Самые интересные фильмы "Молодости": что стоит найти и посмотреть
Кинофестиваль с интересной конкурсной программой можно сравнить если и не с остросюжетным триллером, то с реалити-шоу, чья аудитория разделена на горячих сторонников того или иного участника.
В этом смысле на 43-й "Молодости" интрига была соблюдена до самого завершения церемонии награждения, финал которой стал настоящим сюрпризом – приятным или неприятным, в отличие от зрительских предпочтений.
В целом я был весьма доволен распределением призов в короткометражных секциях. В студенческом конкурсе победу одержал фильм поляка Лукаша Остальского "Мать", о котором я уже писал, диплом за лучшее актёрское исполнение получила лента немки Барбары Отт "Солнышко" о молодом рабочем, который, пытаясь заботиться о своём годовалом сыне, сам остаётся почти ребёнком, безответственным и бестолковым.
"Мать" Лукаша Остальского |
Эти картины являются прекрасным примером обращения молодых авторов к остросоциальным проблемам.
Фильм, названный лучшим среди профессиональных короткометражек, "Масляная лампа" китайца Гу Вея, представляет собой настоящий шедевр минимализма – всё действие сводится к позированию групп тибетских кочевников, неловко следующих указаниям фотографа, на фоне живописных задников.
"Масляная лампа" Гу Вея |
В скупых репликах и жестах раскрываются не только характеры героев, но и попытки – не слишком успешные, но исполненные дружелюбия, – установить контакт между представителями современной цивилизации и традиционной культуры.
Действие ленты "Ноа" канадцев Уолтера Вудмена и Патрика Седерберга, отмеченной поощрительным диплом в этой категории, и вовсе разворачивается на экране монитора, на котором сменяют друг друга окна Фейсбука и Скайпа. Эта история разрыва молодой пары, показанная через их общение в чатах с необыкновенным остроумием и тонкими, точными деталями, демонстрирует, что виртуальное общение превратилось в неотъемлемую часть реальности, не являясь больше способом сбежать от неё.
При всей симпатии к этим картинам я был несколько озадачен тем обстоятельством, что лучшая, на мой взгляд, студенческая картина, "Человеческая масса" Габриэля Гоше (посвящённого, напомню, напряжённому диалогу между сотрудницей социальной службы и её клиентом, раскрывающему неизбывные пороки человеческой души, то абсурдное и непреодолимое самодурство, которое склонны проявлять многие из нас, получив самую ничтожную власть над малыми сими) осталась в своей студенческой категории без всяких призов и специальных упоминаний.
Справедливость – если о ней уместно говорить в рамках вкусовых предпочтений – восторжествовала самым неожиданным образом: картина получила Гран-при фестиваля, став первой за долгие годы короткометражкой, названной лучшим фильмом "Молодости" (я так и не смог выяснить, когда это произошло в последний раз – на моей памяти, с 2005 -го года, этого не случалось).
Очевидно, и членам жюри оказались знакомыми выраженные в "Человеческой массе" с такой эмоциональной силой униженность и беспомощность перед мелким чиновником, который в рамках своих полномочий способен разрушать жизни с не меньшим успехом, чем военный диктатор. Сам режиссёр рассказывал, что создал картину, основываясь на рассказах своей девушки о подобных собеседованиях с соцработниками, которые нередко доводили её до слёз.
Что касается полнометражных картин, то лучшей была названа гораздо менее мрачная картина, "Ило-Ило" Энтони Чена.
Социальные проблемы сингапурского общества раскрываются через взаимоотношения членов заурядной сингапурской семьи с филиппинской эмигранткой, устроившейся к ним няней и служанкой. При этом сингапурцы, поначалу с пренебрежением относящиеся к своей домработнице, держатся весьма натянуто и друг с другом, однако общение с посторонним человеком, катализирующее семейные конфликты, и постепенное разорение вынуждают их искать взаимопонимания.
Фильм является забавной и трогательной историей сближения представителей различных культур, а также рассказывает о способности близких людей, давно и вроде бы необратимо утративших контакт друг с другом, вновь сплотиться перед лицом неурядиц и тягот, преодолев обиды и разочарования.
Совсем иной взгляд на ситуацию представлен в награждённой дипломом жюри аргентинской картине "Хозяева" Агустина Тоскано и Эзекиля Радуски, в которой взаимная эмоциональная отчуждённость хозяев и слуг ни разу не нарушается- вне зависимости от того, пытаются они эксплуатировать человека из иной касты или завести с ним сексуальные отношения, они воспринимают его, словно представителя другого животного вида.
