Раз самурай, два самурай

На этой неделе в прокат вышли самурайское фэнтези "47 ронинов" Карла Ринша и романтическая комедия "Отель романтических свиданий" Шарля Немеса.

47 ронинов / 47 Ronin

Режиссёр: Карл Ринш

В ролях: Киану Ривз, Хироюки Санада, Ко Шибасаки, Таданобу Асано, Мин Танака, Джин Аканиши, Масаёси Ханеда, Кэри-Хироюки Тагава
Жанр: самурайское фэнтези

Страна: США

История 47 ронинов, отомстивших убийце своего господина и совершивших, чтобы искупить вину перед сёгуном, харакири, в японской культуре является приблизительно тем же, чем история 300 спартанцев - в европейской: образцом мужества и верности своему долгу. При этом различия весьма характерны, ведь если подвиг воинов царя Леонида позволил спасти греческую армию, 47 ронинов осуществили праведную, но бесплодную месть.

Очевидно, что этот причудливый для европейского сознания сюжет нуждался в адаптации, чтобы получить воплощение в качестве голливудского блокбастера. Весьма обширные нововведения заставлял предположить и слишком уж солидный для самурайского боевика бюджет в $175 миллионов (окончательная стоимость проекта по различным сообщениям составила $200-225 миллионов, что явилось результатом пересъёмок, организованных продюсерами, недовольными работой дебютанта Карла Ринша).

Судя по всему, большая часть средств ушла на придание истории мистического оттенка. Действие разворачивается словно не в феодальной Японии, а где-то на восточной окраине Средиземья, чьи берега, судя по одному из эпизодов, навещают пираты Карибского моря. Лорд Кира при попустительстве сёгуна подстраивает гибель благородного господина Асано, причём вдохновителем преступления оказывается лиса-оборотень, любовница Киры.

По повелению сёгуна прекрасная дочь покойного должна выйти замуж за убийцу своего отца, и, похоже, именно стремление спасти девушку от ненавистного брака становится главной причиной восстания самураев Асано. В рядах бунтовщиков оказывается влюблённый в дочь Асано "полукровка" Кай, сын местной крестьянки и британского моряка, воспитывавшийся у тэнгу, лесного народа птицеглавцев, исповедующих религию смерти и обучивших его боевым искусствам и магии.

Авторы картины будто пытаются задействовать всех персонажей японской мифологии, которых могут вспомнить, проявляя полнейшее пренебрежение к их отличительным характеристикам- в этой сказочной окрошке не хватает разве что Годзиллы со страшной маленькой девочкой.

Однако, при столь волюнтаристском подходе к делу, вплетая в сюжет любовную линию и разнообразную нечисть, создатели не пытаются оспорить справедливость самурайского кодекса чести. Показателен образ Кая, верного, героического вассала и выдающегося воина, который, похоже, чувствует себя на своём месте в качестве презираемого изгоя, подвергающегося разнообразным оскорблениям, и не мечтает о большей чести, чем признание со стороны своих обидчиков-самураев, чем позволение сражаться в их рядах.

Едва ли этим образом аутсайдера, который готов жизнь отдать ради торжества системы, обрекшей его на нищету и позор, авторы стремились углубить представления своей аудитории об особенностях японской традиционной системы ценностей. Столь рабская преданность героя является лишь одним из примеров неспособности сценаристов создать убедительные, полнокровные образы.

Из 47 ронинов выделяются их лидер Оиси (главным образом благодаря актёрской харизме Хироюки Санады), Кай и комический толстяк, развлекающий зрителя глуповатыми шутками, прочие остаются безликой массой парней, потрясающих катанами. Столь же бесцветны и антигерои- лорд Кира запоминается лишь нарочито коварными ухмылками, а его любовнице, пытающейся изображать японскую леди Макбет, характер заменяет мастерство специалистов по компьютерным спецэффектам, перевоплощающим её то в лису, то в кого-то пострашнее.

Под стать невзрачным персонажам и боевые сцены, на удивление блеклые, и многочисленные речи о чести и долге, патетические и невыразительные.

