Простота хуже воровства

24
27 грудня 2013

С 26 декабря на украинских экранах демонстрируются: чёрная комедия "Любовники на колёсах" Бена Уитли и новогодняя комедия "Ёлки-3", созданная усилиями авторского коллектива.

Любовники на колёсах/Sightseers

Режиссёр: Бен Уитли

В ролях: Элис Лоу, Стив Орам, Эйлин Дейвис, Роджер Майкл, Тони Вэй, Симус О’Нилл, Моника Долан, Джонатан Арис, Аймен Хамдуши

Жанр: чёрная комедия

Страна: Великобритания

Суть характеров главных героев ленты Бена Уитли куда лучше раскрывается в оригинальном названии, чем в броском каламбуре, под которым она выходит в отечественный прокат. "Sightseers"- те, кто осматривает достопримечательности, проще говоря, туристы. Герои и предстают такими любопытными, но безучастными наблюдателями, праздношатающимися, не способными на созидание.

 

Впрочем, уничтожение оказывается им вполне по силам. Тина, женщина бальзаковского возраста и неопределённого рода занятий, чьё тоскливое одиночество разделяет только помешанная мать, отправляется в путешествие с новым знакомым, мужчиной средних лет Крисом. Он называет себя писателем, работающим над третьим романом, однако эта работа сводится к неуклюжим рисункам в блокноте. Крис и Тина увлечены друг другом и верят, что их любовь ознаменует новую жизнь, поможет выбраться из безрадостных будней, из бедности и скуки.

 

Их поездка призвана стать чем-то вроде медового месяца, начала счастливого и долгого совместного пути. Герои объезжают достопримечательности британской глубинки, от деревни-музея трамваев до руин Фаустинского аббатства, но культурные памятники и живописные ландшафты оставляют их вполне равнодушными- в отличие от других туристов, изрядно действующих им на нервы. Повинуясь душевному порыву, Крис будто бы случайно сбивает на своём автомобиле грубияна, нахально разбрасывающегося мусором. Следующей жертвой становится писатель, раздражающий Криса своей успешностью. Тина, узнав о выходках друга, поначалу негодует- "так нельзя, это испортит нам отдых", но в конце концов смиряется с этим способом разрешать конфликтные ситуации, удивляясь, что "убивать людей, оказывается, так просто".

Фильм Уитли представляет собой не самое приятное сочетание довольно бессвязного действия (формально оправданного жанром роуд-муви, позволяющего авторам чередовать разрозненные дорожные происшествия), вялого ритма и сцен насилия, словно взрывающих сонное повествование. Шок-эпизоды сдобрены чёрным юмором, однако происходящее скорее вызывает брезгливость, чем веселит.

 

И всё же концепция ленты не лишена оригинальности. Её создатели словно вступают в полемику с привычным кинематографическим представлением о простых людях, обитателях социального дна, живущих в бедности, но обладающих честным сердцем и здравым смыслом. В этой картине нет неудачников, находящих путь к успеху или смиряющихся со своими невзгодами, обретающих душевный мир, нет духовного перерождения, осмысления своих грехов и их искупления.

Персонажи "Любовников" простодушны, но при этом беспощадны и лишены всяких рефлексий, они с лёгкостью оправдывают свои преступления благими соображениями. При этом убийство, уничтожение тех, кто является в чём-либо более значимым или успешным, чем они, или просто игнорирует их существование, оказывается единственным доступным для них способом самоутверждения.

 

"Любовники на колёсах" показывают, каким опасным может оказаться маленький человек, обыватель, лишённый веры, нравственного чувства и в силу обстоятельств утративший страх перед наказанием, если он вдруг обнаружит, что "убивать людей так просто"- об этом нам хорошо известно по нашей собственной истории революционных катаклизмов и репрессий.

 

Когда в сцене расправы возлюбленных над очередной жертвой за кадром неожиданно начинается чтение жемчужины английской поэзии, "Иерусалима" Уильяма Блейка с его мощным призывом бороться с обезличивающей индустриальной цивилизацией, посыл фильма Бена Уитли становится очевидным- истоки Зла таятся отнюдь не в современной цивилизации, несправедливостях политических режимов или социального строя. Они таятся в сердце маленького человека, слишком глупого, слишком беспечного и слишком эгоистичного, чтобы различать Добро и Зло.

