Жили-были сталинградцы
С 10 октября на украинских экранах демонстрируются: военная драма "Сталинград" Фёдора Бондарчука и триллер "Дом забытых вещей" Майкла Бартлетта
Сталинград
Режиссёр: Фёдор Бондарчук
В ролях: Пётр Фёдоров, Томас Кречманн, Мария Смольникова, Дмитрий Лысенков, Андрей Смоляков, Алексей Барабаш, Яна Студилина
Жанр: военная драма
Страна: Россия
В своё время жестким диссонансом к тем бравурным победным маршам, что звучали со страниц соцреалистических романов о Великой Отечественной, стала повесть киевского писателя Виктора Некрасова "В окопах Сталинграда", достоверно передававшая психологическое состояние человека, для которого война стала не пространством героических свершений, а стихийным бедствием, уничтожившим привычный мир.
Из этих "Окопов" вышло одно из наиболее значительных направлений советской литературы, "лейтенантская проза", которую не без оттенка пренебрежения называли также "окопной правдой" – мол, из окопов всей-то правды не видно.
В самом деле, романы "лейтенантской прозы" утверждали ценность индивидуального опыта, неподвластного идеологическому диктату, рассказывали о страхах и надеждах, нравственной ответственности тех, кого в пропагандистских сочинениях представляли не ведающими сомнений пешками в руках мудрых стратегов.
Создатели картины "Сталинград" предприняли попытку совместить мотивы и приёмы "лейтенантской прозы" с чёткой идейной установкой и стилистическими приметами сказок, точнее, богатырских былин.
О волшебной "невсамделишности" происходящего свидетельствует уже зачин фильма: сотрудник российского МЧС, участвующий в спасательных работах после землетрясения в Японии, развлекает молодую немку, погребённую под руинами, рассказом о своих пяти отцах, сражавшихся с нацистами в Сталинграде.
"Пять отцов?.. Так не бывает!" - восклицает немка с наивным удивлением малыша, внимающего дедушкиным сказкам. "А вот слушай", - отзывается эмчээсник.
Под пятью отцами подразумеваются бойцы Красной армии, закрепившиеся в полуразрушенном здании и защищающие вместе с ним его единственную уцелевшую обитательницу, молодую девушку, которой и суждено стать матерью рассказчика (в соответствии с сюжетом, почти в 70 лет отправившегося в Японию, не помня исторического зла, спасать немцев).
Бойцов, впрочем, шесть – кого из них рассказчик посчитал недостойным называться его родителем, остаётся неясным. Создатели наделяют их выразительными до некоторой карикатурности индивидуальными характеристиками – вот, к примеру, снайпер, балагур-пакостник, вот связист, робкий, романтичный юноша, вот безжалостный и бесстрашный солдат-немой, который, разумеется, по ходу действия оказывается известным тенором. При этом авторы стремятся представить их символом всего народа, сражающегося с нацизмом.
"Они не "за родину, за Сталина воюют", они за тебя воюют", - заявляет героине командир отряда, а в одном из последующих эпизодов немецкий обер-лейтенант, которому поручено отбить дом, вдохновляет своих солдат речью о Гитлере, который якобы и подразумевается в выгравированном на их медальонах "с нами Бог", и о находящейся за Сталинградом Индии, где "у каждой шлюхи – по шесть рук".
В этих двух сценах недвусмысленно поясняется суть конфликта противоборствующих сторон – наши сражаются за Родину-мать, воплощённую в беззащитной, потерявшей близких девушке, немцы - за шестируких индийских проституток.
Однако фальшивость происходящего лишает убедительности и эту концепцию, и отдельные человеческие драмы. Все искренние, естественные интонации в диалогах и даже жуткое впечатление от сцен с расправами над гражданским населением идут насмарку, заглушаются бездушной патетикой, слащавой слезливостью, столь штампованным поведением персонажей, что в какой-то момент начинаешь угадывать, какая очередная безвкусная реплика будет произнесена через секунду.
Из живых людей герои превращаются в марионеток, безвольных исполнителей воли авторов, которые хотят поразить зрителя то ходульной любовной тоской, то не менее ходульным боевым пылом. Особенно достаётся произнесшему абсурдный спич про Гитлера и Индию обер-лейтенанту.
Создатели пытаются очеловечить его отношениями с русской девушкой, которую он превратил в сексуальную рабыню, что не мешает героям проникнуться взаимной страстью. То, что весьма уместно смотрелось бы в серьёзном исследовании садо-мазохистских наклонностей наподобие "Ночного портье", в формате кисельной мелодрамы о всепобеждающем чувстве, встающем над военным противостоянием, вызывает отвращение.
