Неделю - актуальной пьесе

"Вы собрались здесь, чтобы договорится. Решить, какой театр вы признаете, каким хотите его видеть! Вы – новое театральное сообщество, которое может буквально все! Главное – быть не просто против оторванного от реальности театра "с колоннами", а и ЗА новый, актуальный театр. В противном случае, случится, как в России на последних выборах: огромная колонна людей собралась "Против власти", а "За" кого, так и не договорились, вот и не получилось ничего изменить", – Лена Ковальская, театральный критик, арт-директор драматургического фестиваля "Любимовка".

О "Неделе актуальной пьесы" можно говорить, оценивая фестиваль в двух аспектах. Воспринимая его как самостоятельное мероприятие, посвященное современной драматургии, стоит отметить его самодостаточность и универсальность. Он, как отметила Ксения Перетрухина во время закрытия, "развивается семимильными шагами", растет над собой и каждый год поднимает планку качества для драматургии, режиссуры и даже критики.

По сравнению с прошлыми "неделями", когда это была еще "Драматургическая лаборатория", фестиваль стал еще и образовательным, приобщив к современной драматургии новую аудиторию. Но самое главное – "Неделя актуальной пьесы" собирает самого пресыщенного и требовательного зрителя, создавая вокруг себя мощное театральное сообщество, которое вполне смогло бы изменить положение актуальной драматургии в современном театре.

Если же рассматривать "неделю" в контексте всего украинского театра и его внутренних законов, должны признать, что это всего лишь малая доля. Основные тенденции остаются прежними, хоть на новую драму с каждым годом и обращается все больше внимания. Репертуары обновляются спектаклями, равноценными старым, но с новыми названиями. Дебютов и поисков практически нет, а для актуальной драмы только изредка самые отважные режиссеры выделяют свои площадки.

Читка пьесы "Абонемент № 7. Другая сестра". Фото Петра Армяновски

"Состояние современных украинских театров таково, что дай сегодня любому художественному руководителю страшный миллион долларов – и никто не будет знать, что с этим страшным миллионом делать. И ничего не измениться", – Владислав Троицкий, основатель и художественный руководитель ЦСИ "ДАХ".

"Неделя актуальной пьесы" в этом году носила новый смысл. Если в предыдущие два года это была мастерская, работа которой концентрировалась на поиске, читках и изучении нового театрального "сырья", драматургов, чье имя еще не вызывает определенных ассоциаций и противоречий, то в этом году, уже третий международный фестиваль добавил себе новую цель. К названию было приставлено новое прилагательное – "образовательный", которое вполне оправдалось в течение "недели".

"Школы" для драматургов и режиссеров старались создать целостную картину в каждом из направлений. Семинары проводили такие театральные гуру, как Анна Степанова, Лена Ковальская, Ксения Перетрухина, Алла Рыбикова, Михаил Дурненков, Михаил Угаров, украинские режиссеры Станислав Моисеев и Владислав Троицкий.

"Современная драматургия создается (и критикуется) методом проб и ошибок. И, именно поэтому у молодых режиссеров, которые не бояться "оступиться" гораздо больше шансов восстановить связь между реальностью, аудиторией и сегодняшним днем с тем, что происходит в наших театрах, чем у театральных "гуру", которые боятся запятнать себе репутацию матерной и острой пьесой", – Лена Ковальская, театральный критик, арт-директор драматургического фестиваля "Любимовка".

Также были отобраны девять театральных критиков со всей Украины, которые организовав "школу" каждый вечер под редакторством Анастасии Гайшенец создавали "Дневник фестиваля" для интернет-портала "Teatre".

Говоря о подготовке фестиваля к проведению – было несколько этапов. Подбор материала длился весь год, приглашались гости, придумывались новые концепции и правила "недели"… За 14 дней до начала фестиваля были объявлены его окончательные участники, около 20 пьес, которые ранее не были опубликованы или поставлены на сцене. Две недели "кипела" работа режиссеров и актеров, в некоторых читках участвовали непосредственно авторы. В качестве особенности третьего фестиваля было также введено новое правило – не выбирать среди драматургов единственного победителя, так как ни возраст авторов, ни тема, ни объемы текстов не регламентировались.

