Венецианская биеннале: эпидемия искусства. Фото. Видео

11
1 червня 2013

Венецианская биеннале считается обязательным для посещения ценителями искусства событием с момента своего основания в 1895 году. И хотя с тех пор многое изменилось и сегодня существует тысячи альтернатив этому почтенному мероприятию – обязательность ее посещения все еще остается непременной.

Масштаб и зрелищность этой международной выставки художественных достижений растет с каждым годом, пропорционально количеству производителей искусства и желающих посмотреть на результаты их труда. В этом году к проекту присоединилось еще 10 стран, вследствие чего, суммарное количество национальных павильонов составило 88 площадок.

 Пространство с работой художника Ян Ксина. Фото pinchukartcentre.org

Находясь в Венеции во время биеннале, как никогда понимаешь, что ситуация с интересом к современному искусству все больше напоминает эпидемию, очаги которой возникают порой в самых неожиданных местах. Так, например, в этом году пораженным оказался Ватикан, павильон которого можно лицезреть среди прочих в здании Арсенала, в непосредственной близости от основного проекта биеннале.

Украина с переменным успехом принимает участие в этом грандиозном событии уже седьмой раз к ряду и нынешний год отмечен сразу несколькими свершениями. Во-первых, второй раз в главном кураторском проекте биеннале представлены работы украинского художника, одессита Сергея Зарвы из его знаменитой серии вариаций на тему журнала "Огонек".

Это уже второй прецедент участия украинцев (и даже одесситов) в столь респектабельной выставке. Первым был Александр Ройтбурд в 2001 году. Еще одним, без преувеличения знаковым событием венецианского карнавала искусства, стоит назвать уже состоявшуюся вечеринку по случаю открытия выставки номинантов на премию Future Generation Art Prize, за честь попасть на которую сражалась добрая половина гостей биеннале.

Саму выставку можно было прежде видеть в Киеве, правда, в несколько другой конфигурации представленных работ.

 Посетители выставки

Еще более заметным присутствие украинцев в Венеции делает группа Р.Е.П., попавшая, как мы помним в число номинантов обозначенной выставки.

Дабы не терять попусту время в роскошных венецианских палаццо, они решили в Венеции начать свой новый проект "Союз хижин", который откроется на острове Лидо в первый день лета. 

 Фрагмент экспозиции. Фото la_Biennale

Выбранные на этот раз кураторами Александром Соловьевым и Викторией Бурлакой персоналии Жанны Кадыровой, Николая Ридного и Гамлета Зиньковского - показательны как для сложившейся ситуации на украинской художественной сцене, так и довольно узнаваемы в международном контексте.

Но главным событием для нас все же остается официальный павильон. В этом году украинский проект выглядит более чем скромно, но все же, он не лишен достоинства, что не так уж и плохо, вспоминая стыд и разочарование от участия Украины в предыдущей биеннале.

Очень тонко перекликаясь с главным проектом биеннале, который фокусируется на личностном прочтении истории и маргинальных проявлениях человеческого опыта, – выставка наших художников также тонко выявляет и проблемы и нашего исторического самосознания.

В этом смысле интересно рассмотреть украинский павильон на фоне основного кураторского проекта. По большому счету, нынешний куратор Массимилиано Джиони делает ни что иное, как переписывает историю (историю знания/ историю искусства/биографии отдельных исторических личностей), предлагая альтернативный официальному или, если хотите, общепризнанному, вариант взгляда на нее.

 Фрагмент экспозиции

Все, что можно увидеть на выставке, вы едва ли найдете в официальной истории искусства, хотя большая часть представленных работ относятся к ХХ веку, задокументированному и описанному в тысячах томов, пылящихся на полках всех библиотек мира.

Не секрет, что история – это всегда только то, что мы знаем о событиях минувших дней, но Массимилиано также показывает то, как само отношение к знанию меняет сегодня свою конфигурацию, демонстрируя кризис рациональности, столь характерной для западноевропейского сознания. Выставка носит название одного из самых утопичных проектов ХХ века, которым, собственно, и открывается Арсенале.

 Фрагмент экспозиции. Фото la_Biennale

"Энциклопедический дворец" - название проекта музея итальяно-американского художника средины ХХ века Марино Ауритти, который должен был стать грандиозным памятником всем проявлениям человеческого гения "от колеса до спутника".  

Этот проект так и не был никогда реализован, но Массимилиано полемизирует именно с тем, что могло бы туда попасть, будь он воплощен в жизнь. Практически каждый из представленных на выставке артефактов апеллирует к иррациональному, мистическому опыту подлинного визионерства, граничащим с сумасшествием и одержимостью. Куратор выворачивает историю наизнанку, меняя местами официальное и маргинальное, расширяет созданную нами же рамку собственного восприятия.

Украинская же выставка "Памятник памятнику" также об истории, а если быть точнее, то о способе ее помнить.

Историческое самосознание современных жителей Украины травмировано разрывом истории и это та травма, которую кураторы нам и предлагают осмыслить. Она ясно проступает уже в видео "Монумент" Николая Ридного, где художник документирует деконструкцию харьковского памятника рабочим – героям советского времени, с тем, чтобы, очевидно, заменить его на героев новой, уже украинской, истории.

Посетители выставки

О том, что такие герои еще не появились, а их напряженное ожидание заставляет совершать наполненные пафосом, но лишенные всякого смысла поступки, – говорит виртуальная голограмма знаменитого памятника открытию памятника Жанны Кадыровой.

 

Тогда как рисунки Гамлета из его "Книги людей" и видео "Бункер" Николая Ридного – ни что иное, как способ залатать существующие прорывы истории личными мифами. Именно эти личные истории, созданные или рассказанные украинскими художниками, на самом деле были бы невероятно уместны в кураторском проекте Массимилиано Джиони. Разница лишь в контексте, который является фоном и который определяет все.

Мы пока еще не написали собственную историю, у нас нет общих мест в отношении к ее отдельным эпизодам, нет ни одного убедительного способа ее официального прочтения, а значит не может быть и ни одного способа полемизировать с ней, потому что полемизировать с тем, чего нет, невозможно.

powered by lun.ua