Круговорот зла в природе

42
29 листопада 2013

С 28 ноября на украинских экранах демонстрируются:  мистическая драма "Кэрри" Кимберли Пирс и драма с элементами триллера "Каньоны" Пола Шредера.

Кэрри/Carrie

Режиссёр: Кимберли Пирс
В ролях: Хлоя Морец, Джулианна Мур, Габриэлла Уайлд, Энсел Эльгорт, Джуди Грир, Портия Даблдэй, Алекс Рассел
Жанр: мистическая драма
Страна: США

"She'll come back as fire to burn all the liars, And leave a blanket of ash on the ground", - Kurt Cobain, Frances Farmer Will Have Her Revenge on Seattle.

"Кэрри" Кимберли Пирс стала третьим перенесением на экран дебютного романа Стивена Кинга. Неуклюжую телеверсию 2002-го года можно в расчёт не принимать, а вот картина Брайана Де Пальмы 1976-го является классикой американского хоррора - необходимо обладать изрядной творческой смелостью или самоуверенностью, чтобы пытаться выдержать сравнение со столь талантливой и популярной картиной.

Тем более, что нынешний фильм, скорее, можно назвать не экранизацией произведения Кинга, а римейком ленты Де Пальмы, поскольку в ряде деталей он повторяет её отличия от литературного первоисточника (сценарии к обоим фильмам написал Дэйвид Д.Лоуренс). Впрочем, в своей сюжетной линии и основном идейном посыле, роман и его экранные версии мало отличаются друг от друга.

Старшеклассница Кэрри Уайт - замкнутая, запуганная девушка, имеющая самые искажённые представления не только об окружающей действительности, но и о собственном теле, что стало итогом педагогических усилий матери. Миссис Уайт, как свойственно многим религиозным фанатикам, принимает голоса своих демонов за Глас Божий и внушает дочери, что сексуальная сфера, куда она относит даже особенности женской физиологии, является абсолютно греховной и постыдной.

 

Закономерно, что одноклассники Кэрри, чувствующие психологическую ущербность и беззащитность, словно хищники - раненое животные, избирают её в качестве мишени для насмешек и издевательств при попустительстве одних учителей и равнодушии других. Кэрри пытается найти утешение у матери, но та склонна пояснять все неприятности дочери её греховностью и подвергает её ещё худшим обидам.

Но однажды, особенно жестокая выходка сверстниц привлекает внимание одной из учительниц, которая берёт Кэрри под опеку и сурово наказывает провинившихся. Некоторых отрезвляют репрессивные меры, одна из обидчиц главной героини в порыве раскаяния даже уговаривает своего парня пригласить Кэрри на выпускной вечер.

Участие в выпускном, призвано стать для Кэрри своеобразной инициацией, приобщением к нормальной жизни. Однако миссис Уайт категорически против участия дочери в столь развратном мероприятии, а одна из одноклассниц Кэрри, зачинщица травли, подвергшаяся особенно строгому наказанию, решает отомстить девушке.

 

Этот совершенно реалистический сюжет - большинство из нас может вспомнить подобного аутсайдера из школьных времён, унижаемого и оскорбляемого дома и в классе, возможно, не без нашего участия - дополнен тем обстоятельством, что Кэрри вовсе не так уж беззащитна. Девушка обладает даром телекинеза, способностью напряжением воли перемещать тяжелые предметы, которая усиливается в минуты душевных переживаний, и, благодаря всё новым обидам, приобретает небывалую мощь.

Фильм Кимберли Пирс куда менее радикальный и болезненный, более понятный и приемлемый, чем первая экранизация романа, но при этом и не столь убедительный, не столь трагичный. Черты характеров и мотивы поступков, о которых в ленте Брайна Де Пальмы зрителю нужно было догадываться самостоятельно, в новой картине разъяснены в обстоятельных диалогах. Вполне уместно акцентировано внимание на вздорности воззрений миссис Уайт с христианской точки зрения - Кэрри отвергает предписания матери, ссылаясь на Библию.

Наибольшие изменения претерпел центральный образ. В ленте 1976-го года Кэрри в незабываемом исполнении Сисси Спейсек - человек, чья психика необратимо, непоправимо травмирована перенесёнными оскорблениями и внушаемыми с детства нелепыми представлениями. Самое жуткое, самое безжалостное в этой трактовке героини и её взаимоотношений с окружающим миром состоит в том, что эта несчастная, затравленная девушка, как показывают авторы, действительно неприятна - своим невежеством, производящим впечатление тупости, своей покорной униженностью, вызывающей у многих желание унизить её ещё сильнее.

