Откровения Волошинской сцены
Отдельные впечатления об "отдельной реальности" 11-го Коктебельского джазового фестиваля
При взгляде на программу Коктебельского джазового фестиваля почти неизбежно ищешь утешения у Козьмы Пруткова. Всего не объять, везде не поспеть.
Уже традиционно – три сцены: Open Stage – утренняя, Волошинская сцена – дневная и вечерняя, и Nu Jazz Stage – вечерняя и ночная. Сорок девять концертов в течение четырех дней. И, конечно, по воле случая, самое интересное (исполнители, которых заранее себе наметил) происходит одновременно на двух разных сценах. Словом, надо выбирать.
В первый же вечер, попытавшись успеть в два места и пожертвовав половиной концерта французско-русского Zig Trio на Волошинке, я все равно не успел на концерт Нильса Петера Мольвера и, дабы уберечься в дальнейшем от подобных разочарований, решил ограничиться одной Волошинской сценой.
Zoe Gilby. Фото Алексея Карповича |
Постоянный ведущий и куратор Волошинской сцены Алексей Коган называет свою фестивальную территорию отдельной реальностью. Впрочем, эти же слова часто относят и ко всему фестивалю. Что ж? В таком случае Волошинка – это отдельная реальность в отдельной реальности.
Коктебельский фестиваль – не просто музыкальный фестиваль и даже не просто музыкальный фестиваль на открытом воздухе. Это сотрудничество моря и музыки как равноправных участников. Гости фестиваля едут к морю, а также на фестиваль. За южным мироощущением, многократно усиленным до предельных или запредельных вибраций. Словом, это джаз у моря, джаз на пляже. Или даже так: джаз-у-моря, джаз-на-пляже. Как одно слово. Почти особый жанр. Не всякая музыка здесь подойдет.
[L]Напротив, Волошинская сцена, расположившаяся в ограде дворика дома-музея Волошина, где под деревьями расставлено всего около трехсот стульев (для сравнения: территория Nu Jazz Stage способна вместить шесть или даже больше тысяч) – создает камерную атмосферу.
Своего рода фестиваль внутри фестиваля и, пожалуй, выбор между джазом-на-пляже и просто джазом.
Но и, ограничившись Волошинкой, рассказать подробно обо всех концертах – их здесь было двадцать плюс заключительный джем! – не так просто. Тем более что не все впечатления равноценны.
Уже традиционно существенным было участие украинских музыкантов (всего шесть выступлений). Впечатляющий десант из Киева.
В названии Коктебельского фестиваля – фестиваль джаза и world music – все большую роль играет вторая составляющая. Именно киевские музыканты внесли весомый вклад в оправдание как раз первой составляющей названия фестиваля – как джазового:
Трио Натальи Лебедевой (Наталья Лебедева – клавишные, Константин Ионенко – бас, Павел Галицкий – барабаны),
Трио Натальи Лебедевой. Фото Алексея Карповича |
Deep Tone project (Виктор Павелко – тенор-саксофон, Александр Павлов – гитара, Константин Ионенко – бас, Павел Галицкий – барабаны) и
French Connection Jazz Quartet (Андрей Сачева – скрипка, Станислав Чумаков – клавишные, Константин Ионенко – бас, Александр Корсун – ударные).
Можно добавить, что трио Натальи Лебедевой дважды появлялось на сцене. Во второй раз – для того чтобы поддержать британскую вокалистку Zoe Gilby. И это был последний концерт фестиваля, так что последнее слово осталось за мейнстримом.
French Connection Jazz Quartet. Фото Алексея Карповича |
Небезынтересным уже по составу инструментов было выступление еще одной киевской группы "День неба" (Ольга Гончаренко – бандура, вокал, Николай Гончаренко – гитара, вокал, Евгений Кендзер – саксофон, Павел Воронецкий – бас, Дмитрий Пасичник – барабаны). Своеобразие звучания группы определяют бандура и философские тексты (хотя и довольно простодушные, на мой взгляд).
Несколько неожиданными в формате джазовой сцены были выступления пианиста Павла Игнатьева соло и певца Виктора Павлика с партнерами. Их участие свидетельствует скорее о симпатиях музыкантов к джазу и миру джаза.
