Docudays: Точка отсчёта

Во имя добра или зла, колесо, повернись!
Было семь лет колесо неподвижно - и плохо.
Во имя добра или зла, колесо, повернись.
Ибо кто знает добра или зла окончанье?

Т.С.Элиот, "Убийство в соборе".

В день открытия XI фестиваля документального правозащитного кино Docudays UA страна отметила месяц с начала тактического отступления Януковича в Россию через Харьков и четыре месяца со дня первых протестов.

21 марта также ознаменовалось подписанием ассоциации с ЕС, с народной поддержки которой всё и началось - и которая теперь воспринимается не более чем как добрый знак, укрепляющий надежду, что подлинные перемены не заставят долго себя ждать.

Но подлинно благая весть была объявлена ведущими церемонии, журналистами Громадского ТВ Натальей Гуменюк и Андреем Сайчуком- Ярослав Пилунский и Юрий Грузинов, похищенные в Крыму операторы, участники группы BABYLON'13, освобождены и находятся в селе Чонгар Херсонской области.

Новость вызвала настоящий взрыв ликования у аудитории, уставшей от постоянных пополнений Небесной сотни.

Эта аудитория оказалась необычайно многочисленной - около сотни людей, не сумевших найти свободного места в зале на 670 мест, устроились на полу перед сценой и толпились в проходах, многие не смогли попасть в зал.

Один из выступавших заметил, что ажиотаж подтверждает, как соскучились украинцы по значимым культурным мероприятиям за прошедшие дни баррикад.

Но представляется более вероятным, что большинство людей, собравшихся в Красном зале Дома кино, пришли как раз затем, чтобы снова пережить испытанное на баррикадах.

Показанный в качестве фильма-открытия "Евромайдан. Черновой монтаж" - часовая подборка из десятка новелл, снятых в гуще событий несколькими группами кинематографистов, активными участниками которых были Пилунский и Грузинов, - со своим отсутствием чёткой структуры и нарратива был рассчитан не на постороннего зрителя, а на участников и свидетелей, призванный прежде всего не рассказать, а напомнить.

Если же представить неосведомлённого и беспристрастного зрителя, решившего составить мнение о Евромайдане по этому боевому киносборнику, то такой зритель в первую очередь должен был обратить внимание на известную хаотичность революционного пространства, его стихийность, неорганизованность, проявляющуюся иногда в откровенной бестолковости, на идеологические и тактические разногласия в рядах тех, кто, несмотря на все внутренние споры и ссоры, оказался непреодолимой монолитной стеной для репрессивных структур режима.

При этом те, кто ни к чему не стремится и ничего не ожидает, кто если чего-то и жаждет, то лишь возможности жить прежней жизнью, без всяких перемен, потому что "вы думаете, что будет кто-то лучше, а лучше никого не будет", "мы так уже привыкли, так пускай и дальше будет так, а вообще, я, наверное, не доживу до выборов" - находятся не только где-то в захолустной провинции вроде малой родины злополучного президента, но и в непосредственной близости от эпицентра событий.

"-Чем же памятник виноват?..." "-В том, что он- Ленину. Палачу украинского народа". "-Нет!.. Послушайте, мимо этого памятника я ходила в школу!" - а тем временем у опустевшего постамента обсуждают, что нужно установить на этом месте - памятник жертвам режима, жертвам Голодомора или монумент Степану Бандере.

В кадре так и не появляются лидеры оппозиции (лишь однажды мелькает всеми уважаемый "полевой командир" Евромайдана Андрей Парубий), что фиксирует одну из главных особенностей этих протестных акций - отсутствие руководителя, украинского Ганди или Вашингтона, чьи речи сходились бы послушать, чьи распоряжения спешили бы выполнять.

Это особенно заметно в эпизодах, посвящённых жестокому противостоянию на Грушевского и Институтской, участники которых - те самые "хорошо подготовленные иностранными спецслужбами, оснащённые и организованные боевики", - со своими самодельными доспехами и дубинками растерянно препираются, как организовать атаку:

- Если все согласны, я буду вашим командиром.

- Для чего командиром? Если вести в наступление- давай, веди, а если здесь торчать и трындеть, то мне для этого никакой командир не нужен.

-Да смысл вообще туда идти? Захватить пустые коридоры?

- А хрен его знает…

- То-то! Ни политического смысла, ни тактического, ни стратегического…

"Евромайдан. Черновой монтаж" показывает не восставшие массы, а отдельных людей, выразительных, запоминающихся несмотря на непродолжительность появления на экране - представителей различных возрастов и социальных слоёв, по-разному смотрящих на способы борьбы и будущее Украины, но демонстрирующих в нужный момент сплочённость и взаимовыручку; показывает индивидуальный выбор, личное мужество тех, кто бросается с булыжниками и заправленными керосином бутылками на линию огня, кто уносит раненных с поля боя, кто защищает от разъярённых товарищей поверженного беркутовца.

Личное мужество, гражданскую позицию и сам выбор жизненных приоритетов продемонстрировали этим проектом и украинские кинематографисты, а также их российские коллеги, представившие для "Евромайдана" несколько видеозаписей из "горячих точек".

фОТО Бориса Лабута

Временная и пространственная близость происходящего на экране, личные переживания, связанные с событиями Евромайдана у большей части зрителей, собравшихся на открытие Docudays Ua, обеспечила невероятный эффект присутствия. Преграда между экранным пространством и зрительным залом словно окончательно исчезла в финале, посвящённом прощанию с погибшими на Майдане.

Зажёгся свет, и вышедшая на сцену Марьяна Садовская исполнила "Пливе кача", ставшей для поднявшегося зала своеобразной минутой молчания. После троекратного "Герої не вмирають!" зрители не разошлись, словно ожидая какого-то сигнала, и несколько голосов затянули "Ще не вмерла…", тут же подхваченный залом.

фото Вадима Лисенка

Ощущение, что за пределами Дома кино зрителей ожидает возвращение к экранной реальности, нашло своё подтверждение для тех, кто на расположенной в пяти минутах ходьбы площади Льва Толстого стал очевидцем инцидента с двумя нетрезвыми парнями, которые, назвавшись членами самообороны, попытались, размахивая оружием, напасть на прохожего, но встретили яростное сопротивление не только выбранной жертвы, но и десятка людей, находившихся поблизости.

Один из нападавших удрал, второго, открывшего огонь из пистолета - по счастью, оказавшегося травматическим, - повалили на асфальт и вызвали милицию и самооборону.

Этот уличный эпизод стал словно ещё одним подтверждением, что эпоха безвременья, "болотной" стабильности, эпоха привычного бесправия и комфортного равнодушия после растянувшейся на несколько месяцев агонии наконец завершилась.

Фото Міжнародний фестиваль документального кіно про права людини Docudays UA

Реклама:

Головне сьогодні