Кинопремьеры недели. Так последние станут первыми, а первые — последними

9
14 березня 2014

С 13 марта на украинских экранах демонстрируются: драма "Далласский клуб покупателей" Жан-Марка Валле и анимационная драма "Ветер крепчает" Хаяо Миядзаки.

Далласский клуб покупателей/Dallas Buyers Club

Режиссёр: Жан-Марк Валле
В ролях: Мэттью МакКонахи, Джаред Лето, Дженнифер Гарнер, Денис О'Харе, Стив Зан, Майкл О’Нил, Даллас Робертс, Гриффин Данн, Кевин О. Ранкин, Донна ДюПлантье

Жанр: драма
Страна: США

Тема, к которой обращается "основанная на реальных событиях" картина Жан-Марка Валле - первые годы эпидемии СПИДа, когда болезнь почти не покидала пределы "гомосексуальной резервации" и потому не воспринималась как проблема, достойная внимания порядочного общества, - весьма опасна для художественного произведения, ведь авторам подобных фильмов редко удаётся обойтись без дежурной политкорректности и липкой сентиментальности.

Создатели "Далласского клуба покупателей" сумели счастливо избежать этих Сциллы и Харибды, во многом благодаря удачно выбранной точке зрения на события.

Рон Вудруф, главный герой картины - техасец, электрик и участник родео, заведомо куда больший гомофоб, нежели обычный зритель. Вудруф и демонстрирует неприязнь к гомосексуалистам, с презрением отзываясь о жертвах новой болезни, несомненно, полагая, что его самого привязанность к алкоголю и наркотикам и обыкновение спать с проститутками характеризуют как настоящего мужчину.

 



В результате несчастного случая (мощный удар током, потеря сознания будто символизируют грядущее прозрение) герой оказывается в больнице, где у него обнаруживают СПИД и советуют в течение месяца привести свои дела в порядок. Поначалу Вудруф отказывается верить диагнозу, оглашая палату воплями, что СПИД- болезнь педиков.

К несчастью, это представление, как и отвращение к геям, разделяет и всё окружение Вудруфа, так что даже близкие друзья предают героя остракизму. Оказавшись на краю гибели, Вудруфу приходится начинать новую жизнь.

Говорить о прозрении, нравственном перерождении героя было бы, конечно, некоторым преувеличением. Вудруф пытается продолжать прежний образ жизни, мешая медикаменты с бурбоном и кокаином, однако, когда его самочувствие стремительно и, казалось бы, необратимо ухудшается, берёт себя в руки. Он преисполняется яростной, ожесточённой решимости выжить, которая, кажется, овладевает его сознанием с такой же неукротимостью, с какой болезнь овладевает его телом.

Поскольку лекарственный препарат, позиционируемый как единственное средство лечения, слишком дорог для Вудруфа и к тому же не приносит улучшения, герой, не надеясь больше на официальную медицину, отправляется в Мексику, к нелегально практикующему лекарю, который снабжает его эффективными, но запрещёнными на территории США медикаментами.

Вудруф, некогда-мошенник, подрабатывавший махинациями со ставками на родео, обнаруживает незаурядный предпринимательский талант, организуя  продажу провезённых в Америку лекарств среди таких же, как он сам, отверженных, умирающих от СПИДа, а затем налаживает связи с медицинскими учреждениями и лабораториями в Европе, Японии и Израиле, чтобы осуществлять контрабанду препаратов.

 


Его соратником по созданию "Далласского клуба покупателей", где запрещённые медикаменты можно получить за соответствующий "членский взнос", выступает транссексуал Рэйон, необходимый Вудруфу для привлечения клиентов из гей-сообщества.

Вынужденное деловое партнёрство с этим кажущимся легкомысленным и взбалмошным, но ранимым, мягкосердечным и глубоко несчастным молодым человеком заставляет Вудруфа если и не изменить мнение о геях, то, во всяком случае, поставить личные взаимоотношения выше общественных предубеждений.

 



Внутреннее преображение Вудруфа, позволившее мелкому жулику и, казалось бы, мелкому человеку реализовать свой героический потенциал, в фильме Валле неотделимо от социальной проблематики.

