Кинопремьеры недели. Изгнание из рая

С 9 января на украинских экранах демонстрируются: драма "Лоре" Кейт Шортланд и приключенческий фильм "Анжелика, маркиза ангелов" Ариэля Зейтуна.

Лоре / Lore

Режиссёр: Кейт Шортланд
В ролях: Саския Розендаль, Неле Требс, Майк Уайднер, Урсина Ларди, Ханс-Йохен Вагнер, Ник Холашке, Андре Фрид, Мика Сидел, Свен Пиппиг, Филип Виграц
Жанр: драма
Страна: Германия-Австралия-Великобритания

Когда у Яноша Корчака незадолго до его гибели спросили, что он собирается делать после окончания войны, Старый Доктор ответил, что хотел бы заняться воспитанием осиротевших немецких детей. Фильм Кейт Шортланд посвящён именно этим, возможно, наиболее беззащитным жертвам Второй мировой, чьи страдания оказались неоплаканными, забытыми, детям убийц и тех, кто привёл убийц к власти и приветствовал - или безропотно терпел - их преступления.

Кадр из фильма "Лоре". Фото arthousetraffic.com

Немецкая армия разгромлена, фюрер ("мы его предали, а он так нас любил") мёртв - через несколько дней Третий Рейх прекратит своё существование. Уютный особняк на окраине Шварцвальда кажется незатронутым историческими катаклизмами, но вот с Восточного фронта возвращается отец семейства, облачённый в эсэсовскую форму - и начинаются лихорадочные сборы.

РЕКЛАМА:

"Бери только серебряные вилки", - наказывает старшей дочери Лоре хозяйка дома, сжигая в камине личные дела умственно отсталых и прочих неполноценных граждан, у которых, вероятно, не было возможности собрать чемоданы перед тем, как сожгли их самих. Неловко обнявший подросшую дочь эсэсовец вскоре исчезает, его супруга, рассудив, что своим присутствием подвергает детей опасности, тоже сбегает, поручая Лоре добраться к бабушке в Гамбург - ведя за собой младших братьев и сестру, с грудным младенцем на руках (мелькнувший в руках матери Лоре "Материнский крест" был вполне заслуженным).

Поставленная по одной из сюжетных линий нашумевшего романа британки Рейчел Сейфферт "Тёмная комната" (его русскоязычное издание 2003-го года ещё можно найти на книжных развалах и в сетевых магазинах), одного из наиболее выразительных обращений к драме людей "по ту сторону фронта", картина Кейт Шортланд является примером по-настоящему успешного перевода литературного произведения на язык кинематографа.

Авторам удаётся предельно субъективировать повествование, действие словно отражает впечатления и переживания героини. Всеобщее разрушение и моральный упадок представлены разрозненными, яркими деталями, возникающими в кадре на считанные секунды - неожиданные, ошеломляющие, подчас невразумительные образы, какими они предстают в невинном сознании Лоре и останутся в её памяти.

Обрывки разговоров про американцев, которые выдают хлеб лишь тем, кто соглашается "несколько часов смотреть на мёртвых евреев", и про то, что американцы, конечно же, как раз и организовали эту мистификацию, чудовищную клевету на германский народ, труп женщины, чьи бёдра вымазаны кровью, плевок на фотографии отца, руководящего массовой казнью - вот что сменяет воспоминания о беззаботных играх в родительском доме и патетически-жизнерадостные лозунги "Союза немецких девушек".

Фильм выстроен на таких пережитых фрагментах реальности, в нём практически нет общих планов, не считая панорам величественных лесных массивов и полей, пейзажей, подчёркивающих вневременной характер драмы героев. Претерпевая лишения и опасности, становясь свидетелями краха, постигшего нацистскую Германию, Лоре, её сестра и братья не могут черпать утешение в чистоте национальных идеалов и устремлений, павших жертвой исторической несправедливости - напротив, они всё больше убеждаются, что обрушившиеся на их родину несчастья более чем заслужены.

Однако в конце этого путешествия через страдания и хаос их ждёт дом бабушки, возвращение на территорию безопасности и порядка, где они услышат, что их родители ни в чём не виноваты, что то, чему служили и что совершали мама и папа, было и остаётся правильным, несмотря на все поражения.

Стоит только поверить этому - и всё снова станет, как прежде. Счастливое, сладостное искушение, которое многим из нас приходится преодолеть, чтобы сделать свою страну немного лучше.