Оценка фильма 3 из 5

Ёлки-3
Режиссёры: Ольга Харина, Дмитрий Киселёв, Леван Габриадзе, Екатерина Телегина, Александр Котт, Александр Карпиловский, Антон Мегердичев, Заур Засеев

В ролях: Иван Ургант, Сергей Светлаков, Гоша Куценко, Валентин Гафт, Татьяна Догилева, Пётр Фёдоров, Анна Чиповская, Мария Шукшина

Жанр: новогодняя комедия

Страна: Россия

О первой и второй части "Ёлок" говорят (что, возможно, и не соответствует действительности, но является весьма показательным), будто их раздачи на торрентах не блокируются правообладателями, поскольку их просмотр воспитывает у населения патриотические чувства. В этой киносерии обыгрывается представление о России как о стране, чья грандиозная величина соответствует душевному величию её граждан.

Герои "Ёлок" живут в городах, разделённых тысячами километров, но оказываются объединёнными родственными, дружескими связями, и отцом родным для этой огромной семьи, заботящимся и о сиротке из Калининграда, и о московском дворнике-туркмене, выступает (как известно зрителям первого фильма) Президент Российской Федерации. Идеологически- но, к сожалению, не своей художественной ценностью, -"Ёлки" весьма схожи с комедиями времён соцреализма, описывающими Родину как дружное сообщество счастливых людей, где положительные герои обычно конфликтуют только с ещё более положительными.


В отношении "Ёлок-3" сказанное особенно справедливо. Центральной новеллой, запускающей в действие всё повествование, является история о разлучённых собаках- хозяйка везёт породистую девочку-спаниеля Йоко в Лондон, чтобы порадовать бизнес-партнёра, владельца спаниеля-"жениха", но возлюбленный Йоко, дворняга Пират, устремляется в погоню и в расстроенных чувствах парализует работу аэропорта Хитроу.

Маленькая дочь жестокосердной разлучницы, стремясь воссоединить любящие сердца, принимает участие в программе добрых дел "Бумеранг"- сетевом флешмобе, организованном слегка безумной девицей, убеждённой, что "совершённое добро неизбежно к тебе вернётся".Всё в "Ёлках" призвано веселить и умилять. Характеры героев плоски и карикатурны, как картонные маски, сюжеты большинства историй не просто лишены российских социально-политических координат, но будто происходят на луне- настолько они оторваны от окружающей действительности.

 

Прочие истории, объединённые этим летающим над Россией бумерангом добра, также лишены малейшего правдоподобия. Взять хотя бы рассказ о герое Ивана Урганта, вновь вынужденном делать выбор между семьёй и работой, поскольку в ходе телефонных переговоров с китайской корпорацией некому присмотреть за его годовалым сынишкой (супруга ушла в баню, а на няню, очевидно, не хватает средств). Не переставая болтать с магнатами Поднебесной, горе-отец вместе с закадычным другом, персонажем Сергея Светлакова, попадает в психиатрическую лечебницу- героев принимают за пациентов, несмотря на отсутствие истории болезни и других документов.

Подобное пренебрежение правдой жизни было бы вполне уместно в комедии абсурда, но "Ёлки-3" скорее можно назвать мелодрамой абсурда. Авторы картины пытаются выжать из зрителя слезу даже чаще, чем заставить его валиться от хохота под кресло. Переживания пса, у которого увезли любимую, чередуются с историей пенсионера, оплакивающего смерть супруги и с душевными терзаниями провинциального врача, который пытается убедить свою уехавшую в Москву школьную любовь, что зарабатывает достаточно, чтобы катать её на "Мерседесе".

 

Если же среди всех этих прекраснодушных и тоскующих, но обречённых к финальным титрам найти своё счастье соотечественников в кадре появляются более привычные- и менее приятные, -обитатели постсоветской действительности, то затем лишь, чтобы проявить такое добросердечие, что оно даже вызывает некоторую оторопь. Так, военком, отправивший одного из персонажей служить Родине в качестве солдата-срочника, попив чая с бабушкой его невесты, переводит беднягу в часть поближе к родным краям, а гопники, угнавшие "Мерседес", одолженный в автосалоне влюблённым медиком, возвращают машину, поскольку обижать представителя столь благородной профессии- "не по-пацански".

 

Будь происходящее хоть немного приближенным к реальности, будь персонажи фильма больше похожи на живых людей, а не на паясничающих манекенов, "Ёлки-3", даже оставаясь пропагандистским лубком, могли бы стать оптимистическим призывом менять окружающую действительность к лучшему, взяв кинематографический образ "широкой страны моей родной" за образец. Однако эта экранная "потёмкинская деревня" никого и ни к чему не призывает, представая для зрителя совершенно незнакомым ему миром.

Оценка фильма 2 из 5

Автор благодарит кинотеатр "Киев" за помощь в написании материала.

Фото kinopoisk.ru



powered by lun.ua