Само название подпольной организации, существующей на последние деньги изгоев и призванной помочь им продлить своё существование, "никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не нужное", кажется горькой насмешкой над обществом потребления, с чьей репрессивной машиной сталкиваются Вудруф и его товарищи.

 

Сражающимся за свою жизнь людям приходится вступить в изнурительное противостояние с фармакологическими корпорациями, которых интересует лишь прибыль, и государственными структурами, озабоченными исполнением бюрократических предписаний и равнодушными к участи больных.

Эпизод, в котором Вудруф удерживается на спине разъярённого быка, символизирует борьбу героя со своей болезнью, борьбу, в которой нельзя победить- лишь отсрочить неизбежное поражение.

Картина Валле показывает, как подчас стремление спасти свою жизнь обуславливается не инстинктом самосохранения, а подлинным мужеством, нравственным усилием, и утверждает, что в подлинно цивилизованной стране представители общественного дна, наркоманы, проститутки и просто отвергающие моральные нормы люди в случае беды должны иметь такое же право на внимание и заботу со стороны государства, как и их добропорядочные сограждане.

И если столь серьёзные проблемы с цивилизованностью были у Америки 80-х, что уж говорить о нашей стране, где недавнее выселение клиники для больных СПИДом с территории Киево-Печерской Лавры живо напомнило, что многие из защитников традиционных моральных и религиозных ценностей не обладают истинным христианским милосердием.

Оценка фильма 4 из 5

Ветер крепчает/Kaze tachinu

Режиссёр: Хаяо Миядзаки

Озвучивают: Хидэаки Анно, Миори Такэмото, Хидэтоси Нисидзима, Масахико Нисимура, Стив Альперт, Морио Кадзама
Жанр: анимационная драма
Страна: Япония

Вне зависимости от того, станет ли "Крепчает ветер" последней работой великого режиссёра, как об этом было объявлено на Венецианском МКФ, эта картина, по словам самого Хаяо Миядзаки, первая в его творчестве, адресованная исключительно взрослому зрителю.

Действие разворачивается не в очередном фантастическом мире, который мог бы граничить со Средиземьем или Страной чудес, а во вполне реалистичной Японии межвоенного периода, где стремление преодолеть промышленную отсталость и быстрая европеизация культуры сочетается с ростом шовинистических настроений. Образ центрального персонажа картины Дзиро также имеет исторического прототипа- Дзиро Хорикоси, ведущего японского авиаконструктора своего времени.

 



Мечтательный, интеллигентный юноша Дзиро грезит о покорении воздушных стихий. Поскольку плохое зрение не позволяет ему всерьёз задумываться о карьере пилота, он решает стать авиаконструктором. Его воображаемым другом выступает знаменитый итальянский авиатор Джанни Капрони (в честь созданного его компанией самолёта "Гибли" Миядзаки назвал свою анимационную студию), с которым Дзиро встречается в своих снах. Капрони наставляет Дзиро, что самолёты необходимы не для военных или коммерческих целей, а "для мечты".

Сам Капрони, впрочем, сделал имя на бомбардировщиках, хорошо показавших себя в Первую мировую, а Дзиро, устроившись на работу в "Мицубиси", возглавляет проект по созданию палубного истребителя. Его рабочие будни перемежаются с романтическими взаимоотношениями с прекрасной девушкой, страдающей от туберкулёза.

 



Миядзаки создаёт очень светлый, ностальгический образ Японии 20-х-30-х, показывая её как страну, не утратившую аграрную невинность, где быки тащат самолёты от завода на полигон, а отношения начальников и подчинённых, ещё не вписанные в жёсткие рамки феодальной корпоративной этики, полны почти родственного тепла.

Кажется, из взаимоотношений человека и природы не ушла гармония, ведь и крепчающий ветер, и даже страшное землетрясение 1923-го года помогают Дзиро завязать знакомство с его будущей возлюбленной. Однако надвигающиеся исторические бури окажутся куда страшнее всех природных катаклизмов.

