Свой путь к джазу

Эти заметки предназначены не для тех, в чью жизнь уже вошел джаз как непременная музыкальная составляющая, кто уже любит и умеет слушать джаз. Ибо джаз надо уметь слушать, просто к одним это умение приходит спонтанно, естественно, так что само слово "умение" здесь покажется странным. Просто "ловишь кайф" и все!

Но речь идет о тех, кто испытывает интерес или даже любопытство в отношении этого большого и разнообразного музыкального мира, который занимает некое особое положение между культурно обязательной классикой и навязчивой коммерческой популярной музыкой.

Джаз не обязателен в том смысле, в котором считается обязательным для культурного человека знакомство с классической музыкой, посещение театра и т.п. Награда здесь именно удовольствие, а не чувство приобщения к высоким культурным ценностям, которое не свободно от элемента культурного долга.

В джазе все сводится к тому, нравится или не нравится. Однако джаз и не элементарен.

Джазовые музыканты любят говорить, с одной стороны, о том, что они играют просто для того, чтобы доставить удовольствие слушателям, а с другой – (и чем значительнее музыкант, тем настойчивее он проводит эту мысль) о серьезности своей музыки.

Поэтому путь к этому удовольствию порой требует усилия культурной любознательности, коль скоро оно не приходит само.

Словом, речь о том, чтобы найти свой путь вхождения в джаз, почувствовать в нем "свои" вибрации, а через них как по мостику перейти к тем сторонам джаза, которые поначалу кажутся чуждыми.

Самый чувственно-привлекательный элемент музыки – это мелодия. Попросту говоря, вероятно, большинство людей любят музыку за красивые и узнаваемые мелодии. И в джазе их множество.

Их принято называть джазовыми стандартами. Многие из них у всех на слуху. Но значительная часть из них – особенно стандарты, появившиеся в 20-х, 30-х и 40-х гг. – сочинены вовсе не джазовыми музыкантами, а профессиональными композиторами (правда, не без влияния джаза, который бурно развивался в этот период).

Однако мелодия – это, так сказать, только повод. Здесь начисто отсутствует понятие о почитании оригинального авторского замысла композитора.

Джаз начинается именно там, где исполнитель делает с "мотивом" все, что ему заблагорассудится, так что порой знакомый мотив узнается с большим трудом. Словом, джаз – это во многом импровизация исполнителя. И "научиться" слушать джаз – значит перейти от слушания мелодии к слушанию импровизации, т.е. "ловить кайф" от непредсказуемости.

Поэтому, наверное, королевский путь к джазу пролегает через стандарты.

Все знакомы с одной из самых знаменитых мелодий Джорджа Гершвина (подарившего, кстати сказать, джазу множество стандартов) Summertime из его оперы "Порги и Бесс" и чаще всего в изумительной, возможно, даже лучшей версии Луи Армстронга и Эллы Фицджеральд, где соединены звучание и симфонического, и джазового оркестров.

А много ли других версий вам приходилось слышать? Без претензий на полноту предложу лишь несколько замечательных и совершенно непохожих друг на друга исполнений: томное и одновременно лукавое – саксофониста Сиднея Беше (Sidney Bechet)

элегантное – саксофониста Чарли Паркера (Charlie Parker), альбом From Dizzy To Miles

задумчивое – трубача Майлза Дэвиса (Miles Davis), альбом Miles&Quincy-Live At Montreux

неистовое – саксофониста Джона Колтрейна (John Coltrane), альбом My Favourite Things

меланхоличное – саксофониста Пола Дезмонда (Paul Desmond), альбом Summertime

напряженно-драматичное – пианиста Маркуса Робертса (Marcus Roberts), альбом Gershwin for Lovers

самозабвенное, почти шаманское – вокалиста Эла Джерро (Al Jerreau), альбом Tenderness.

Еще один знаменитый стандарт The Man I Love также Джорджа Гершвина.

Вот несколько непохожих друг на друга версий: певицы Билли Холидей (Billy Holiday), трубача Роя Элдриджа (Roy Eldridge), пианистов Херби Хэнкока (Herbie Hancock, альбом Gershwin's World) и Маркуса Робертса (альбом Gershwin for Lovers).

Среди знаменитых стандартов 30-х Stardust Хоги Кармайкла.

Прекрасные версии оставили оркестр Глена Миллера (Glenn Miller), певец Нэт Кинг Коул (Nat King Cole), пианист Дэйв Брубек (Dave Brubeck), саксофонист Джошуа Редмон (Josua Redman) и другие.

Кажется, самым популярным стандартом за всю историю джаза остается Body and Soul Джонни Грина.

Классическими стали записи Эллы Фицджеральд, Билли Холидей, Сары Воан (Sarah Vaughan), Фрэнка Синатры (Frank Sinatra), оркестра Бенни Гудмена (Benny Goodman), пианистов Арта Тейтума (Art Tatum) и Била Эванса (Bill Evans), саксофонистов Колмана Хоукинса (Coleman Hawkings), Лестера Янга (Lester Young), Джона Колтрейна и другие.

Джазовые стандарты – это язык общения джазовых музыкантов между с собой и со слушателями.

Неизменно востребованными и исполняемыми остаются All the Things You Are Джерома Керна, Night and Day Кола Портера, Autumn Leaves Жозефа Косма и множество других.

Впрочем, продолжать их перечисление – значит уже претендовать на какую-то полноту или хотя бы репрезентативность. Такой претензии нет. Число стандартов и тем более их версий необъятно.

Это не более чем подсказка для тех, кто хотел бы начать слушать и слышать джаз. Хочется думать, что она окажется небесполезной.

Реклама:

Головне сьогодні