 

Необходимо серьёзное нравственное усилие, чтобы преодолеть эту неприязнь. В новом же фильме героине Хлои Морец с её кукольной внешностью и старательным изображением робости, похоже, достаточно лишь стать королевой выпускного бала, чтобы успешно пройти социализацию. Некоторое раздражение в ленте Кимберли Пирс вызывает также нарочито зловещая демонстрация экстрасенсорных способностей Кэрри, поданных в стилистике какой-нибудь пятой части "Экзорциста".

И всё же в новой картине осталось неизменным главное - демонстрация трагедии изгоя, нравственно искалеченного окружающими, от которого не стоит ждать смирения или разборчивости в средствах мщения. "Кэрри" представляется реалистичной интерпретацией истории о Золушке, попавшей на бал, которого заслуживала, или комиксов о супергероях, в которых благодаря сверхъестественному дару превращаются подростки, третируемые сверстниками.

Но также этот фильм - воплощённые мечтания тех, кто год за годом, без всякой надежды на избавление, без всякой помощи или хотя бы сочувствия с чье-либо стороны подвергается физическому и моральному насилию, и грезит, что однажды расправится со своими обидчиками. Для большинства подобные мысли остаются лишь некоей фантазией, безобидной эмоциональной отдушиной, но некоторые- как чуть ли не ежедневно напоминают нам сводки новостей- берут в руки оружие и являются в свой класс/ казарму / собственную квартиру или просто выходят на улицу, чтобы покарать виновных или первых попавшихся.

 

"Кэрри" показывает необратимость, с которой большое зло рождает другое, ещё большее, показывает, как благие усилия отдельных людей подчас оказываются напрасными, неспособными противостоять жестоким нравам и недостаткам Системы, как униженные и оскорблённые жертвы превращаются в жестоких, безжалостных палачей, чьи действия порой оказываются столь масштабными и разрушительными, что их трудно воспринимать иначе, чем как проявления Гнева Божьего, обрушивающегося не на отдельных виновных, а на весь погрязший в грехах мир.

Оценка фильма 3,5 из 5

Каньоны/The Canyons

Режиссёр: Пол Шредер
В ролях: Линдси Лохан, Джеймс Дин, Нолан Фанк, Аманда Брукс,Тениль Хьюстон, Гас Ван Сент
Жанр: драма
Страна: США

"Каньоны"- редкий пример появления в нашем кинопрокате совершенно некоммерческой ленты, не обладающей при этом фестивальными регалиями и признанием критиков. Впрочем, при всей внешней неказистости, картина всё же представляет интерес если не художественной ценностью, то в качестве некой кинематографической диковинки с необычной историей создания и причудливым сочетанием эпатажа и традиционности.

Проект, от продюсирования которого отказались несколько голливудских студий, был реализован благодаря набирающей популярность схемы краудфандинга- 150 тысяч из скромного 250-тысячного бюджета составили пожертвования, полученные от частных лиц через сайт, на котором создатели разместили описание будущей картины.

Причём если обычно к краудфандингу вынуждены прибегать начинающие кинематографисты, в этом случае к почтеннейшей публике обратились именитые и значимые персоны. Постановщиком выступил Пол Шредер, известный в первую очередь не режиссёрскими работами, а сценариями к шедеврам Мартина Скорсезе "Таксист" и "Бешеный бык". Драматургическую основу "Каньонов", впрочем, написал не он, а Брет Истон Эллис, скандально известный автор романов "Американский психопат" и "Правила секса".

В своём первом оригинальном киносценарии Эллис повторяет сюжетные мотивы своих нашумевших романов и придерживается их основной темы- духовной деградации и саморазрушения молодых людей, не способных на соблюдение моральных норм и элементарный самоконтроль.

 

Действие вертится вокруг взаимоотношений двух пар из Лос-Анджелеса - рантье-плейбоя Кристиана, продюсирующего постановку независимой картины, его мающейся от безделья возлюбленной Тары, ассистентки Кристиана Джины, девушки милой и добросовестной, но несколько невзрачной, и её парня Райана, начинающего актёра, которого Джине удаётся устроить на роль в фильм Кристиана.

