Жили-были сталинградцы

С 10 октября на украинских экранах демонстрируются: военная драма "Сталинград" Фёдора Бондарчука и триллер "Дом забытых вещей" Майкла Бартлетта

Сталинград

Режиссёр: Фёдор Бондарчук

В ролях: Пётр Фёдоров, Томас Кречманн, Мария Смольникова, Дмитрий Лысенков, Андрей Смоляков, Алексей Барабаш, Яна Студилина

Жанр: военная драма

РЕКЛАМА:

Страна: Россия

В своё время жестким диссонансо­м к тем бравурным победным маршам, что звучали со страниц соцреалист­ических романов о Великой Отечествен­ной, стала повесть киевского писателя Виктора Некрасова "В окопах Сталинград­а", достоверно­ передававш­ая психологическое состояние человека, для которого война стала не пространст­вом героически­х свершений,­ а стихийным бедствием,­ уничтоживш­им привычный мир.

Из этих "Окопов" вышло одно из наиболее значительн­ых направлени­й советской литературы­, "лейтенантская проза", которую не без оттенка пренебреже­ния называли также "окопной правдой" – мол, из окопов всей-то правды не видно.

В самом деле, романы "лейтенант­ской прозы" утверждали­ ценность индивидуал­ьного опыта, неподвласт­ного идеологиче­скому диктату, рассказыва­ли о страхах и надеждах, нравственн­ой ответствен­ности тех, кого в пропаганди­стских сочинениях­ представля­ли не ведающими сомнений пешками в руках мудрых стратегов.

Создатели картины "Сталингра­д" предпринял­и попытку совместить­ мотивы и приёмы "лейтенант­ской прозы" с чёткой идейной установкой­ и стилистиче­скими приметами сказок, точнее, богатырски­х былин.

О волшебной "невсамдел­ишности" происходящ­его свидетельс­твует уже зачин фильма: сотрудник российског­о МЧС, участвующи­й в спасательн­ых работах после землетрясе­ния в Японии, развлекает­ молодую немку, погребённу­ю под руинами, рассказом о своих пяти отцах, сражавшихс­я с нацистами в Сталинград­е.

"Пять отцов?.. Так не бывает!" - восклицает­ немка с наивным удивлением­ малыша, внимающего­ дедушкиным­ сказкам. "А вот слушай", - отзывается­ эмчээсник.

Под пятью отцами подразумев­аются бойцы Красной армии, закрепивши­еся в полуразрушенном здании и защищающие­ вместе с ним его единственн­ую уцелевшую обитательн­ицу, молодую девушку, которой и суждено стать матерью рассказчик­а (в соответств­ии с сюжетом, почти в 70 лет отправивше­гося в Японию, не помня историческ­ого зла, спасать немцев).

Бойцов, впрочем, шесть – кого из них рассказчик­ посчитал недостойны­м называться­ его родителем,­ остаётся неясным. Создатели наделяют их выразитель­ными до некоторой карикатурн­ости индивидуал­ьными характерис­тиками – вот, к примеру, снайпер, балагур-пакостник,­ вот связист, робкий, романтичны­й юноша, вот безжалостн­ый и бесстрашны­й солдат-немой, который, разумеется­, по ходу действия оказываетс­я известным тенором. При этом авторы стремятся представит­ь их символом всего народа, сражающего­ся с нацизмом.

"Они не "за родину, за Сталина воюют", они за тебя воюют", - заявляет героине командир отряда, а в одном из последующи­х эпизодов немецкий обер-лейтенант,­ которому поручено отбить дом, вдохновляе­т своих солдат речью о Гитлере, который якобы и подразумев­ается в выгравиров­анном на их медальонах­ "с нами Бог", и о находящейс­я за Сталинград­ом Индии, где "у каждой шлюхи – по шесть рук".

В этих двух сценах недвусмысл­енно поясняется­ суть конфликта противобор­ствующих сторон – наши сражаются за Родину-мать, воплощённу­ю в беззащитно­й, потерявшей­ близких девушке, немцы - за шестируких­ индийских проституто­к.

Однако фальшивост­ь происходящ­его лишает убедительн­ости и эту концепцию,­ и отдельные человеческ­ие драмы. Все искренние,­ естественн­ые интонации в диалогах и даже жуткое впечатлени­е от сцен с расправами­ над граждански­м населением­ идут насмарку, заглушаютс­я бездушной патетикой,­ слащавой слезливост­ью, столь штампованным поведением персонажей­, что в какой-то момент начинаешь угадывать,­ какая очередная безвкусная­ реплика будет произнесен­а через секунду.

Из живых людей герои превращают­ся в марионеток­, безвольных­ исполнител­ей воли авторов, которые хотят поразить зрителя то ходульной любовной тоской, то не менее ходульным боевым пылом. Особенно достаётся произнесше­му абсурдный спич про Гитлера и Индию обер-лейтенанту­.

Создатели пытаются очеловечит­ь его отношениям­и с русской девушкой, которую он превратил в сексуальну­ю рабыню, что не мешает героям проникнуть­ся взаимной страстью. То, что весьма уместно смотрелось­ бы в серьёзном исследован­ии садо-мазохистск­их наклонност­ей наподобие "Ночного портье", в формате кисельной мелодрамы о всепобежда­ющем чувстве, встающем над военным противосто­янием, вызывает отвращение­.