Читка пьесы Эльфриды Элинек "Что случилось с Норой после того, как она бросила своего мужа", режиссер Андрей Май

Как было отмечено, все рецензии на читки и спектакли "вошли в историю" в онлайн-дневнике фестиваля, но хотелось бы остановиться на основных контрапунктах текстов "недели". Многие тексты носили откровенный настрой протеста, желание, что бы то ни стало изменить существующий лад. Это и агрессивные социальные произведения, содержащие акты насилия и феминистические мотивы, и метафорические сказки о поиске выхода из современных рамок, и биографические вербатимы о цикличности и безысходности происходящего.

Еще одной темой, которая объединила драматургические тексты третьей "Недели актуальной пьесы" – есть познание человеком самого себя и поисков своей сверхзадачи. Кроме того, как верно, обратила наше внимание, Анна Степанова, современной драматургии характерны повсеместные присутствие и рассуждения о смерти, боли и одиночестве. И, как заметил молодой львовский драматург, Александр Брама в интервью для издания "Друг читателя": "душа новой драмы – черная".

"Основа классических пьес – это любовь. В современных драматургических текстах практически не т любовных историй, сюжеты сосредоточенны на темах одиночества, боли и смерти. Наступило время "театра отчаяния"… Любовь может родиться только в душе свободного человека, в неволе она не может существовать и размножаться", – Анна Степанова, кандидат искусствоведения.

Обсуждение пьесы "ФМ.Вербасказ" с драматургом, Александром Юшко, фото сайта "Культурометр Одессы"

В программе фестиваля – работы длительного драматургического семинара английского театра Роял Корт – шесть пьес грузинских, швейцарских и украинских авторов. Хотелось бы отметить пьесу "Путешествие Алисы в Швейцарию" в режиссерском видении Андрея Мая. Тема смерти чудом переплетается с темой путешествия Алисы в Цюрих, врач, зарабатывающий эвтаназией с Хароном, переправляющим через Стикс души умерших, и сама Алиса, с обобщением сильных, но отчаявшихся швейцарцев. Эта пьеса интересна хотя бы абсурдными и контрастными монологами героев, хорошо прописанными автором.

Грузинскую драматургию, "Мама Война" Давида Тавадзе и "Президент пришел в гости" Лаша Бугадзе, представленную в интерпретации грузинского и английского режиссеров Давида Габунья и Саймона Гудвина, характеризуют многослойность прописанных героев и сюжетов, злободневность и некий ужас, который обстоятельства заставляют переживать обычных людей.

Бросаются в глаза сверхоткровенные нарекания драматургов на правящую власть, создается некое впечатление, что авторы еще не "привыкли" к отсутствию цензуры, и воспринимают юридическую возможность смело выражать любую точку зрения как призывы к тому, чтобы не задумываться над смыслом сказанного. Две пьесы достаточно сильно отличаются друг от друга, как способом выражения авторами объективной действительности, так и настроением произведений в целом. Объединенные темой войны, "Мама Война" – метафорическая драма, в противовес политической сатире "Президент пришел в гости".

Фрагмент спектакля "КомА", режиссер Андрей Май

Современная немецкая пьеса, представленная режиссерскими работами Андрея Мая ("КомА" по Фолькеру Шмидту и Георгу Штаудахеру) и Аллы Рыбиковой ("Бешеная кровь" по Нуркану Эрпулату) – это две школьные драмы, которые имеют немало общего. Основной язык спектаклей – грубости, основная тема – трудные подростки. Театральный критик Оксана Маслова в рецензии к этим спектаклям совершенно справедливо говорит о том, что тема выходит за рамки просто исправления трудных подростков: тут и освобождение от религиозного фанатизма, цена любви и целомудрия в отношениях молодых людей, и надежда на то, что внутри каждого подростка еще теплится нечто хорошее.

Сегодняшняя драматургия в разных уголках Европы имеет свои особенности и колорит, но темы и проблемы, затрагиваемые молодыми авторами практически одни и те же. Это острые и злободневные проблемы, которые интересуют человека, который живет сегодняшним днем – с их глупостью или "вечностью", пошлостью или нежностью. И, не смотря на то, что в современных европейских театрах к таким текстам относятся более лояльно, чем в украинских, наши драматурги, не имея постоянных тандемов и сотрудничества с режиссерами все таки стараются писать откровенные, а главное актуальные пьесы.

Реклама:

Головне сьогодні