Дьявол на пороге
С 14 ноября на украинских экранах демонстрируются: криминальная драма "Советник" Ридли Скотта и хоррор "Тени незабытых предков" Любомира Левицкого.
Советник/The Counselor
Режиссёр: Ридли Скотт
В ролях: Майкл Фассбендер, Пенелопа Крус, Кэмерон Диаз, Хавьер Бардем, Брэд Питт, Бруно Ганц, Рози Перес, Тоби Кеббелл, Эмма Ригби
Жанр: криминальная драма
Страна: США-Великобритания
"Советник" относится к числу тех фильмов, восприятию которых могут повредить выходные данные. Звёздный актёрский состав и синопсис, содержащий сюжетную завязку истории о преуспевающем юристе, решающем принять участие в перевозке крупной партии кокаина, выступив тем самым партнёром мексиканского наркокартеля, настраивают на просмотр остросюжетного криминального триллера.
Однако новая картина Ридли Скотта больше похожа на облечённое в жанр страшной сказки рассуждение о происхождении греха, или, быть может, на тягучий кошмарный сон, в котором причудливо отражены нравственные законы реального мира.
Впрочем, вероятно, такой и должна была стать картина, поставленная по дебютному киносценарию Кормака Маккарти, одного из наиболее значимых американских прозаиков современности, создавшего подлинные литературные шедевры в антураже "низких" жанров-вестернов, детективов, фантастики.
В "Советнике" то и дело сбивает с толку характерное для романов Маккарти сочетание неприглядных бытовых подробностей, натуралистических сцен насилия и притчевой образности. Мексика, охваченная нарковойной, в которой самые чудовищные злодеяния являются чем-то обыденным и естественным, предстаёт доисторическим пространством, стихией первозданного варварства, где человеческие жизнь и достоинство отданы на милость сугубо индивидуальных представлений о добре и зле тех, кто имеет ничем не контролируемую возможность убивать - любого, в любой момент, любым способом и по любой причине.
При этом безжалостные душегубы из наркокартеля сами показаны жертвами обстоятельств, безвольно живущими по законам своей среды. Зло, которому предан наш мир, проникает, распространяется не благодаря им, более похожим на хищных животных, чем на людей, а по вине успешных, состоятельных граждан цивилизованного общества, тех, у кого был выбор.
Именно таким является главный герой картины, адвокат, который, скорее из любопытства и тщеславной склонности к риску, чем из алчности, принимает участие в организации наркотрафика. Добрая половина ленты уделена описанию его спокойного, благоустроенного существования, из которого он словно совершает туристическую вылазку на территорию беззакония и жестокости, уверенный, что вернётся обратно, осуществив единственную в своей жизни криминальную афёру.
Но дьявола, с которым заключаешь сделку, нельзя бесцеремонно вытолкать за дверь. Груз с наркотиками похищают, а за убитого при этом курьера картеля, как выясняется, адвокат накануне вносил залог, когда того арестовали за превышение скорости. На него падает подозрение в организации похищения, ведь люди из картеля не верят в нелепую случайность - впрочем, как показывают авторы картины, никакого случая действительно нет, есть лишь вполне заслуженные, неотвратимые следствия наших поступков.
Благодаря чётко выстроенной системе преступлений и воздаяний - в которой страшной неизбежностью оказываются и страдания немногих позитивных героев - повествование разворачивается в полном соответствии с христианскими представлениями, несмотря на торжество зла, будто вырвавшегося из глубин преисподней.
Показательным в этой связи является эпизод, в котором одна из героинь, кажущаяся настоящим демоном-искусителем, пытается на исповеди увлечь священника описаниями своих грехов.
Тот, даже выяснив, что она не католичка, соглашается её выслушать, однако, почувствовав, с каким удовольствием она говорит о своих пороках, покидает исповедальню. В этой короткой, не связанной с основным сюжетом сцене, которая может показаться необязательной, словно показана единственная возможность спастись - вовремя произнести "Отойди от меня, Сатана".
Оценка фильма 4,5 из 5
Автор благодарит кинотеатр "Синема-Сити Киев" за помощь в подготовке материала.
Тени незабытых предков/Тіні незабутих предків
Режиссёр: Любомир Левицкий
В ролях: Дмитрий Ступка, Павел Ли, Алёна Мусиенко, Богдан Юсипчук, Владислав Никитюк, Софа Галабурад, Роксолана Кравчук, Марина Шако, Ольга Сумская
Жанр: комедия, фильм ужасов
Страна: Украина
Новая картина Любомира Левицкого рассказывает о столкновении беззаботных и безалаберных студентов с древним злом. Той же теме была посвящена "Штольня", кинематографический дебют Левицкого и первый отечественный фильм ужасов, о котором режиссёр отзывается теперь с понятным смущением как о снятом за копейки ученическом проекте.
