Венская экскурсия: Дни австрийского кино
Край гор и вод, страна потоков, ставшая основой едва ли не наиболее благополучной среди европейских империй, заслужившей благодарную память умеренностью исторических катаклизмов (и оказавшейся тем тихим омутом, откуда выбрались демоны нацизма), родина выдающихся, самобытных литераторов и композиторов – которых так часто принимают за немецких литераторов и композиторов, – Австрия, несмотря на все исторические драмы, ставшие общим прошлым для австрийцев и украинцев, остаётся для нас terra incognita.
Единственным заметным мероприятием, выступающим своеобразным гидом в том пространстве белых пятен, которое представляет для наших соотечественников современная австрийская культура, является организованный компанией "Артхаус Трафик" фестиваль "Неделя австрийского кино", чьё открытие в третий раз прошло в столичном кинотеатре "Киев".
Выбор фильма-открытия оказался нетривиальным и при этом весьма уместным- документальная лента "Большой музей" Йоханнеса Хольцхаузена, представившего фильм киевской публике, является счастливой возможностью заглянуть в закулисье одного из прекраснейших музеев Европы, венского Музея истории искусств, свидетеля и символа величия австрийской культуры, её горделивую витрину.
Само здание, выстроенное специально для Музея в конце XIX столетия, пышный дворец с убранством в стиле необарокко, предполагает консервативный подход в репрезентации культурного наследия.
При этом его сотрудники, сумевшие совместить профессию с увлечением, работу - с образом жизни, озабочены не только тем, как вырвать это наследие из липких пальцев времени, кропотливо, безостановочно, бесконечно реставрируя экспонаты и приобретая новые, убеждая аристократические семьи передавать им фамильные реликвии, безжалостно и не слишком успешно охотясь за молью, но и тем, как лучше вписать экспозиции в контекст сегодняшнего дня, как, меняя расположение картин и порядок прохождения залов, экспериментируя с деталями интерьера и ценовой политикой, привлечь, удержать внимание разбалованного, пресыщенного гражданина современной Европы.
Вошедшие в программу игровые ленты относятся к числу камерных драм, посвящённых универсальным психологическим конфликтам.
Так, "Божья роса" дебютантки Катарины Мюкштайн повествует о 14-летней девушке и о её матери, которую она практически не помнит, поскольку та провела последние десять лет в тюрьме.
История (уже знакомая украинскому зрителю по прошлогодней "Молодости", где фильм Мюкштайн был показан в рамках основного конкурса) трудного установления контакта между этими одинокими, мучительно тянущимися друг к другу людьми, при всей эмоциональной насыщенности, практически лишена острых сюжетных поворотов.
Ещё одна дебютантка, Йоханна Модер, посвятила свой фильм взаимоотношениям братьев, не просто различных по характеру, но и олицетворяющих противоположные представления о жизненных ценностях: актёра из труппы захудалого экспериментального театра, которому приходится подрабатывать носильщиком и выпрашивать унизительные подачки у отца, чтобы как-то держаться на плаву, и успешного топ-менеджера, гордость семьи.
Между тем, герои оказываются весьма сходными в своём тщеславии и малодушии, в парадоксальном сочетании взаимной отчуждённости и привязанности. Приз зрительских симпатий на фестивале Макса Офюльса кажется весьма уместной наградой для этой превосходно разыгранной, насыщенной неожиданными психологическими перипетиями драмы.
Действие картины Флориана Фликера "Пересечь границу" разворачивается на обочине евросоюзных магистралей, в те времена, когда восточная граница Австрии ещё оставалась строго охраняемым форпостом Западной Европы.
Герои фильма - пара, живущая в живописной приграничной глухомани, рыбак и бывшая проститутка из Словакии, содержащие придорожное кафе и помогающие за сдельную плату нелегалам, бегущим в поисках лучшей жизни из руин советских колоний, молодой солдат, откомандированный к местному пограничному пункту и увлёкшийся таинственной словачкой то ли от безделья, то ли в порыве искренней страсти, и офицер-пограничник, с азартом охотящийся за нарушителями.
Эта драма с отчётливым привкусом нуара показывает, что все достижения цивилизации остаются лишь ненадёжным покровом для человеческих страстей, при первой удобной возможности сбрасывающих узду.
Также стоит обратить внимание на подборку короткометражных фильмов-участников австрийского фестиваля ARS ELECTRONICA, хорошо известного киевлянам по проводившимся некогда "ночным" программам в кинотеатре "Жовтень".
Это настоящий the best of компьютерной анимации, как экспериментальной и выполненной в жанре видео-арта, так и сюжетной, рассчитанной на самую широкую аудиторию.
В завершение уместно упомянуть о печальном событии, не имеющем прямого отношения к фестивалю, но являющемся важным, драматическим для австрийского и мирового кинопроцесса.
Накануне открытия "Дней австрийского кино" стало известно, что выдающийся режиссёр-документалист Михаэль Главоггер скончался от малярии в Либерии на съёмках очередной картины.
Уход большого художника всегда переживается ценителями его творчества как личная драма, но отечественные поклонники фильмов Главоггера - многие из которых смогли в 2012-м году посетить встречу с режиссёром на фестивале Docudays UA, где он представил свой новый шедевр "Славу блуднице", ставший его последним кинофильмом, - оплакивают эту утрату и как уход человека, некогда предоставившего (подобно своему соотечественнику и соратнику Ульриху Зайдлю с его картиной "Импорт/Экспорт") право голоса самым обездоленным среди украинских граждан.
В наиболее прославленной картине Главоггера, "Смерти рабочего" 2005-го года, галерею образов ежедневного подвига людей, трудящихся в самых непредставимо тяжёлых, нечеловеческих условиях, открывало путешествие по донбасским копанкам.
Одновременно со столицей, где "Дни австрийского кино" проходят в кинотеатре "Киев", фестиваль стартовал в Одессе (кинозал "U-Cinema" на Одесской киностудии), Харькове (кинотеатр "8½") и Львове (Палац Мистецтв).