работах были этикетки, относящие написание портретов к 1820-м годам.

Существуют такие науки, как фалеристика и униформология, изучающие особенности формы, наград, медалей, орденов и т.д. Эти знания позволяют делать точные датировки. Например, в портрете Ивана Ивановича Ханенко (1816) дата написания портрета и чин установлены на основании особенностей формы и наград.

Пеллегрини. Портрет Ивана Ханенко 

На офицере представлен мундир штабс-ротмистра Изюмского гусарского полка, на мундире – медали участника войны 1812 года и полковая наградная лента с надписью "За отличие", введенные в 1814 году. Известно, что Иван Ханенко ушел в отставку (с правом ношения мундира) в 1816 году в чине штабс-ротмистра, что позволяет отнести дату написания портрета к этому периоду.

На кивере офицера изображена лента, которая в 1817 году в Изюмском полку была заменена другим знаком – в виде щита с той же надписью. К примеру, в портрете супруги Ханенко Екатерины Ивановны дата написания портрета "1821 год" была установлена во время реставрации 1980-х гг.

Проект "Скрытые сокровища" стал долгожданным ответом на запросы многих посетителей "Неужели это все, что может показать музей?", "Где же остальные шедевры?", "Почему музеи так мало показывают работ, хранящихся в запасниках?".

Выставка дает возможность посмотреть на привычную коллекцию музея в новом ракурсе. И остается неизвестным, когда можно будет заглянуть в фонды музея в следующий раз.

Выставка открыта до 2 декабря 2012 года

http://kmrm.com.ua/

Иллюстрации предоставлены Киевским национальным музеем русского искусства

powered by lun.ua