Мистический ритм

6
17 грудня 2013

Авангардный джаз – редкий гость на джазовых площадках Киева. Поэтому выступление дуэта американского пианиста Мэттью Шиппа (Matthew Shipp) и польского саксофониста Матеуша Валериана (Mateusz Walerian), состоявшееся 14 декабря в Доме актера, - примечательное событие в джазовой жизни столицы.

Их совместный проект "matt shipp mat walerian M-theory project" - часть программы уже 13-го по счету фестиваля Jazz Bez, эхо которого уже второй год подряд достигает и Киева благодаря усилиям джазового клуба Jazzva.

Отсутствие систематического опыта слушания авангардной музыки и потому неподготовленность к ней аудитории (автор этих заметок здесь только разделяет общую участь) имеет свою положительную сторону, ибо увеличивает степень неопределенности восприятия, а отсюда возможной силы художественного воздействия. И, видимо, в этом прежде всего и состоит ценность авангардного джаза.

Джаз как импровизационное искусство как таковой привлекателен своей непредсказуемостью, но эта непредсказуемость все равно существует в каких-то рамках. Ведь если у музыканта свой репертуар, то у слушателя тоже свой репертуар эмоций, пробуждаемых музыкой, через которые он ее воспринимает. Восприятие опирается на устойчивый ритм, жанр, которые служат подсказками. Здесь же если не всякие, то большинство подобных опор отсутствуют. Поэтому музыка вырывает сознание из привычного, рационального измерения, приносит освобождение. Хотя, конечно, только пока звучит.

 

Музыканты "погрузились" и "погрузили" публику в это состояние примерно на 40-45 минут. Именно столько заняла единственная композиция (можно было бы сказать "музыкальный поток"), из которой состоял концерт. (Затем уже на бис они сыграли еще одну примерно 7-10-минутную вещь.)

Впрочем, при всей неопределенности джаз Мэттью Шиппа и  Матеуша Валериана – отнюдь не хаос звуков, а настойчивый поиск гармонии. И хотя она так и не обретается ни в ритме, ни в мелодии, ни в гармонии, т.е. привычных, чувственно привлекательных элементах музыки, в этом потоке все же постепенно вырисовывается своя стройность, сообразующаяся с замыслом, и свой неявный ритм.

Прозвучавшая композиция делилась на несколько довольно однотипных, кроме заключительной, частей, дуэтов, отделенных друг от друга соло-брейками пианиста и  переменой инструмента его партнера. Матеуш Валериан – мультиинструменталист. Он играет на нескольких духовых инструментах. На концерте были задействованы альт-саксофон, бас-кларнет, кларнет и флейта. И поскольку саксофон музыкант брал в руки дважды, следовательно, в итоге получилась пятичастная композиция.

 

В отношении содержания музыки M-theory project можно сказать, что она не обращается к ясно очерченным чувствам, а скорее создает как бы интенсивное энергетическое поле. Игра обоих музыкантов насыщенна напряженной экспрессией, но без отчетливого эмоционального содержания, экспрессией, которая воздействует на сознание посредством каких-то вибраций, минуя чувства.

Однако эта экспрессия вполне узнаваема в плане предшественников, носителей яркой манеры исполнения. В этот вечер игра Мэттью Шиппа была явно ориентирована на манеру Маккоя Тайнера, его ритмическую ярость, характерную для сотрудничества с Джоном Колтрейном. Кстати заметить, сам Шипп характеризует себя как по-прежнему ориентированного в своих вкусах именно на джазовую традицию музыканта, хотя и давно уже не играет мейнстрим, а среди своих любимых пианистов числит Бада Пауэлла, Телониуса Монка, Эндрю Хилла.

Соответственно, в исполнении Матеуша Валериана, несмотря на различие инструментов, чувствовались дух и экспрессия самого Джона Колтрейна. Выступление дуэта получилась словно бы ретроспективно направленным (уж слишком явная перекличка) и одновременно переосмысливающим.

При отсутствии указанных привычных элементов организации музыки и прежде всего выраженного ритма возникало ощущение то ли погони за ритмом, то ли ускользания от него, но – его несомненной близости, виртуального присутствия. После концерта в ответ на подобные догадки Мэттью Шипп предложил свой термин – "невидимый ритм". Это почти мистическое ощущение ритма, который нельзя отстучать, но и нельзя не чувствовать, - пожалуй, самое сильное впечатление от музыки M-theory project.

 

И хотя музыкальный поток американского и польского музыкантов так и не кристаллизовался в общем ритме, но завершающая часть композиции оказалась неожиданным разрешением и умиротворением бушевания энергий. Как указал впоследствии Мэттью Шипп, здесь источником вдохновения для него послужила музыка японских композиторов, а игра Матеуша Валериана на флейте была ориентирована на характер музыки и звучание японской флейты шакухачи.

Было бы несправедливым не отметить удачный выбор зала организаторами концерта. Камерность узкого зала Дома актера с его высоким потолком как, пожалуй, никакая другая из джазовых площадок города способствовала требуемому "погружению".

Фото Алексея Карповича



powered by lun.ua