Среди исполнителей из близкого и дальнего зарубежья –
Белорусская группа Tanin Jazz (Татьяна Горошко – вокал, Константин Горячий – клавишные, Вячеслав Сергиенко – бас, Александр Минец – барабаны), исполняющая мелодичный поп-джаз, которая в равной мере могла бы вписаться и формат двух других сцен фестиваля. Музыка для настроения, и эту роль она удачно выполнила, открыв завершающий день на Волошинке.
Квартет японской пианистки Юко Окамото: еще один образец мейнстрима – хотя и довольно незатейливый. Традиционные джазовые ритмы, длинные соло саксофониста Ура Хиронори тоже вполне традиционные. Мне показалось, что музыканты просто хотели доставить удовольствие публике, в чем, кажется, и преуспели.
YUKO OKAMOTO QUARTET |
Французско-русское Zig-Trio: Зигфрид Дебребан (клавишные), Петр Архипов – бас, Виктор Пивторыпавло – барабаны. Музыка многосоставная, клокочущая. (Увы, впечатления от этого концерта у меня оказались смазанными по собственной вине. Желание быть одновременно в двух местах приводит к двойным утрам.)
Швейцарское трио Plaistow в составе Йохана Буркенеза (Johann Bourquenez) – ф-но), Сирил Бонди (Cyril Bondi) – барабаны и Винсент Руиз (Vincent Ruiz) – бас. Уже старые знакомые и фестиваля, и украинской публики. Помню их выступления в Коктебеле в 2011-м и на Jazz Bez в 2012-м. Несомненно один из лучших концертов фестиваля. Умение нагнетать предельное напряжение (уже знаменитое вступительное соло пианиста), мощный драйв, нехарактерный для свободной импровизации, почти телепатический контакт с партнерами.
Трио Plaistow. Фото Алексея Карповича |
Эстонский квартет Oleg Pissarenko Band. Пожалуй, одно из самых запоминающихся выступлений, но благодаря не столько музыке, сколько склонности лидера, гитариста Олега Писсаренко, к прямому общению с публикой. И желание, и тем более умение говорить с публикой – редкость среди музыкантов. Просто по факту. А уж стремление объяснить свою музыку, задать определенные рамки ее восприятия и побудить к размышлениям, самоанализу делает ее чем-то большим, чем просто музыка.
Французский гитарист Шай Себбаг (Shai Sebbag), в музыке которого видны вкус к классической гитаре и world music.
Еще одна швейцарская группа Herbie’s Explo 3000 басиста Херби Копфа с партнерами: Адриан Пфлугсфаупт – сопрано-саксофон, флейта, Ханса Файгенвинтера – клавишные и Пиуса Башнагеля – барабаны. В музыке группы довольно легко определимы пристрастия ее лидера: бразильская музыка (после концерта Херби Копф подтвердил, что играл со множеством бразильских музыкантов) и Weather Report в одном флаконе. Незаурядное сочетание.
Еще одна швейцарская группа Herbie’s EXPLO 3000 басиста Херби Копфа (Herbie Kopf) с партнерами: Адриан Пфлугсхаупт (Adrian Pflugshaupt) – сопрано-саксофон, флейта, Ханс Файгенвинтер (Hans Feigenwinter) – клавишные и Пиус Башнагель (Pius Baschnagel) – барабаны. В музыке группы довольно легко определимы пристрастия ее лидера и участников: бразильская музыка (после концерта Херби Копф подтвердил, что играл со множеством бразильских музыкантов) и Weather Report в одном флаконе.
Особая роль в этом квартете принадлежит Адриану Пфлугсхаупту. Представляя своего партнера, лидер Херби Копф особо отметил, что Aдриан играет на всех саксофонах и других духовых, как например, бас-кларнет, хотя на фестивале показал свое искусство лишь во владении двумя из них. Именно звучание его сопрано-саксофона, чем-то напоминая Wayne Shorter, заставляет вспомнить Weather Report. Тогда как в звучании флейты больше бразильских оттенков. Словом, весьма незаурядное сочетание и, на мой вкус, один из пяти-шести наиболее интересных концертов на фестивале.
Deep Tone project. Фото Алексея Карповича |
Но, как говорится, есть впечатления и впечатления. Об одних можно сказать, что это было интересно, забавно, прикольно, неплохо и т.д. Но все это более-менее взаимозаменяемо. Реже возникает ощущение чего-то неповторимого и что теперь уже кажется неотъемлемой частью внутреннего опыта. Пережитое, от которого нельзя отказаться. Во всяком случае для меня это так.
