Все что Вы хотели знать о Китае, но…

16
17 травня 2013
Сунь Юань (род. 1972) та Пен Юй (род. 1974), "Видеть недостаточно", (2013), инсталляция, перформанс
Сунь Юань (род. 1972) та Пен Юй (род. 1974), "Видеть недостаточно", (2013), инсталляция, перформанс
Сунь Юань (род. 1972) та Пен Юй (род. 1974), "Тинейджер Тинейджер", (2013), инсталляция, перформанс
Чао Фей, "Подводка для глаз" (2013), инсталляция
Чао Фей, "Подводка для глаз" (2013), инсталляция
Ай Вэйвэй "Велосипеды навсегда" (2012), 550 из 700 сложенных один поверх другого велосипедов
Чень Чжень, "Комната очищения" (2000), найденные объекты, глина
Чень Чжень, "Комната очищения" (2000), найденные объекты, глина
Чжань Хуань (род. 1965), "Чжу Ганцян #12" (2013), инсталляция
Чжао Яо (род. 1981), "Дух превыше всего І-781" (2012), джинсовая ткань, акрил

В заголовок вынесена первая часть перефразированного названия знаменитого фильма Вуди Аллена, которая как нельзя лучше подходит для описания новооткрытой выставки "Китай Китай" в PinchukArtCentre.

А вот вторая его часть в нашем случае может варьироваться от "предпочли бы не знать" до "банальности слишком утомительны" - в зависимости от того, кто эту выставку смотрит.

Но каким бы не был вариант ответа, одно можно сказать с уверенностью: эта выставка произведет на вас впечатление. Выйдя из арт-центра вас еще долго не покинет чувство пресыщенности.

Мифов о современном Китае наплодилось великое множество, но если попробовать свести все их к какой-то формуле, думаю, она могла бы уместиться в слове "слишком". Слишком много людей, слишком мало свободы, слишком стремительный рост, слишком низкая цена человеческой жизни и т.д.

Ай Вэйвэй "Выкорчеванные", 2009 - 32 из 100 корней деревьев, и Сказка, 2007 

Даже экспозиционное пространство PinchukArtCentre (который является одной из крупнейших площадок в Восточной Европе) задыхается от переизбытка визуальности.

Возможно, именно неспособность в одночасье переварить эту избыточность и является причиной, по которой подобный проект доехал до Киева только сейчас, хотя абсолютным трендом современное искусство Китая является на протяжении последних 7-8 лет.

Нынешнюю выставку можно смело считать неким срезом актуального китайского искусства, востребованного на Западе.

 Ян Ксин "Секс-комедия", 2013 - инсталляция, перформанс

Помимо главного диссидента своей страны Ай Вей Вея, без которого не обходится уже ни один, претендующий на масштабность, художественный проект, – на выставке присутствует практически весь комплекс важных и актуальных для европейцев тем, поданных с налетом восточной экзотичности.

Тут и конфликт поколений (Сун Юан и Пенг Ю), и проблемы сексменьшинств (Ян Ксин), вопросы исторической (Чен Жен, Жан Хуан) и национальной памяти (Ай Вей Вей), проблематизация исчезновения личного пространства (Чао Фэй) и многое другое, поданное под соусом противопоставления индивидуального и коллективного, вынесенного в подзаголовок выставки.

Работы Чжань Хуаня  

Принявшая уже несколько болезненные формы, западноевропейская индивидуальность никак не может примириться с практикой существования обезличенного коллективного сознания, усматривая в нем едва ли не своего главного врага.

По большому счету, именно к этому противостоянию и сводится сегодня пресловутая восточная экзотичность, которая не казалась такой уж экзотичной, пока западный человек не отделился от собственного коллектива.

Еще со времен Великих географических открытий, столкнувшись с новой и незнакомой цивилизацией, европейцев больше интересовали различия: иной взгляд на философию, религию, культурные традиции, особый подход к синтезу научного знания и многое-многое другое.

Искусство же аккумулировало в себе всю эту инаковость и диковинность в концентрированном виде и потому представляло для нашего брата особый интерес.

Ай Вэйвэй, "Велосипеды навсегда" (2012), 550 из 700 сложенных один поверх другого велосипедов
 

Достаточно вспомнить любовь к китайскому декоративно-прикладному искусству итальянцев и голландцев XVII века или благоговение перед средневековой китайской живописью в ХIХ веке.

С современной художественной практикой все обстоит несколько иначе, поскольку она является сегодня языком межкультурного общения, языком универсальным, который не столько направлен на выявление противоречий и углубление знаний о различных культурах, сколько на поиск общего.

Общечеловеческое измерение на территории современного искусства понимается уже не в контексте аксиологии (науки о ценностях), а скорее в контексте социологии и межличностной коммуникации.

Этот язык универсален, потому что визуален, его легко приспособить к абсолютно разным культурным контекстам, от чего они приобретают общие черты и становятся до боли похожими друг на друга.

Чжао Яо, "Дух превыше всего" 

Представленное на выставке "Китай Китай" искусство - такой же результат глобализации, как и масштабы экспансии китайской легкой промышленности, с которой мы сталкиваемся ежедневно, уже едва ли замечая ее.

Так что не стоит слишком обольщаться: пока мы умиляемся способности (некоторых) китайцев смотреть на мир "нашими глазами", подыгрывая нам в придуманной нами игре в современное искусство – этот древний народ тихо следуюет своим многовековым традициям и формирует свои локальные сообщества, очаги которых сегодня разбросаны по всему земному шару.

Фотографии предоставлены PinchukArtCentre © 2013. Фотограф: Дмитрий Баранов



powered by lun.ua