Ещё одним почётным дипломом была отмечена драма Катрин Геббе "Торе танцует", ставшая одним из главных свидетельств бескомпромиссности отборщиков "Молодости", которым в этом году удавалось как никогда часто приводить своего зрителя в недоумение или ужас.
[L]Наряду с картинами "Эли" Амата Эскаланте и "Мёбиусом" Ким Ки-Дука лента Геббе стала тяжелейшим испытанием для зрителя, будучи при этом гораздо ближе к жёсткому натурализму "Эли", чем к садомазохистскому цирковому аттракциону Ки-Дука.
Центральный персонаж картины – член религиозной общины "Чудаки Иисуса", юноша настолько жизнерадостный и чистый, что кажется почти безумным – точнее, блаженным, юродивым.
Его история – это история современного христианина и львов, никуда не исчезнувших со времён римских арен и в данном случае воплощённых в образе вполне добропорядочных с виду бюргеров, одержимых просто сатанинским желанием испытать любовь Торе к Богу самыми бесчеловечными издевательствами и пытками.
Все их усилия оказываются столь же тщетными, как и попытки Врага рода человеческого сломить веру Йова, однако многие из зрителей, ставших свидетелями жесточайшей расправы над безропотным праведником (при этом само насилие обычно не показывается в кадре, а подразумевается), восприняли фильм как попытку убедить аудиторию, что Бог либо умер, либо покинул этот грешный мир.
Мне же как раз показалось, что в картине Геббе, напротив, говорится о мире, забывшем Бога, мире, где религиозность воспринимается как смехотворное и отвратительное чудачество, которое следует искоренить. Я слышал, что на этом фильме кому-то из жюри стало плохо, что, впрочем, не помешало судейской команде премировать "Торе танцует" "за лучший актёрский ансамбль".
И всё же, хотя жюри отметило действительно незаурядные работы, прискорбно, что без наград остались наиболее интересные, с моей точки зрения, картины полнометражного конкурса, "Золотая клетка" мексиканского режиссёра Диего Кемады-Диаса и "Перед снегопадом" курда Хишама Замана.
В "Золотой клетке" несколько подростков из Гватемалы едут в Соединённые Штаты, переживая нападения бандитов и полицейских и прочие дорожные тяготы с сотнями таких же искателей лучшей жизни. Герой "Перед снегопадом", юноша из курдского захолустья, также преодолевает государственные границы, вначале оказываясь в Турции, а затем в Евросоюзе, чтобы отыскать и убить старшую сестру за отказ выйти замуж за сына сельского заправилы.
Обе картины рассказывают о молодых людях, для которых драматические перипетии их путешествия словно становятся этапами приобщения к взрослой жизни, внутреннего преображения. Благодаря превосходной драматургии и актёрским работам, фильмы Кемады-Диаса и Замана свидетельствуют, что уроженцы краёв, обитателей которых мы привыкли видеть в качестве статистов в телевизионных репортажах из наиболее нищих стран и горячих точек, при всех различиях в культуре и образовании, при всей нелепости обычаев и абсурдной жестокости, с которыми им приходится сталкиваться ежедневно, не отличаются от нас ни в интеллекте, ни в душевной чуткости.
Украинский участник полнометражного конкурса, "Такие красивые люди" Дмитрия Моисеева, как обычно, остался без наград, в чём жюри едва ли можно упрекнуть.
Я посмотрел в кинозале только треть картины и убежал на проводившийся в рамках фестиваля круглый стол по украинской кинокритике, о чём весьма сожалею, поскольку лента безусловно заслуживает просмотра на большом экране, а не на мониторе.
Оператор Сергей Тартышников превращает степные и морские просторы и убранство рыбацких хижин в настоящие кинематографические жемчужины пейзажа и натюрморта, работа художника Алексея Балашова также заслуживает наивысших похвал.
Благодаря их усилиям повествование приобретает характер притчи, действие которой разворачивается в условном сказочном, живописном пространстве, что весьма подходит истории о нескольких одиноких, неприкаянных, незадачливых, но остро чувствующих, благородных, добрых людях, находящих друг друга вдали от шума цивилизации.
К сожалению, постоянное сползание в мелодраматизм, неестественная речь, несколько досадных промашек наподобие сцены, в которой герой, будто на театральной сцене, начинает говорить вслух, чтобы передать свои мысли, или эпизода, где одиночество героини подчёркивается тем, что она принимается ласково болтать с пойманной рыбой, изрядно портят дело.
Но, думаю, если посмотреть фильм с выключенным звуком, его можно принять за настоящий шедевр, тем более, что самый выразительный персонаж картины – немой (к сожалению, не смог выяснить, кто его сыграл, поскольку персонажи в титрах не указаны).