Но более всего фильм отталкивает стремлением превратить Сталинградскую битву в кинозрелище, с трёхмерными эффектами, сующими зрителям в лицо стволы автоматов и осыпающими их пеплом, с гротескным позёрством боевых сцен, поставленных в стилистике гонконгских пистолетных опер, с чередованием ускоренной и замедленной съёмки, ковбойскими потасовками и зависающими в воздухе снарядами.
На этом фальшиво-декоративном поле брани вполне естественно смотрятся самые абсурдные, оскорбительно нелепые подвиги персонажей этого виртуального эпоса, вроде зомби-атаки объятых пламенем красноармейцев и чудо-выстрела фугасным снарядом, чей рикошет опустошил вражеский стан.
В романе Василия Гроссмана "Жизнь и судьба" проводится мысль о том, что победа в Сталинградской битве, победа в Великой Отечественной знаменовала не только освобождение от кровожадного захватчика, но и возвращение к довоенному существованию, не менее бесчеловечному, укрепление отечественного тоталитаризма.
Авторы "Сталинграда", в сценарии которого были использованы фрагменты "Жизни и судьбы", представляют победу советских солдат над нацистами мифологически-окончательным торжеством Добра над Злом.
"Благодаря им я совсем не знал, что такое война", - утверждает рассказчик.
Опровергать его слова указанием хотя бы на Чеченские кампании нет нужды, ведь действие "Сталинграда" разворачивается не в реальном историческом пространстве, а где-то на пограничной территории между шутерами жанра "СМЕРШ против СС" и фэнтези о военных и любовных приключениях эльфов и орков.
Оценка фильма 1 из 5
ЧИТАЙТЕ ТАКОЖ ПРО СПРАВЖНЮ БИТВУ ПІД СТАЛІНГРАДОМ НА "ІСТОРИЧНІЙ ПРАВДІ"
Дом забытых вещей / House of Last Things
Режиссёр: Майкл Бартлетт
В ролях: Линдси Хоун, Блейк Беррис, А.Джей.Митт, Рэнди Шульман, Дайан Далтон.Жанр: мистический триллер
Страна: США
В фильме Майкла Бартлетта материализуются наши худшие страхи о незваных гостях, которые могут перевернуть всё вверх дном в нашем жилище, и о необходимости поселиться в неудобном и опасном для жизни месте.
Впрочем, поначалу дом, о котором идёт речь, кажется настоящим уголком земного рая: безукоризненное сочетание антиквариата и современных удобств, тёплая цветовая гамма, ухоженный сад, всё, как и положено супружескому гнезду музыкального критика и скрипачки.
Но семейная идиллия разрушена смертью их сына, и, чтобы развлечь не выбирающуюся из депрессии жену, критик везёт её в Венецию, оставляя дом на попечение хорошенькой служанки. Та же, не успевает за хозяевами закрыться дверь, приводит в дом страдающего психическими расстройствами брата, а её заявившийся без приглашения любовник опустошает холодильник и винный погреб.
Освоившись, он решает продать хозяйский "кадиллак", но вместо этого похищает попавшегося по дороге мальчугана, вообразив, что выручит за него больше, чем за машину. Между тем в доме творится неладное - на украшающих столики семейных фотографиях меняется изображение, нерадивой служанке мерещатся уехавшие хозяева и какие-то тёмные личности, а безобидный шарик для игры в гольф возникает в столь неожиданных местах, что доводит бедняжку до умоисступления.
Да и похищенный ребёнок обнаруживает любопытное свойство оказываться в нескольких местах одновременно.
Герои словно оказываются в заколдованном доме из страшных сказок, где, стоит посетителю сделать неловкое движение, из шкафов выбираются разбуженные скелеты и пускаются вокруг него в пляс. Это зачарованное место забытых вещей, не упокоенных душ, неразрешённых ситуаций не просто живёт своей жизнью, но и вовлекает в неё своих обитателей.
Авторы показывают, что подобное пленение призраками прошлого может пойти на пользу тем, чьё собственное существование бессмысленно и никчёмно, однако делают это с какой-то чрезмерной наивностью - служанка задумывается об игре на скрипке, а её непутёвый возлюбленный прижимает к груди пластинки Верди и грезит о дирижёрском пульте.
Столь простодушные метафоры будто призваны искупить композиционную усложнённость повествования, перегруженного флэшбеками- порой почти невозможно понять, происходит ли сцена в прошлом, или же очередное привидение явилось смущать покой настоящего. Порой это делает просмотр весьма утомительным, однако завершить его помогает восхитительный саундтрек из популярной классики и следующие раз за разом подтверждения актуального для многих зрителей предостережения о том, что не следует оставлять своего дома малознакомым людям, если в нём есть что украсть, что выпить и что вспомнить.
Оценка фильма 3 из 5
Фото Kinopoisk.ru