 



"Ветер крепчает" начинается со сновидения, в котором герой проносится в созданном его воображением летательном аппарате над прекрасными горами и равнинами, обмениваясь приветствиями с их счастливыми обитателями, но разбивается о гротескный дирижабль с тевтонским крестом на борту, жуткий призрак грядущей войны.

В реальности Дзиро также сталкивается с предвестниками приближающегося ужаса, то становясь свидетелем ночной облавы во время стажировки в нацистской Германии, на сближение с которой взяла курс его страна, то встречаясь с заказчиками своего проекта - представителями военного министерства, агрессивными, тупыми солдафонами. Но даже преследуемый за неведомые ему самому прегрешения сотрудниками тайной полиции Дзиро, не ведая сомнений, продолжает работу над самолётом, который войдёт в историю под именем "Зеро" как лучший японский истребитель, прославленный победами участник оккупации Китая, налёта на Перл-Харбор и войны на Тихом океане.

 



Посеявший ветер пожнёт бурю. Однажды, вместо последних "Зеро", превратившихся в машины для камикадзе, Дзиро увидит в небе над Японией американские бомбардировщики, которые превратят её города в ревущий огненный ад. Но и тогда ужасная действительность не оторвёт его от сладких мечтаний о прекрасных легкокрылых аппаратах, не предназначенных ни для войны, ни для коммерции.

В конечном счёте фильм Миядзаки воспринимается как драматическая история человека, чьи человеческие достоинства и личные невзгоды меркнут перед последствиями его профессиональной деятельности, поставленной на службу тоталитарному государству. Трагедия Дзиро- общая трагедия великих умов, стремящихся в полной мере реализовать свой гений даже в том случае, если эта реализация несёт миру лишь смерть и разрушение.

Оценка фильма 4 из 5

Среди фильмов, премьеры которых пришлись на предшествующие недели и всё ещё идущих в отечественных кинотеатрах, прежде всего следует отметить следующие:

"Трудно быть богом" Алексея Германа, вышедший уже после смерти великого режиссёра, продолжавшего работу над своим последним фильмом 13 лет. Сюжетные линии растворяются в атмосфере мракобесия и культурной нищеты условного Средневековья, поэтому перед просмотром мы бы рекомендовали познакомиться не только с культовым романом братьев Стругацких, но и с блестящим сценарием, написанным Германом в соавторстве с супругой Светланой Кармалитой, опубликованным под названием "Что сказал табачник с табачной улицы".

"Она" Спайка Джоунза, удостоенная "Оскара" за лучший сценарий лента о взаимоотношениях профессионального автора писем и его операционной системы, обладающей искусственным интеллектом и разговаривающей голосом Скарлетт Йоханссон-притча об одиночестве и отчуждении в современном обществе.

"Филомена", удостоенная четырёх номинаций на "Оскар" картина выдающегося британского постановщика Стивена Фрирза, в которой пересказывается реальная история журналиста, вытаскивающего на свет Божий старую, всеми забытую драму женщины, в юности отдавшей "незаконнорожденного" сына в монастырский приют.

"Нимфоманка" (части первая и вторая), драма с элементами порно Ларса фон Триера, представляющая собой рассказ немолодой женщины о своих сексуальных похождениях. Чтобы обеспечить ленту минимальными шансами на коммерческий успех, первоначальная режиссёрская версия продолжительностью в пять с половиной часов была сокращена на полтора часа (при этом под нож попали отнюдь не откровенные сцены) и разбита на две части.

Киевлянам, желающим убедиться, что фон Триер является далеко не единственным достойным режиссёром Дании, мы рекомендуем не пропустить Фестиваль современного датского кино, который вот уже в четвёртый раз проводит продюсерское агентство "Артмедиа" в кинотеатре "Киев".

Среди шести фильмов ретроспективы, отобранных при участии Датского киноинститута, представлены такие нашумевшие картины, как "Охота" Томаса Винтерберга, "Королевский роман" Николая Арсела и "Жена художника" Билле Аугуста, а также не столь известный, но весьма актуальный для нас фильм Аннет К.Олесен "Стрелок" о гражданине, которого возмущение лживостью политиков толкает на крайние меры.

powered by lun.ua