Так вот об этом, т.е. о подлинных открытиях, обещанных в заглавии:
Выступление 28-летнего австрийского пианиста Дэвида Хелбока (David Helbock) – первое откровение Волошинской сцены. Сольный концерт – форма максимального самораскрытия музыканта и в этом смысле всегда своего рода свидетельство не только достаточного технического мастерства, но творческой самостоятельности и зрелости внутреннего мира.
Особенно, если это полностью авторская музыка. Особенно, если такая, как музыка Дэвида Хелбока.
Подобный формат почти неминуемо заставляет вспомнить Кита Джаррета, и в данном случае это оправдано по двум причинам. Произведения Хелбока также не имеют четко заданной структуры. Это живые импровизации, как бы постепенное собирание гармонии из первоначально случайных звуков. Но, в отличие от Джаррета, у которого музыка рождается из некоего монотонного мотива, у Хелбока все гораздо хаотичнее вначале, пожалуй, даже с изрядной долей музыкальной эксцентрики (в смысле неклассического использования инструмента), а в гармонии он гораздо ближе к Телониусу Монку.
После концерта я поинтересовался, кому из джазовых пианистов Дэвид считает себя особенно обязанным, и он, помимо своего учителя Питера Мэдсона, предсказуемо назвал именно Джаррета и Монка. А на вопрос, о чем его музыка, он, широко разведя руками, ответил: О чем хотите! Это вам решать.
Следующее открытие – Trio Gurchika (Екатеринбург, Россия). "Гурчик" – прозвище лидера трио пианиста Ильи Макарова, с которым играли контрабасист Александр Булатов и гитарист Антон Ильенков (уже известные в Украине по выступлениям группы с небезобидным названием ФСБ).
Многосоставная и очень интеллектуальная (но ничуть не занудная), отчасти ироническая музыка. Пожалуй, главную роль в ней играет цитирование и стилизация: здесь сочетаются цитаты из Грига и кинофильмов об агенте 007, стилизации под Баха и Рахманинова, world music и иронический фокстрот, босанова и звуки компьютерных игр. И все это легко, изящно, неожиданно, но очень естественно переходит одно в другое, порой достигая патетических высот, как в соло Ильи Макарова в заключительной композиции "Фейерверк", с возвратом к легкости и иронии. Словом, это и есть дух подлинного джаза.
Хорошая новость: как уже известно, трио "Гурчика" – участники грядущего Alfa Jazz Fest во Львове. Что ж? Как пишут в таких случаях джазовые рецензенты: Highly recommended.
И третье и, пожалуй, самое сильное откровение – JK3, трио шведского пианиста Якоба Карлсона (Jacob Karlzon), в составе с которым играли Ханс Андерссон (Hans Andersson) – контрабас и Роберт Мехмет Икиц (Robert Mehmet Ikiz) – барабаны.
Судя по записям, которые удалось найти в интернете перед фестивалем, Якоб Карлсон умеет сочинять и исполнять разную и даже очень разную музыку. На фестивале это был чистый мейнстрим, но высшей пробы. Самое простое, что можно сказать об игре Карлсона, это абсолютное владение инструментом и способность быть неистощимым. Сразу вспомнилось выступление Херби Хэнкока на фестивале Jazz in Kiev.
После концерта я спросил у музыканта, кого из джазовых пианистов он считает своими учителями. Карлсон назвал Хэнкока, Кита Джаррета и Маккоя Тайнера. Иными словами, все лучшее в современном джазовом фортепиано.
Концерт трио Карлсона происходил одновременно с выступлением трубача Эрика Трюффаза, пожалуй, главной звезды на "Джаз Коктебель 2013" на главной сцене Nu Jazz Stage.
Признаться, собираясь на фестиваль, я ехал прежде всего на Трюффаза, так сказать, визуализировать любимые записи. Уже в Коктебеле предпочел неизвестное известному, конечно, не без внутренней раздвоенности.
По отзывам, концерт французского трубача был великолепным, для многих, возможно, лучшим на фестивале. Но по окончании выступления трио Карлсона я уже ничуть не сожалел о выборе. Ради этого стоило приехать.