Джина и Кристиан не знают, что некогда у Райана и Тары был роман - несмотря на взаимную страсть, Тара бросила перебивающегося случайными заработками актёра ради богача, но теперь, встретив Райана снова, она поддаётся искушению возобновить связь. Этот любовный четырёхугольник осложняется услугами, которые Райан ради заработка оказывает немолодым геям, и сексуальными эскападами Кристиана, не только изменяющего Таре, но и заставляющего её участвовать в групповом сексе со случайными партнёрами, которых он находит по Интернету. Подозрение, что Джина может развлекаться с кем-то без его ведома, приводит Кристиана в умоисступление и делает его по-настоящему опасным.

Объёмности образам порочного Кристиана и непутёвой, неприкаянной Тары придаёт выбор исполнителей- порноактёра Джеймса Дина и Линдси Лохан, в последние годы больше известной перипетиями борьбы с наркозависимостью и проблемами с законом, чем заметными ролями. Стоит добавить, что эпизодическую роль психоаналитика исполнил режиссёр Гас Ван Сент, для творчества которого характерно внимание к патологическим любовным отношениям.

Это не только позволяет в некотором смысле отождествлять характеры персонажей с исполнителями ролей, но и подчёркивает стремление авторов картины представить происходящее как отражение нравов, царящих в голливудском кинопроизводстве.

Вступительные и заключительные титры сопровождаются фотографиями заброшенных, ветшающих кинотеатров и студий, как бы свидетельствующими о бедственном положении индустрии. Да и само название картины намекает на некую противоположность прославленным высотам Голливудских холмов, на прогулку по мрачным тропинкам, пролегающим у их подножия.

 

Однако в самом фильме эта мысль выражена довольно неубедительно и сумбурно. Показывая героев, из-за пустых амбиций или просто от безделья участвующих в создании низкобюджетной постановки, о характере которой толком ничего не ясно, и совершенно не интересующихся кинематографом как искусством, авторы "Каньона" не в силах обличить саму голливудскую киноиндустрию, где люди вроде Кристиана или Райана не более, чем случайные неудачники.

К сожалению, лента Пола Шредера сама подчас напоминает любительскую постановку, настолько неуклюже она сделана. Визуальный ряд выстроен на

невыразительных общих планах, эмоциональный накал передаётся утомительными истериками и трагическими взглядами в камеру, актёрские приёмы Джеймса Дина сводятся к зловещему прищуру, а сюжетные повороты, которыми пытаются шокировать зрителя, буквально захлёбываются в медлительном, монотонном действии.

И всё же в картине есть нечто, не позволяющее отмахнуться от неё как от бессмысленной поделки. "Каньоны" показывают, что герои скатываются в нравственную пропасть вовсе не из-за неких особенностей современного общества потребления, а из-за неизбывных пороков человеческой природы. Готовность Тары променять любовь на обеспеченное существование и малодушие Райана, неспособного противостоять Кристиану, напоминают о временах князей и бесправных, нищих простолюдинов.

Именно характер капризного и безжалостного феодала скрывается под кажущимся свободомыслием Кристиана, его сексуальной разнузданностью, которая является лишь оборотной стороной самой дремучей патриархальной убеждённости в своём праве удовлетворять любые прихоти и распоряжаться близкими, словно мебелью.

Оценка фильма 3 из 5

Помимо привычных новинок проката кинонеделя отмечена весьма эксклюзивным мероприятием - Фестивалем мексиканского кино, организованным в кинотеатре "Киев" посольством Мексики.

Эта интересная и самобытная национальная кинематография, к сожалению, остающаяся для большинства наших киноманов terra incognita, представлена несколькими нашумевшими картинами 80-х и 90-х.

В пятницу и субботу столичный зритель сможет посмотреть увенчанную 9-тью наградами "Ариэль" (мексиканского аналога "Оскара") комедию Рафаэля Монтеро "Кориандр и петрушка" о попытках незадачливого психоаналитика разобраться в хитросплетениях любовных взаимоотношений своих клиентов, и триллер Оскара Бланкарте "Приятное общество" (две награды "Ариэль" и ещё шесть номинаций) о психопате, который пытается улучшить этот мир с помощью убийств.

Фото Kinopoisk.ru.



powered by lun.ua