Остаётся предположить, что столь неудачный фильм надолго отобьёт у голливудских студий желание браться за японский материал- и выразить надежду, что у кого-то из зрителей картины эта попытка средствами кинокомикса пересказать предание о самурайской старине вызовет желание познакомиться с какими-нибудь из дюжины японских картин, посвящённых 47 ронинам, среди которых - общепризнанные шедевры Кэндзи Мидзогути и Хироси Инагаки.

Оценка фильма 2 из 5

Отель романтических свиданий / Hоtel Normandy

Режиссёр: Шарль Немес

В ролях: Эрик Элмоснино, Элена Ногуэрра, Эри Абиттан, Фредерик Бель, Энн Жирар, Аннелиз Эсм, Алис Белаиди, Жан-Мари Ламур

Жанр: романтическая комедия

Страна: Франция

Комедиографа Шарля Немеса можно назвать скорее маститым, чем именитым, его фильмы относятся ко второму-третьему разряду, составляющему тот несколько размытый, но вполне пристойный фон, на котором выделяются по-настоящему незаурядные ленты. Его новое произведение также не отнесёшь к числу выдающихся, однако оно представляется не худшим выбором при нынешнем кинорепертуаре, внося
приятное разнообразие в засилье новогодних комедий.

Главная героиня картины- преуспевающая банковская служащая Алиса, в расцвете лет и сил потерявшая любимого супруга. Её коллега по работе Пенелопа полна решимости помочь Алисе прервать затянувшуюся паузу в личной жизни. Впрочем, если такая забота о подруге делает Пенелопе честь, то придуманное ею средство воскресить в Алисе интерес к противоположному полу не лучшим образом характеризует её интеллект и чувство такта.

В качестве подарка на день рождения Алиса получает билет на выставку современного искусства в Довиле с проживанием в фешенебельном отеле "Нормандия", где её должен подстеречь и соблазнить должник банка, которому Пенелопа грозит финансовым крахом, если он не сумеет обеспечить Алисе упоительный курортный роман.

"Ну конечно, а они полюбят друг друга по-настоящему, а потом она всё узнает и расстанется с ним навеки, но в финале простит и они поженятся", - реплика моей соседки, очевидно, знатока штампов романтических комедий, прозвучала вполне правдоподобным прогнозом дальнейших событий, однако сюжет оказался куда более замысловатым.

В романтическом отеле героиня подвергается атаке сразу нескольких ухажёров, и тот, который приходится ей по сердцу, вовсе не подсадной, но после признания Пенелопы Алиса именно его принимает за нанятого героя-любовника. В свою очередь этот покоривший сердце Алисы постоялец "Нормандии" вследствие несчастливого стечения недоразумений приходит к выводу, что героиня - мошенница и воровка.

"Отель романтических свиданий" - комедия положений, в жонглировании которыми авторы проявляют известную изобретательность. С участниками этих положений дело обстоит несколько хуже, герои картины невыразительны, схематичны, этакие персонажи-маски- актёры и воплощают их, словно не снимая масок, практически не меняя выражения лица.

Шутки также отличаются удручающей наивностью и могут развеселить, пожалуй, лишь охваченную праздничной эйфорией аудиторию. И всё же фильм примечателен каким-то невольным драматизмом, который ощущается в болезненной неспособности персонажей разобраться друг в друге.

К примеру, очевидный невежда и тупица, для которого необходимость связно произнести предложение оказывается невыполнимой задачей, выдаёт себя за поклонника любимых писателей и художников Алисы и благодаря этому становится для неё приятным собеседником, её саму без всякого основания принимают за девушку из службы эскорта, а многолетние подруги героини готовы с полуслова поверить в самые вздорные обвинения в её адрес.

Характер перипетий, на которых строится сюжет "Отеля", напоминает о герое эссе Юлиана Тувима о вырождении оперетты, не способном узнать свою дочь, потому что она надела другие перчатки. Но в этих опереточных недоразумениях и ошибках отражается зыбкость человеческих взаимоотношений, вечный дисбаланс между "казаться" и "быть".

Оценка фильма 3 из 5

Автор выражает благодарность кинотеатру "Киев" за помощь в написании материала.

Фото kinopoisk.ru

Реклама:

Головне сьогодні