Что касается конкурса украинских короткометражек, то трудно не согласиться с председателем жюри Сергеем Трымбачем, на церемонии закрытия обратившимся к отборщикам с просьбой впредь быть более требовательными.
Многие картины буквально ошеломляли неряшливостью операторской работы и монтажа, любительским уровнем актёрской игры и драматургией, качество которой не сделало бы честь и школьному сочинению – хотелось бы верить, что времена, когда без подобных лент невозможно сформировать полноценную украинскую программу, остались позади.
Но жюри удалось выбрать картины, ни в коем случае не вызывающие чувство стыда.
Победителем была названа лента "Возвращения" Александра Ратия, несколько грешащее претенциозностью, но всё же небесталанное автобиографическое киноэссе о жизни в маленьком фабричном городе из числа тех, что кажутся почти забытыми современной украинской культурой.
"Возвращения" Александра Ратия |
Почётные дипломы получили ещё три картины, представившие выразительные, правдивые образы современной Украины.
Героиня "Поминовения" Ирины Цилык перед отъездом в Германию приезжает в последний раз навестить хату давно умершего деда и вновь преисполняется любовью к родной деревне, ко всему тому, что нельзя увезти в новую жизнь.
"Дорога" Максима Ксёнды рассказывает о мальчике из украинской глухомани, не нужном ни стране, не собственному отцу, и о знакомстве, доказывающем, что в один раз из ста люди всё-таки оказываются лучше, чем от них ожидаешь.
"Из человеческой жизни. Богема" Анны Федоряченко – нежное, остроумное документальное повествование, сплетённое из историй нескольких героев о способности человека наслаждаться существованием, сочетая профессию и образ жизни.
Здесь уместно упомянуть о двух отечественных полнометражных фильмах из внеконкурсной программы, которые, будем надеяться, имеют шансы попасть в кинопрокат.
"F 63.9 Болезнь любви" Дмитрия Томашпольского и Алёны Демьяненко – весьма неожиданное, причудливое обращение к жанру романтической комедии, в которой с дерзкой нарочитостью выпячиваются, доводятся до абсурда и выворачиваются наизнанку привычные штампы историй о бедных влюблённых, в чьи взаимоотношения вторгается то третий лишний, то правительственный заговор.
"Выходные с бывшей женой" Дамира Еналиева – остроумно использующая украинскую фактуру вариация на тему нуара, с фам фаталь, воплотившейся в образе расчетливой охотницы за олигархами и простофилей-неудачником, предстающим типичным постсоветским интеллигентом, который "не продаётся, но падает в цене", скрывая за иронией растерянность и беспомощность.
"Выходные с бывшей женой" Дамира Еналиева |
Как бы то ни было, многие из фильмов "Молодости" заслуживают того, чтобы быть увиденными гораздо большим количеством украинских поклонников кино, чем их способны были вместить в продолжение недели залы нескольких киевских кинотеатров.
Организаторы фестиваля уже объявили о намерении выпустить в прокат картины "Боргман" Алекса ван Вармердама и "Секс, наркотики и налоги" Кристоффера Боэ - переполненные залы и бурная реакция зрителей на показах этих лент свидетельствуют об их прокатном потенциале.
Среди представленных картин хватало и таких, что могли бы быть интересны широкому зрителю неожиданной трактовкой популярных жанров, как, например, "Глубина" Бальтазара Кормакура, сочетающая приметы приключенческой картины и философской притчи, и "Золото" Томаса Арслана, мрачный, тягучий вестерн.
И, разумеется, среди наиболее перспективных для украинского проката можно отметить ленту, получившую приз зрительских симпатий - фильм "Мальчики, Гийом, за стол!" француза Гийома Гальена, также выступившего в этой автобиографической картине автором сценария, исполнителем главной роли и роли матери Гийома.
Злоключения героя, мечтающего быть похожим на мать, становясь объектом насмешек и издевательств, рассказаны в манере комедийного фарса, подчас отчаянно смешного, подчас огорчительно безвкусного, с вкраплением драматических, по-настоящему пронзительных эпизодов.
Фильм Гальена мог бы показаться совершенно не подходящим для отечественной аудитории, не слишком склонной сочувствовать людям, испытывающим проблемы с гендерной самоидентификацией (как в кино, так и за пределами кинозала).
Однако именно эта лента получила наиболее высокую оценку по результатам зрительского голосования, 4,79 балла, что лишний раз подтверждает, что прокатчикам, убеждённым, будто украинского зрителя не заинтересуешь ничем, кроме боевиков и заурядных комедийных мелодрам, следует чаще бывать на "Молодости".