Если бы ты жил здесь, это был бы твой дом

"Если бы ты жил здесь, это был бы твой дом" ("If you lived here you'd be home now"), — именно такой лозунг рекламной кампании агентов недвижимости лег в основу серии выставок и акций, организованных американской художницей Мартой Рослер в конце 1980-х гг. в Нью-Йорке, когда количество бездомных в городе достигало критического предела.

В рамках выставки, пространство, в котором она проходила, порою превращалось в жилое, становясь домом. Таким образом, выставка ставила во главу угла проблемы бездомных — исключенных из общественной жизни.

С конца 1970-х — начала 1980-х годов именно такие вопросы, выходящие за рамки чисто "художественного" акта и заставляющие осмыслить само понимание "художественного" как такового, становятся темой исследования художников.

Со временем темы болезни, обездоленных, социально необеспеченных слоев населения, исключения, отторжения становятся ключевой проблематикой, с которой работают художники.

Однако обращение к подобной проблематике чревато применением "спекулятивных" практик, когда даже сам художник может стать заложником выбранных тем.

РЕКЛАМА:

Проект "Дом", который предлагает задуматься о такой "болезненной" теме посредством современного танца в "театральной аранжировке", как раз демонстрирует действие в осмыслении сложной проблематики, беря на себя роль непосредственного участника практического исследования, а не отстраненного наблюдателя.

В рамках проекта профессиональные танцоры (Днепропетровск, Кишинев, Гомель) вместе с обученными ими детьми из детского дома города Белгорода-Днестровского представляют перформанс, основанный на современном танце и работе с собственным телом. Гастроли по всей стране — Николаев, Ялта, Кривой Рог, Донецк, Днепропетровск, Киев и Одесса.

Посредством танца юные участники проекта испытывают свои силы и пытаются осознать возможности собственного тела, осмысляя границы понимания "дома".

"Дом", продукт сотрудничества LAVA-DANSPRODUKTION (Швеция) и общественной организации "Мистецькі мандри", впервые проходит на Украине, и УП решила узнать о подробностях проекта у его украинского координатора Катерины Радченко, директора общественной организации "Мистецькі мандри".

- Каким образом возникла идея проведения проекта "Дом"?

- Идея и инициатива проведения проекта принадлежат шведскому хореографу Бенно Ворхэму. В конце 1990-х — начале 2000-х он много работал в России, Украине, Беларуси и собственно был одним из пионеров презентации контактной импровизации на территории Восточной Европы.

Два года назад при поддержке Шведского института совместно с профессиональными танцорами из Украины, Беларуси и Молдовы проходил танцевальный перформанс "Короли и королевы и другие боссы". Этот спектакль был рассчитан и проводился для детей. И в дальнейшем возникла идея провести эксперимент, сделать спектакль не только для детей, но ВМЕСТЕ с детьми, посмотреть, могут ли профессионалы работать с не-профессионалами.

Когда думали над темой, то пришла идея поработать над темой дома. Что такое дом? Это страна, город, стены, в конце концов, наше тело? И тогда естественным образом мы пришли к тому, что наиболее глубоко могут заставить задуматься над темой дома именно те, у кого этого дома нет. Так родилась идея работать с детьми из детского дома.

- И когда было принято решение о работе с детским домом, какой вы видели основную задачу проекта?

- В первую очередь, это эксперимент; эксперимент работы взрослых с детьми, создание совместного качественного продукта. Основная его задача — заставить задуматься аудиторию над тем, что такое дом.

- Но в этом проекте у вас особые участники — дети, которые лишены дома, но при этом они должны своим танцем заставить других задуматься над тем, что же такое дом. Не предполагали ли вы посредством этого проекта способствовать социализации детей из детских домов, дать им возможность ощутить себя востребованными, потому что ведь именно они своим трудом должны заставить остальных задуматься над сложными общественными проблемами, над общими ценностями?

- На самом деле дети более рассудительные, чем взрослые. Сейчас дома нет, но будет... когда-нибудь потом. Они более социализированные, чем нам кажется, более социализированные, чем мы. Мы закрываемся в наших обособленных кругах общения. Мы часто ошибаемся, делая выводы о том, что думают дети, да и вообще часто ошибаемся, делая выводы не только по поводу детей, но и вообще каких-либо меньшинств. Мы зачастую создаем образы, которые на самом деле не существуют.

- Каким образом проходила подготовка проекта? Ведь в течение определенного времени вы работали с детьми и уже делали отбор финальной команды участников?

- Подготовка проекта проходила в несколько этапов. Сначала в январе приезжал преподаватель из шведского музея архитектуры, который проводил занятия для группы из 20 детей. Вместе они создавали различные архитектурные модели, потом эти занятия подкреплялись и занятиями танцами — работой с собственным телом.

В мае уже была отобрана группа из 14 детей, у которых был потенциал и которые действительно хотели продолжить участие в проекте. В течение трех недель в мае проходили воркшопы, и к началу "гастролей" сформировалась команда из 6 участников, которые уже успешно откатали программу в 4 городах Украины и в ближайшее время выступят в Донецке и Киеве.

- Почему для размышления над домом был выбран современный танец?

- Ну, во-первых, потому что Ворхэм — хореограф, и эта идея принадлежит ему (смеется). Но вообще танец, движение дает возможность раскрыться. Тело — это наша оболочка, это другой уровень восприятия дома при помощи движения.

- Вы (общественная организация "Мистецькі мандри", г. Одесса) как координаторы проекта выбирали город. Почему Белгород-Днестровский?

- Ответ простой. Хотелось поработать с детским домом не из большого города, ведь в больших городах все равно что-то да происходит, а до маленьких городов никто не доезжает.

- Вы уже показали программу в четырех городах Украины. Как аудитория реагирует на происходящее?

- Во всех городах пока аудитория реагирует очень положительно. В Николаеве, например, все прошло очень хорошо. Был полный зал, люди хлопали стоя, задавали много вопросов, была оживленная дискуссия, очень долго не расходилось, говоря, что этим выступлением они задумались о вещах, которых не замечали в повседневной жизни.

В Ялте было меньше людей. В Кривом Роге люди даже плакали. В Днепропетровске очень важным было то, что состоялся диалог между детьми: детьми из детского дома — участниками, и детьми из других детских домов — зрителями.

Следующие туры:

18 июня /Донецк, Дворец молодежи "Юность" (ул. Челюскинцев, 189), Начало в 18:00.
20 июня /Киев, Киевская муниципальная украинская академия танца им. С. Лифаря (ул. Данкевича, 4-А), начало в 19:00.
22 июня /Одесса, Украинский драматический театр им. В. Василько, (ул. Пастера, 15), начало в 18:00.

Реклама:

Головне сьогодні