Оценка фильма 5 из 5

Анжелика, маркиза ангелов / Angélique, marquise des anges

Режиссёр: Ариэль Зейтун
В ролях: Нора Арнезедер, Жерар Ланвен, Томер Сисле, Симон Абкарян, Давид Кросс, Мэтью Бужена, Мигель Херц-Кестранек, Юлиан Вайгенд, Райнер Фриб, Флоренс Косте
Жанр: приключенческий фильм
Страна: Франция-Бельгия-Чехия-Австрия

Само появление новой экранизации "Анжелики" может показаться чем-то вроде идеи поставить на полку рядом со старой фарфоровой безделушкой - которую и саму стоило бы выбросить, но отчего-то жалко, - ещё одну, новую. Даже те, кто не относится к числу поклонников литературной "Анжелики" и её экранизаций, снисходительно признают значение киносерии Бернара Бордери - как примечательного культурного явления, а не произведения киноискусства, конечно же.

Проникнутые какой-то невозмутимой театральностью, даже на фоне тогдашних французских лент "плаща и шпаги" выделяющиеся отсутствием всякого правдоподобия, эти пять картин позволяют зрителю забыть, на какой планете он находится. Мрачная эпоха абсолютизма предстаёт в них апофеозом экранного гламура 60-х, убийства, пытки и изнасилования, нищета и бесправие оказываются чередой захватывающих приключений.

Здесь и далее - фото www.kinopoisk.ru

Подобный эскапизм показался бы не слишком уместным современному зрителю, привыкшему сбегать от реальности в компании с космическими пришельцами, а не с прекрасными маркизами. Между тем, автор литературного первоисточника, 92-летняя Анн Голон, которая в своё время восприняла экранную версию с Мишель Мерсье весьма пренебрежительно, фильм Ариэля Зейтуна буквально осыпала похвалами, заявив, что новая экранизация соответствует её собственному подходу, заключающемуся не в отказе от злободневных тем, а, напротив, в том, чтобы "задавать XVII столетию современные вопросы".

В самом деле, хотя по своему сюжету новая "Анжелика" практически не отличается от ленты пятидесятилетней давности, картина Зейтуна не только кажется вполне убедительным отображением реалий исторического прошлого, но и наполнена множеством отсылок к современным реалиям.

Зейтун отказывается от присущей "костюмным" лентам декоративности. Вместо привычного парада кружев и рюшей, напоминающего дефиле на оперной сцене, вместо статичных кадров, услаждающих взор пышным убранством альковов и бальных залов, "Анжелика" предлагает зрителям снятое мятущейся цифровой камерой обжитое пространство не слишком уютных и опрятных дворцовых покоев и утопающих в грязи улиц.

Внимание фиксируется не на нарядах и деталях интерьера, подчас почти не различимых из-за скудного освещения, а на персонажах, наделённых яркими характерами и выразительно сыгранных, в первую очередь, конечно, полнокровных образах центральных героев, Анжелики и её супруга графа де Пейрака, в исполнении Норы Арнезедер и Жерара Ланвена лишённых всякой приторности.

Накал страстей и правдоподобно переданный колорит эпохи позволяет серьёзно отнестись и к сюжетным перипетиям, к истории состоятельного и предприимчивого, но честного дворянина, ставшего жертвой прихоти власть предержащих.

Какие бы социально-политические намёки не вкладывали авторы фильма в своё произведение, в их изображении Франция Людовика XIV здорово напоминает отечественную повседневность. Преследования де Пейрака, организованные из зависти, а также страха перед его растущим могуществом и стремления прибрать к рукам его богатства, не могут не напомнить гонения на опальных олигархов и простых бизнесменов, столь привычные в постсоветской действительности.

Да и сам представленный в картине портрет государственной системы - зависимость судов и силовых структур от капризов правителей, отличающихся не только беспринципностью и коварством, но и глупостью, неспособностью к эффективному руководству, мракобесие и алчность церковников, руководствующихся в своих действиях чем угодно, только не Христовыми заповедями, бесправие простого народа, подвергаемого поборам и не получающего от государства ничего взамен, - кажется пугающе точным отражением нынешнего состояния нашего общества, которое мы наконец пытаемся изменить.

Так что, вполне вероятно, новая "Анжелика" будет принята в наших краях с большей симпатией, чем на родине - как это произошло, пускай и по другим причинам, и с экранизацией 1964-го года.

Оценка фильма 4 из 5

Также в прокат вышла последняя работа знаменитого голландского постановщика Алекса ван Вармердама "Боргман", участвовавшая в конкурсной программе Каннского кинофестиваля и вызвавшая необычайный ажиотаж у отечественной публики во время "Молодости".

Киевские киноманы не только брали штурмом залы, в которых демонстрировался фильм, но и весьма живо реагировали на перипетии этого мрачного, жутковатого и в то же время необычайно остроумного произведения о компании бесов, вторгающихся в дом благополучного буржуазного семейства, чтобы завладеть душами его детей.

Автор благодарит кинотеатр "Киев" за помощь в написании материала.

Реклама:

Головне сьогодні