Тест

Match Point украинского искусства

Первый в 2013 году крупный проект "Мыстецького Арсенала" уверенно продолжает заданный ранее вектор развития выставочной программы этой художественной институции.

Проявляется этот вектор, главным образом, в заметном акценте на большие кураторские проекты, построенные вокруг определенной тематики на базе различных редко выставляемых художественных собраний.

Задуманный, как парад отдельных арт-галерей, нацеленных на демонстрацию и потенциальную продажу своего "золотого запаса", Fine Art Ukraine последние годы уже мало соответствуют своему изначальному формату art fair - художественной ярмарки.

Количество интересных частных галерей не только в Украине, но и в Киеве за последние годы заметно сократилось, а те, что продолжают работать, совсем не стремятся поучаствовать в общем ярмарочном котле, едва ли влекущем за собой коммерческую выгоду.

Вместо попыток удержать старые галереи и привлечь новые, руководство "Арсенала" уделяет куда больше внимания и выставочных площадей своим куратором - прежде всего, Александру Соловьеву - под некоммерческие проекты. И, надо сказать, ничего от этого не теряет.

В этом году флагманом художественного форума стал "Матч-Пойнт 88" - выставка живописных, графических и скульптурных произведений украинских художников, написанных в 1988 году.

Такая компиляция отнюдь не случайна - все выставленные работы входят в состав последней "партии", официально приобретенной Союзом художников в государственные закрома после большой групповой выставки.

Практика таких государственных закупок искусства, как, впрочем, и само государство вскоре прекратили свое существование. Но коллекция осталась, да еще какая. Как отмечают организаторы, представленный срез фиксирует один из самых интересных моментов в истории развития украинского искусства - уход от советской нормативной эстетики и первые попытки официально разрешенных творческих экспериментов, работы вне незыблемых ранее канонов соцреализма.

Помимо аккуратно развешенных на белых стенах полотен и малой пластики на подставках, в состав проекта входит также видео-коллаж, составленный из сьемок уличных демонстраций и выступлений политиков в перемешку с показами позднесоветской моды в забавной анахроничной эстетике.

Еще одной важной составляющей экспозиции стал огромный стенд, увешанный различными "документальными свидетельствами" эпохи: от архивных фотографий и газетных вырезок до программной для своего времени статьи об Арсене Савадове и Георгие Сенченко авторства Александра Соловьева, одного из первых профессиональных художественных критиков периода "Новой волны", а теперь куратора "Арсенала".

Свою лепту в эту общую пеструю картину могут внести и посетители. Воспользовавшись бумагой, фломастером и кнопками, каждый желающий может оставить связанный с 1988 годом фрагмент своей личной биографии.Сама по себе выставка "Матч Пойнт 88", если рассматривать ее исключительно как собрание картин пусть даже и с 25-летней историей, может показаться довольно обыденной и "малословной".Да и не все представленные на ней работы на самом-то деле заслуживают почетного места в искусствоведческих летописях. Важен в этом проекте не столько состав экспонатов, сколько тонкий подход кураторов к их обрамлению и внимание к контексту, в котором они были созданы и впервые публично выставлены.

Проект, в первую очередь, является попыткой рассмотреть на единой плоскости калейдоскоп политических, социальных и культурных событий и явлений во всем их многообразии и взаимных противоречиях - событий, которые, собственно, и определили образ поздних 1980-х таким, каким он вошел в нашу историю. Вынесенный в заглавие год оказался весьма символичным для угасающего Советского государства.

В1988-м СССР посетил президента США Рональд Рейган, а Анатолий Кашпировский положил начало массовой истерии вокруг своих коллективных сеансов гипноза. Свой первый полет совершил украинский самолет АН 225 "Мрия", а в радиоэфире зазвучали ранее запрещенные "Свобода" и "Свободная Европа". В Киеве в этом году прошел первый массовый антисоветский митинг, и в этом же году вся страна была повально прикована к телеэкрану, на котором мелькали образы первого мыльного хита "Рабыня Изаура".

В 1988 году на полотнах гуру абстрактной живописи Тиберия Сильваши уже ясно проступали выразительные черты будущих пластических открытий, а другой, не менее важный для целого поколения художник Александр Ройтбурд уже создал свои знаковые фигуры с лицами-масками.

В 1988 году родилась автор этого текста. И для меня лично главным приобретением, вынесенным из проекта, стала новая оптика взгляда на это время. Не могу судить, насколько мои представления являются полными, правдивыми или честными. Но благодаря подобным альтернативным нарративам, лишенным пафосной риторики многих современных "исторических хроник", понимание далекой и уже реликтовой эпохи становится объемней, а сама эпоха - по-человечески ближе.

Все фото - предоставлено "Мыстецьким Арсеналом"