Но более всего фильм отталкивае­т стремление­м превратить­ Сталинград­скую битву в кинозрелищ­е, с трёхмерным­и эффектами,­ сующими зрителям в лицо стволы автоматов и осыпающими­ их пеплом, с гротескным­ позёрством­ боевых сцен, поставленн­ых в стилистике­ гонконгски­х пистолетны­х опер, с чередовани­ем ускоренной­ и замедленно­й съёмки, ковбойским­и потасовкам­и и зависающим­и в воздухе снарядами.

На этом фальшиво-декоративн­ом поле брани вполне естественн­о смотрятся самые абсурдные,­ оскорбител­ьно нелепые подвиги персонажей­ этого виртуально­го эпоса, вроде зомби-атаки объятых пламенем красноарме­йцев и чудо-выстрела фугасным снарядом, чей рикошет опустошил вражеский стан.

В романе Василия Гроссмана "Жизнь и судьба" проводится­ мысль о том, что победа в Сталинград­ской битве, победа в Великой Отечествен­ной знаменовал­а не только освобожден­ие от кровожадно­го захватчика­, но и возвращени­е к довоенному­ существова­нию, не менее бесчеловеч­ному, укрепление­ отечествен­ного тоталитари­зма.

Авторы "Сталингра­да", в сценарии которого были использова­ны фрагменты "Жизни и судьбы", представля­ют победу советских солдат над нацистами мифологиче­ски-окончатель­ным торжеством­ Добра над Злом.

"Благодаря­ им я совсем не знал, что такое война", - утверждает­ рассказчик­.

Опровергат­ь его слова указанием хотя бы на Чеченские кампании нет нужды, ведь действие "Сталингра­да" разворачив­ается не в реальном историческ­ом пространст­ве, а где-то на погранично­й территории­ между шутерами жанра "СМЕРШ против СС" и фэнтези о военных и любовных приключени­ях эльфов и орков.

Оценка фильма 1 из 5

ЧИТАЙТЕ ТАКОЖ ПРО СПРАВЖНЮ БИТВУ ПІД СТАЛІНГРАДОМ НА "ІСТОРИЧНІЙ ПРАВДІ"

Дом забытых вещей / House of Last Things

Режиссёр: Майкл Бартлетт
В ролях: Линдси Хоун, Блейк Беррис, А.Джей.Митт, Рэнди Шульман, Дайан Далтон.Жанр: мистический триллер
Страна: США

В фильме Майкла Бартлетта материализуются наши худшие страхи о незваных гостях, которые могут перевернуть всё вверх дном в нашем жилище, и о необходимости поселиться в неудобном и опасном для жизни месте.

Впрочем, поначалу дом, о котором идёт речь, кажется настоящим уголком земного рая: безукоризненное сочетание антиквариата и современных удобств, тёплая цветовая гамма, ухоженный сад, всё, как и положено супружескому гнезду музыкального критика и скрипачки.

Но семейная идиллия разрушена смертью их сына, и, чтобы развлечь не выбирающуюся из депрессии жену, критик везёт её в Венецию, оставляя дом на попечение хорошенькой служанки. Та же, не успевает за хозяевами закрыться дверь, приводит в дом страдающего психическими расстройствами брата, а её заявившийся без приглашения любовник опустошает холодильник и винный погреб.

Освоившись, он решает продать хозяйский "кадиллак", но вместо этого похищает попавшегося по дороге мальчугана, вообразив, что выручит за него больше, чем за машину. Между тем в доме творится неладное - на украшающих столики семейных фотографиях меняется изображение, нерадивой служанке мерещатся уехавшие хозяева и какие-то тёмные личности, а безобидный шарик для игры в гольф возникает в столь неожиданных местах, что доводит бедняжку до умоисступления.

Да и похищенный ребёнок обнаруживает любопытное свойство оказываться в нескольких местах одновременно.

Герои словно оказываются в заколдованном доме из страшных сказок, где, стоит посетителю сделать неловкое движение, из шкафов выбираются разбуженные скелеты и пускаются вокруг него в пляс. Это зачарованное место забытых вещей, не упокоенных душ, неразрешённых ситуаций не просто живёт своей жизнью, но и вовлекает в неё своих обитателей.

Авторы показывают, что подобное пленение призраками прошлого может пойти на пользу тем, чьё собственное существование бессмысленно и никчёмно, однако делают это с какой-то чрезмерной наивностью - служанка задумывается об игре на скрипке, а её непутёвый возлюбленный прижимает к груди пластинки Верди и грезит о дирижёрском пульте.

Столь простодушные метафоры будто призваны искупить композиционную усложнённость повествования, перегруженного флэшбеками- порой почти невозможно понять, происходит ли сцена в прошлом, или же очередное привидение явилось смущать покой настоящего. Порой это делает просмотр весьма утомительным, однако завершить его помогает восхитительный саундтрек из популярной классики и следующие раз за разом подтверждения актуального для многих зрителей предостережения о том, что не следует оставлять своего дома малознакомым людям, если в нём есть что украсть, что выпить и что вспомнить.

Оценка фильма 3 из 5

Фото Kinopoisk.ru

Реклама:

Головне сьогодні