Действительно, в "Тенях незабытых предков" ощутим куда больший размах финансирования и творческих амбиций. Визуальный ряд свидетельствует о намерении порадовать аудиторию "современной картинкой", напоминая манерой монтажа и гламурным антуражем рекламный клип, а в сюжете хоррор сплетается с элементами фэнтези и молодёжной комедии.
Пожалуй, именно молодёжная комедия с персонажами, которые один другого тупее, лучше всего удаётся авторам благодаря по-настоящему хорошо подобранному ансамблю молодых исполнителей, привлекательных, забавных, выразительных, на которых приятно смотреть даже тогда, когда характер их болтовни вызывает желание заткнуть уши.
Первые полчаса зрителя развлекают неуклюжими выходками юных простофиль: один полагает, что Польша- это район родных Черновцов, другого мать застаёт за мастурбацией перед экраном монитора, третий справляется с носовым кровотечением, вставляя в ноздри тампоны.
Наконец в интимные и учебные переживания героев вторгается ужас: один из студентов, споткнувшись посреди аудитории, сталкивает с подставки древнюю згарду, гуцульский амулет, и разбивает её вдребезги. Згарда отпечатывается на сердце неловкого молодого человека, а на телах ещё шестерых его товарищей, очевидно, задетых осколками, появляются аналогичные следы - метки душ, обречённых зловредному карпатскому демону.
Как рассказывает университетский профессор, оказавшийся по совместительству последним хранителем згарды, в былые времена несколько мольфаров, карпатских волшебников, образовали Коло Силы, загнали вредоносную нечисть в Книгу теней и запечатали её згардой, но один нечистый дух сумел вырваться.
Теперь этот нечестивец будет убивать героев одного за другим, чтобы, собрав фрагменты згарды с их тел, открыть Книгу и освободить своих приятелей, так что молодым людям необходимо срочно отыскать в Карпатах какого-то доброго колдуна, который поможет им справиться с врагом.
Почему профессор не спрятал чреватую такими неприятностями згарду у себя дома, а позволил ей находиться под стеклянным колпаком на шаткой подставке среди неуклюжих оболтусов, и что вообще мог делать в таком месте ценный артефакт? Подобные вопросы быстро теряются среди бесчисленных неувязок и несуразностей, свидетельствующих о нежелании авторов стеснять себя какими бы то ни было правилами и ограничениями, накладываемыми логикой сюжета и характеров.
Например, как и в случае со "Штольней", то обстоятельство, что герои являются студентами, изучающими древние культуры и верования, никак не сказывается ни на их манерах и лексике, ни на их способности противостоять тёмным силам - какое-то (впрочем, весьма превратное) представление о преследующей их фольклорной нечисти имеет лишь девушка-гот.
Аналогичным образом и демон в своём поведении совершенно не соответствует полученной характеристике. Названный мудрым мольфаром демоном-двудушником, способным вселяться и в дерево, и в человека, он предстаёт то невидимой, но вездесущей и непреодолимой субстанцией, то психопатом из захолустья, в которое ведёт очередной поворот не туда, то рычащим юношей с длинными когтями, дерущимся, как заправский кунфуист, к дереву же не проявляет ни малейшего интереса.
Что уж говорить о том, что в повествовании, в основе которого, по словам режиссёра, лежит подлинная карпатская легенда, периодически возникают то руны, то цветы папоротника. С тем же успехом вместо студентов Черновицкого университета, Книги теней и мольфарской дружины в фильме Левицкого могли фигурировать бойскауты, Некрономикон и друиды.
Переозвученные герои ленты говорят на характерном для отечественного дубляжа нарочито правильном, приглаженном украинском, и таким же дубляжом, лишённым естественных интонаций и отечественного колорита, сведённым к неким бесцветным нормам выглядит происходящее на экране - сплошное общее место, невыразительное собрание штампов, затёртых многократным повторением.
"Тени незабытых предков"- этакое одеяло Франкентшейна, кое-как сшитое из лоскутков десятков второсортных молодёжных хорроров, которым прикрыто отсутствие сколько-нибудь оригинальных идей, неспособность ни искусно адаптировать жанровые клише зарубежного кино, ни воспользоваться богатейшей украинской демонологией.
В этой связи название не столько возмущает кощунственной аллюзией, сколько вызывает жалость явно неуместной претензией- трудно предположить, что создатели "Теней" помнят что-либо толком, кроме шести "Пунктов назначения" и четырёх "Американских пирогов".
Оценка фильма 2 из 5
Фото Kinopoisk.ru, kino-teatr.ua