Чем дышит современное искусство?

Одна из самых трагических страниц истории украинского искусства минувшего века связана с именами художников Ады Рыбачук и Владимира Мельниченко, получивших в 1967 году госзаказ на разработку художественного оформления крематория на Байковом кладбище.

Предложенный ими проект получил название "Парк Памяти" и был задуман как многоуровневый архитектурно-скульптурный ансамбль.

Центральным компонентом этого мемориального комплекса должна была стать "Стена Памяти" – горельеф длиной 213 м и высотой от 4 до 14 м.

В декабре 1981 года, на финальной стадии работы чиновниками Министерства культуры УССР и Госстроя УССР было принято решение о прекращении работ над Стеной – в связи с ее якобы противоречащей советской идеологии концепцией. Создаваемые на протяжении 13 лет горельефы были залиты бетоном. С тех пор сохранение памяти о Стене и постигшей ее участи стало, фактически, делом жизни творческого тандема Рыбачук и Мельниченко.

В 2013 году молодой киевский художник Денис Кравец обратился к истории судьбы Стены и ее авторов. Результатом его исследования стало новое художественное произведение – изящный керамический макет стены и прилегающего к ней водоема.

Работа Дениса Кравца. Фото (с) Константин Стрилец

Размешен макет в узкой белой комнате-коридоре с точечным искусственным светом, одновременно напоминающей и стерильное пространство типичной галереи современного искусства, и клаустрофобический саркофаг.

Идея художника заключается, прежде всего, в продлении жизни другой работы, значение которой настолько велико, что даже после уничтожения она продолжает жить в ином, нефизическом измерении – а именно, в нашей памяти.

Такой жест стал для самого Кравца чем-то большим, чем просто художественной находкой: "Вдохновляясь Стеной и ее авторами, глубоко им сопереживая, я ощутил сопричастность – как художник, гражданин и, конечно, человек. Поэтому если "Стена Памяти" исчезнет во второй раз и окончательно, я буду считать это своей личной виной."

Работа Дениса Кравца

Работа эта была создана Кравцом в результате исследовательского задания в рамках резиденции Kyiv AIR. Инициированная платформой Kadygrob&Taylor art projects, Kyiv AIR (от artist-in-residency) в течении полугода работала как альтернативная художественная школа с довольно интенсивной и разнообразной программой лекций, семинаров и практических заданий, далеко не всегда связанных с освоением сугубо художественных приемов.

С отобранными на конкурсной основе резидентами работали видные украинские и зарубежные философы, культурологи, арт-критики, галеристы и старшие "коллеги по цеху".

До 14 декабря в выставочном зале Национальной художественной академии (НАОМА) открыта итоговая выставка принявших участие в резиденции художников.

Одна из главных причин посетить эту выставку заключается в возможности пересмотреть свое отношение к современному искусству в принципе.

Здесь присутствуют как актуальные художественные формы (перформанс, кинетическая инсталляция, видео) так и более традиционные, но представленные в необычной аранжировке (живопись).

Проекты 7 молодых авторов убедительно демонстрируют, что современная художественная практика не ограничивается производством красивых объектов для созерцания, но выходит в область исследования и прямой социальной критики, в отдельных случаях практически полностью в них растворяясь.

Работа Евгения Самборского

Иначе, говоря, искусство представляется как некая форма знания – именно такой тезис был изначально вынесен кураторами проекта для размышления и обсуждение художникам-резидентам. И если работа Кравца предлагает восполнить "черные пятна" наших представлений о собственном культурном наследим, то другой проект приглашает задуматься о сегодняшних до боли знакомых реалиях.

В частности, о проблеме неконтролируемой застройки города и безнаказанного уничтожении его исторических памятников.

Так, в рамках другого учебного задания некоторые резиденты объединились в группу и вышли на улицы Киева с предложением подписать петицию в пользу устройства парка с бесплатным туалетом и вайфаем на месте старого здания по адресу Владимирская, 24.

Подписывая петицию, большинство прохожих не особо задумывались, что же именно собирается снести обратившаяся к ним фиктивная организация "Благо киян".

В результате, идея уничтожения Софии Киевской (а именно она и скрывается за указанным адресом) оказалась практически единодушно поддержана горожанами. Представленная на выставке документация акции (включая сюжет вечерних новостей одного из ведущих телеканалов) остроумно показывает, насколько легко поддается манипуляции общественное мнение и какие опасно простые технологии могут стоять за серьезными решениями.

Интересным контекстом снабжает выставку также место ее проведения – Художественная академия, консервативное учебное заведение со славными 100-летними традициями и, увы, отсутствием представлений о культурных запросах современности. Проект Kyiv AIR стал, пожалуй, впервые за много лет представил в стенах Академии новейшие практики contemporary art. Помимо самой выставки, итоговый проект Kyiv AIR включает встречи с художниками и цикл образовательных событий.

Участники выставки: Михаил Алексеенко, Катерина Бучацкая, Татьяна Войтович, Добрыня Иванов, Денис Кравец, Евгений Самборский, Ивана-Катерина Яковина.

Куратор выставки Мария Ланько.

Национальная академия изобразительного искусства и архитектуры
Вознесенский спуск (ул. Смирнова-Ласточкина), 20
27.11 – 14.12.2013
понедельник-суббота 11.00 – 18.00
вход бесплатный

Все фото (с) Константин Стрилец

Реклама:

Головне сьогодні